НОУ ВПО «ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
Реферат
Студент__________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Курс______________группа______________специальность______________
Дисциплина:______________________________________________________
Тема:____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Оценка работы
_______________________
Подпись преподавателя
_____________________
«___»______________ г.
Москва – 20____
План.
Введение.......................................................................................................3
1. Людвиг Фейербах как историк
философии (критика религии и теологии)......................................................................................................5
2. Миросозерцание древности
и христианства (в философии Фейербаха)...................................................................................................8
3. Религия и наука (в философии
Фейербаха) ..........................................9
4. Критический обзор Фейербаха
философии за период от Бэкона до Спинозы......................................................................................................10
5. Атеизм Фейербаха (Я отрицаю
бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание
человека)....................................................................................................13
Заключение.......................................................................................................14
Список литературы....................................................................................15
Введение.
В середине XIX века с острой
критикой идеализма выступил немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки зрения
Фейербаха, идеализм есть не что иное,
как рационализированная религия, а философия
и религия по самому их существу, считал
Фейербах, противоположны друг другу.
В основе религии лежит вера в догматы,
тогда как в основе философии - знание,
стремление раскрыть действительную природу
вещей. Поэтому первейшую задачу философии
Фейербах видел в критике религии, в разоблачении
тех иллюзий, которые составляют сущность
религиозного сознания. Религия и близкая
к ней по духу идеалистическая философия
возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания
богу тех атрибутов, которые в действительности
принадлежат самому человеку.
Согласно Фейербаху, для освобождения
от религиозных заблуждений необходимо
понять, что человек - не творение бога,
а часть - и притом наиболее совершенная
- вечной природы. Он писал: ”Мое учение
или воззрение может быть поэтому выражено
в двух словах: природа и человек. С моей
точки зрения, существо, предшествующие
человеку, существо, являющиеся причиной
или основой человека, которому он обязан
своим происхождением и существованием,
есть и называется не бог - мистическое,
неопределенное, многозначащие слово,
а природа - слово и существо ясное, чувственное,
недвусмысленное. Существо же, в котором
природа делается личным, сознательным,
разумным существом, есть и называется
у меня - человек”. Ф. Энгельс писал о сочинении
Фейербаха ”Сущность христианства”:
”Природа всегда существует независимо
от какой бы то ни было философии. Она есть
та основа, на которой выросли мы, люди,
сами продукты природы. Вне природы и человека
нет ничего, и высшие существа, созданные
нашей религиозной фантазией, это - лишь
фантастические отражения нашей собственной
сущности”.
Материализм Фейербаха существенно
отличается от материализма XVIII века, поскольку,
в отличие от последнего, не сводит всякую
реальность к механическому движению
и рассматривает природу не как механизм,
а скорее как организм. Он характеризуется
как антропологический, так как в центре
внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие
материи, как у большинства французских
материалистов, а человек как психофизическое
единство, единство души и тела. Исходя
из такого понимания человека, Фейербах
отвергает его идеалистическую трактовку,
при которой человек рассматривается
прежде всего как духовное существо. Согласно
Фейербаху, тело в его целостности как
раз и составляет сущность человеческого
”Я”. Духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело
- две стороны той реальности, которая
называется организмом. Человеческая
природа, таким образом, толкуется Фейербахом
преимущественно биологически, и отдельный
индивид для него - не исторически-духовное
образование, как у Гегеля, а звено в развитии
человеческого рода.
Критикуя идеалистическую трактовку
познания и будучи недоволен абстрактным
мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному
созерцанию. Полагая, что ощущение составляет
единственный источник нашего познания.
Только то, что дано нам через органы чувств
- зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает,
по Фейербаху, подлинной реальностью.
С помощью органов чувств мы познаем как
физические объекты, так и психические
состояния других людей. Фейербах не признавал
никакой сверхчувственной реальности
и отвергал возможность чисто отвлеченного
познания с помощью разума, считая последнее
изобретением идеалистической спекуляции.
Антропологический принцип
Фейербаха в теории познания выражается
в том, что он по-новому интерпретирует
само понятие ”объект”. По Фейербаху,
понятие объекта первоначально формируется
в опыте человеческого общения, и поэтому
первый объект для всякого человека - это
другой человек, ”Ты”. Именно любовь к
другому человеку есть путь к признанию
его объективного существования, а тем
самым к признанию существования вообще
внешних вещей.
Из внутренней связи людей,
основанной на чувстве любви, возникает
альтруистическая мораль, которая, по
убеждению Фейербаха, должна встать на
место иллюзорной связи с богом. Любовь
к богу, согласно немецкому философу, есть
лишь отчужденная, ложная форма подлинной
любви - любви к другим людям.
1.Людвиг Фейербах
как историк философии.
(критика религии
и теологии).
