Философия Николая Кузанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.

Содержание

Введение
1. Вехи жизни и творчества Николая Кузанского
1.1. Начало пути
1.2. Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского
1.3. Гуманисты и Николай Кузанский
1.4. Естественные науки в творчестве Кузанского
1.5. Философия в творчестве Кузанского
2. Философия Николая Кузанского
2.1. Проблема соотношения бога и мира
2.2. "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"
2.3. Понятия "развертывания" и "свертывания"
2.4. Проблема бесконечности и новая космология
2.5. Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие природы и бога
2.6. Познание
2.7. Вера и знание
2.8. Интуиция и бесконечность познания
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия7.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

1. Вехи жизни и творчества Николая Кузанского

1.1. Начало пути

1.2. Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского

1.3. Гуманисты и Николай Кузанский

1.4. Естественные науки в творчестве Кузанского

1.5. Философия в творчестве Кузанского

2. Философия Николая Кузанского

2.1. Проблема соотношения бога и мира

2.2. "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"

2.3. Понятия "развертывания" и "свертывания"

2.4. Проблема бесконечности и новая космология

2.5. Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие природы и бога

2.6. Познание

2.7. Вера и знание

2.8. Интуиция и бесконечность познания

Заключение

Список использованной литературы

 

      Введение 

     Николай Кузанский является крупнейшим европейским  мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.

     Время жизни и творчества философа - эпоха  перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую  принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.

     Именно  противоречивость, свойственная данной эпохе, - одна из особенностей философии  Николая Кузанского, представляющих борьбу разных тенденций. Антифеодальное в основе своей содержание его философии еще сковано средневековыми представлениями.

     Спекуляции  об ангелах, восхваление веры, призывы  к аскетизму, придание в развитии организма человека числу семь особого  значения, призывы к умерщвлению  плоти, несовместимые с жизнерадостным духом Возрождения и в тоже время - свойственные новым временам критическое отношение к схоластике, интерес к античности, к познанию природы, высокая оценка математики, человеческого разума характерны для философии Кузанца. Недаром горячий поклонник Николая Джордано Бруно писал о нем: "Он был подобен пловцу, которого бурные волны кидают то вверх, то вниз, ибо он не видел непрерывного, открытого, ясного света, он не плавал в спокойной, ясной воде" [1, с. 368].

     В наши дни философское творчество Николая Кузанского представляет большой интерес и занимает прочное место в истории философии: ни один историк философии, анализирующий мировоззрение эпохи Возрождения, не может пройти мимо философского учения Николая из Кузы, поскольку именно философия Кузанского демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим представлениям.

     Однако  чтобы лучше понять значение философского творчества Кузанца в истории  Возрождения, следует рассмотреть  и исследовать не только его философию, но и обстоятельства личной жизни, его  взаимоотношения с различными слоями тогдашнего общества. 

 

1. Вехи жизни и творчества Николая Кузанского

1.1 Начало  пути 

     Николай Кузанский родился в 1401 году в  Германии - в местечке Куза Трирской епархии, в семье зажиточного  крестьянина - рыбопромышленника Иоганна Кребса. Биографы сообщают [2, c. 11], что незаурядные способности Николай обнаружил еще в детстве: он много читал, и очень скоро его интересы вышли за пределы отцовских занятий. Отцу не удалось заставить сына идти по своим стопам. Подростком Николай бежал из родного дома и нашел прибежище у графа Теодориха фон Мандершайда, который занялся образованием подающего надежды подростка.

     Граф  покровительствовал Николаю в течение  многих лет, способствуя его карьере. Предполагают, что на первых порах  граф отдал способного подростка в школу "братьев общей жизни" в Девентере (Голландия), где впоследствии обучался Эразм Роттердамский. Это была школа мистиков, владевших имуществом сообща, отвергающих богатство, славу, а вместе с ними и все светское, мирское. Наставники этой школы проповедовали аскетизм и благочестие, с помощью которых надеялись приблизиться к Христу. Обучали в Девентере "семи свободным искусствам" и в то же время отвергали знание, считая его недостаточным для постижения бога. Возможно, здесь Николай проникся ненавистью к роскошной, разнузданной жизни высших сановников римской церкви, здесь получил первые уроки аскетизма, отсюда вынес неприязнь к премудростям схоластиков.

     Вернувшись  в Германию, Николай некоторое  время изучал философию в Гайдельбергском  университете. Шестнадцатилетним юношей, подобно знаменитым соотечественникам Пурбарху и Региомонтану, будущий философ устремился в Италию, известную своими гуманистами по всей Европе. Здесь, в Падуанском университете в школе церковного права Николай завершил свое образование.

     Именно  в Падуе проявилось увлечение  Кузанца естественными науками  математикой, медициной, астрономией, географией. Одним из его друзей стал Паоло Тосканелли (1377-1446), будущий знаменитый математик, физик, географ, первый наблюдатель-астроном в Европе, которому многим был обязан Кузанский. Тосканелли обратил его внимание на ошибки астрономических альфонсовых таблиц, которые Кузанский пытался исправить. В Падуе Кузанский познакомился и со своим будущим другом, профессором права Джулиано Цезарини (1398 - 1444), который пробудил в ученике любовь к классической литературе и философии. Свои основные философские трактаты "Об ученом незнании" и "О предположениях" Николай посвятил именно Цезарини.