Л. Фейербах известен у нас главным
образом как автор антирелигиозных сочинений,
как критик теологии и идеализма. Да и
сам философ заявлял, что вопрос, который
неизменно был в центре его внимания, —
это вопрос о сущности религиозного мира
и борьбе против него. Этой задаче подчинено
уже первое его сочинение «Мысли о смерти
и бессмертии» (1830), принесшее ему немало
огорчений; за смелую критику христианской
догмы о личном бессмертии он был отстранен
от преподавания в Эрлангенском университете,
лишен возможности устроиться на работу
в другом месте. Фейербах был вынужден
на долгие годы уединиться в деревне Брукберге.
индивидуальное бессмертие,Фейербах
отстаивает идею морального бессмертия:
человек достигает его, создавая что-либо
непреходящее, писатель — благодаря влиянию
своих сочинений. В 1841 г. выходит «Сущность
христианства» Фейербаха, работа, в которой
он уже как сторонник философского материализма
срывает таинственный, мистический покров
с религии, сводит ее к сущности человека.
К «Сущности христианства» непосредственно
примыкает цикл лекций о «Сущности религии»
(1848). Таким образом, критика религии и
теологии, действительно, постоянно оставалась
главной темой Фейербаха до конца его
жизни. Однако перу Фейербаха принадлежат
и довольно многочисленные труды по истории
философии. Его интерес к этой области
не был кратковременным и случайным. По
окончании Берлинского университета он
читал курс лекций по логике и метафизике
в Эрлангене. Еще в 1833 г. он выпускает в
свет объемистую книгу «История философии
нового времени от Бэкона Веруламского
до Бенедикта Спинозы». В 1837 г. выходит
его монография «Изложение, развитие и
критика философии Лейбница», в следующем
году — «Пьер Бейль». Эти капитальные
труды Л. Фейербаха по истории философии
принесли ему довольно широкую известность.
Кроме этих капитальных трудов Фейербах
в 30-х годах пишет ряд рецензий на историко-философскую
литературу. Следует особо отметить одну
из них, в которой была дана критика выступавшего
против Гегеля кантианца Бахмана («Анти-Гегель»).
Характерная особенность всех историко-философских
сочинений Фейербаха состоит в том, что
они пронизаны борьбой против религиозного
мировоззрения; мыслитель рассматривает
в них историю философии как процесс освобождения
человеческого разума из-под власти религии
и теологии. Как известно, Гегель противопоставлял
религию и философию, но лишь по форме,
объявляя философию более адекватным,
логическим выражением истины, а религию
— ее отражением в символических представлениях.
Фейербах противопоставляет их по существу
и приходит к материализму через полное
преодоление религии. Во введении к «Истории
философии» Фейербах говорит о положении,
в котором очутились наука, философия
и искусство в средних веках. Безраздельное
господство религии в тот период, отмечает
он, привело к страшному оскудению и упадку,
особенно в области знания. Как мог христианин,
живущий только в боге, отрешенный от мира
сего, понять природу и сохранить склонность
к ее изучению? Природа имела для него
лишь значение конечного, случайного,
несущественного. Не менее отрицательна
была роль религии в развитии искусства.
Она лишала его свободы и самостоятельности,
делала из него средство своего украшения
и возвеличивания. Незавидное место было
отведено и философии: она должна была
при помощи разума доказать истинность
догм религии. Но человеческое сознание
и "в этих трудных условиях пробивало
себе путь к свободе. Эта же средневековая
философия, столь униженная своим желанием
обосновать предмет веры, по мнению Фейербаха,
невольно доказывала авторитет разума.
Лишенный подходящих предметов и занятий
и заключенный в темницу человеческий
дух «делает всякий случайно попавший
ему на глаза предмет, как бы он ни был
ничтожен и недостоин внимания, объектом
своих занятий и из недостатка средств
удовлетворяет свою жажду деятельности
самым нелепым, ребяческим и превратным
образом. То же можно сказать об искусстве.
Хотя оно было подчинено церкви, однако
прекрасное, как таковое, стало предметом
внимания. Искусство изгоняло из мрачной
религиозной среды меланхолию и мизантропию
и открывало перед человеком чарующий
вид прелести земной жизни, мир свободы,
красоты, гуманности и знания. Великую
победу одержал человеческий разум над
религией в эпоху Возрождения. Произведения
античных авторов, указывал Фейербах,
лишь потому были приняты в ту пору с таким
энтузиазмом, что пробужденный, свободный
и мыслящий дух признал в них свои собственные
творения. Разум опять вернулся к природе
и сделал ее объектом своего исследования,
естествознание опять вошло в почет и
получило широкое развитие.
Материализм Фейербаха
существенно отличается от материализма
XVIII века, поскольку, в отличие от последнего,
не сводит всякую реальность к механическому
движению и рассматривает природу не как
механизм, а скорее как организм. Он характеризуется
как антропологический, так как в центре
внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие
материи, как у большинства французских
материалистов, а человек как психофизическое
единство, единство души и тела. Исходя
из такого понимания человека, Фейербах
отвергает его идеалистическую трактовку,
при которой человек рассматривается,прежде
всего как духовное существо. Согласно
Фейербаху, тело в его целостности как
раз и составляет сущность человеческого
”Я”. Духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело
- две стороны той реальности, которая
называется организмом. Человеческая
природа, таким образом, толкуется Фейербахом
преимущественно биологически, и отдельный
индивид для него - не исторически-духовное
образование, как у Гегеля, а звено в развитии
человеческого рода.
Началом нового, материалистического
периода в творчестве Фейербаха следует
считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно
порывает с гегелевской философией и становится
материалистом. Критикуя идеалистическую
трактовку познания и будучи недоволен
абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует
к чувственному созерцанию. Полагая, что
ощущение составляет единственный источник
нашего познания. Только то, что дано нам
через органы чувств: зрение, слух, осязание,
обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной
реальностью. С помощью органов чувств
мы познаем как физические объекты, так
и психические состояния других людей.
Фейербах не признавал никакой сверхчувственной
реальности и отвергал возможность чисто
отвлеченного познания с помощью разума,
считая последнее изобретением идеалистической
спекуляцией.
Знаменитая книга
Фейербаха «Сущность христианства», написанная
в 1841году, была уже настоящим триумфом
материалистической философии. Цель этой
книги философ определил как «сведение
религии к антропологии». Религия как
проблема проходит красной нитью через
творчество Фейербаха. Он пишет, что его
первой мыслью был бог, второй – разум,
а третьей и последней – человек. Фейербаха
интересует не идея человечества, а реальный
человек, который, прежде всего – природа,
тело, чувственность и потребности. То
есть идеализм надлежит отвергнуть, так
как упразднил конкретного человека. Теизм
неприемлем, ибо не бог творит человека,
а человек создает бога. Фейербах в этой
работе провозгласил материализм и атеизм,
признал, что природа существует независимо
от сознания, что она есть основа, на которой
вырос человек, что вне природы и человека
нет ничего, и что созданное религией божественной
существо есть лишь фантастическое отражение
человеческой сущности. Такова основная
идея этого произведения. Имя Фейербаха
стало для того периода символом борьбы
с темнотой, суеверием и деспотизмом. После
«Сущности христианства» Фейербах выпускает
в свет целый ряд произведений:
2.Миросозерцание древности и христианства.
(в философии
Фейербаха)
Сущность язычества проявлялась
в единстве религии и политики, духа и
природы, бога и человека. Но человек во
время язычества был не человеком вообще,
а человеком определенным национально:
греком, римлянином, египтянином, иудеем;
следовательно, и его бог был национально
определенной, особенной сущностью, противостоящей
сущности, или богу, других народов, т.
е. сущностью, противоположной духу, выражающему
сущность всего человечества и в таком
качестве всеобщее единство всех пародов
и людей.
Устранением этого противоречия
в язычестве была языческая философия,
которая вырывала человека из его национальной
замкнутости и самообособленности, возвышала
над ограниченностью народного самомнения
и народной веры и приводила к космополитической
точке зрения. Она поэтому подобно силе
мыслящего духа, расширяя ограниченное
сознание народа до всеобщего сознания,
была как бы неумолимым роком по отношению
к богам язычества и духовным основанием
гибели особенностей языческих народов
как господствующих над миром божественных
сил. Но философия устраняла это противоречие
лишь в мышлении, т.к. отвлеченно.
Это противоречие нашло свое
действительное разрешение только в христианстве,
ибо в нем слово стало плотью, т. е. всеобщий
разум, обнимающий все народы и всех люд
ей, устраняющий все враждебные различия
и противоположности между людьми, этот
всеобщий и чистый разум, составляющий
поэтому сущность человечества, тождественную
с божественной сущностью, стал предметом
непосредственной достоверности, предметом
религии. Христос не что иное, как сознание
человеком единства своей и божественной
сущности, сознание, которое, когда наступило
время его превращения во всемирно-историческое,
должно было стать непосредственным фактом,
соединиться в одной личности, затем воплотиться
в одном индивидууме и противоставить
себя миру, пребывавшему еще в древнем
противоречии народных различий, как творца
новой мировой эпохи.
Поэтому в христианстве бог
как дух стал предметом человека, ибо бог
только в той чистоте и всеобщности, в
которой он признавался христианством
как всеобщая сущность, очищенная от всякой
национальной и иной естественной особенности
и различия, является духом. Но дух постигается
не во плоти, а лишь в духе. Поэтому вместе
с христианством установилось различие
между духом и телом, чувственным и сверхчувственным
— различие, которое, однако, по мере определенного
развития ряда моментов в истории христианства
усилилось до противоположности, даже
до раздвоения духа и материи, бога и мира,
сверхчувственного и чувственного. А так
как в этой противоположности сверхчувственное
определялось как существенное, а чувственное
как несущественное, то христианство стало
в своем историческом развитии антикосмической
и отрицательной религией, отвлекающейся
от природы, человека, жизни, мира вообще,
и не только от суетной, а и от положительной
стороны мира, религией, не признающей
и отрицающей свою истинную сущность.