     В годы учебы Николая в Падуе  преподавал лучший эллинист и латинист своего времени Филельфо (1398 - 1481), лекции которого, возможно, слушал Николай.

     Окончив университет в 1423 году и получив  степень доктора канонического  права, Николай посетил в следующем  году Рим, где познакомился с гуманистом Поджо Браччолини, в то время канцлером Римской сеньории. 

     1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского 

     Вернувшись  на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный его покровителем-графом, Кузанский решил посвятить себя богословской деятельности. В течение года будущий кардинал изучал богословие в Кельнском университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с. 53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанский поступил секретарем к папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Став через некоторое время священником, а затем деканом церкви св. Флорина в Кобленце, Николай не утратил своего увлечения античностью. По примеру других гуманистов он разыскивал в монастырских библиотеках древние рукописи; ему удалось найти 12 неизвестных в то время комедий Плавта.

     Близко  был знаком Кузанский и с крупными гуманистами того времени Амброджо Траверсари (ум. 1439) и Лоренцо Валла (1407-1457). Именно благодаря содействию Траверсари Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию.

     Необычайно  одаренный, преданный церкви и энергичный священник делает успешную церковную  карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования церковных нравов и  учреждений, и становится (в 1448 году) кардиналом.

     Его многообразная церковно-политическая деятельность была направлена к попыткам восстановления единства и авторитета католицизма, достижению мира и согласия вероисповеданий. Например, когда в 1437 году церковное руководство решило послать в Константинополь миссию для переговоров с греками по поводу объединения западной и восточной церквей, в это посольство включили и Николая, учитывая его прекрасное знание греческого языка. Необходимо отметить, что Кузанский был к тому же знатоком арабского и древнееврейского языков, что позволило ему глубоко вникнуть в существо средневековой арабской и еврейской философии. В Константинополе он собрал ценные греческие рукописи, которые привез в Италию. Возвращаясь из Константинополя, после изучения работ Псевдо-Дионисия он приходит к одному из основных положений своей философии - к идее совпадения противоположностей [2, c. 13].

     Кроме того, Кузанский ведет переговоры с гуситами в Чехии (результаты которых были неудачными), выдвигает планы имперских реформ, борется с развращенностью духовенства.

     Благодаря покровительству пап (особенно папы гуманиста Пия II) Николай Кузанский  играл выдающуюся роль в церковно-политической жизни Европы своего времени, вместе с тем уделяя большое внимание научным занятиям. В 1459 году Кузанский даже замещал в Риме отлучившегося на некоторое время папу Пия II. Уже на склоне лет Николай путешествовал по монастырям Германии с целью реформировать их, чтобы удержать духовенство от падения нравов.

     Видную  роль играл Кузанский на Базельском соборе, куда прибыл в 1433 году. Здесь он выступал сначала как сторонник верховной власти соборов и противник папского абсолютизма, но затем встал на сторону папы Евгения IV. Возможно, здесь сыграло роль покровительство римских пап этого времени гуманистам.

     Николай, начиная с 1437 года и вплоть до своей смерти в Тоди в 1464 году, связывает свою судьбу с римскими папами. При этом он отличался честностью и принципиальностью и не боялся выступить с критикой папы и римской курии. 

     1.3 Гуманисты и Николай Кузанский 

     Связи Николая Кузанского с великими гуманистами  Энеем-Сильвием Пикколомини (впоследствии папой Пием II), с Лоренцой Валлой, Амброджо Траверсари и другими не исчерпывались личным знакомством и дружбой.

     Филологическая  культура гуманизма сказалась в  том, что кардинал из Кузы изучил греческий язык и обратился к подлинным памятникам античной философии (известно, что он читал в оригинале Платона и Прокла), а имевшие прочную средневековую традицию "Ареопагитики" предпочитал читать в новом латинском переводе, сделанном для него его другом гуманистом Амброджо Траверсари. Но собственно филологические занятия играли для Кузанца роль подсобную.

     С гуманизмом Николая Кузанского связывает  обращение к диалогической форме  в ряде важных его сочинений (цикл диалогов, объединяемых участием в них "Простеца"). Само обращение в этих диалогах к образу "неученого", "простака", которому открыты глубочайшие истины философии, имело полемический, антисхоластический характер и, несомненно, связано с гуманистической полемикой против "профессиональной" философии университетов. Правда, стиль его латинских сочинений далек от легкости и изящества творений итальянских гуманистов.

     С гуманистами связывают Николая  Кузанского и общность научных интересов, углубленное внимание к проблемам  астрономии, космографии, математики - при этом речь идет не о "литературном", "филологическом" движении в гуманизме, а о гуманистах-ученых, таких, как его друг и соученик Паоло Тосканелли. Естественнонаучные и математические интересы Николая Кузанского ближе к новой науки итальянского Кватроченто [3, c. 55], чем к схоластической науке средневековья.

     В области естествознания он идет дальше многих современников-гуманистов. 

     1.4. Естественные науки в творчестве Кузанского 

     Естественнонаучные  принципы Кузанца во многом соответствовали духу времени. Николай Кузанский выдвинул требование методического использования математики, требование счета, взвешивания, измерения в деле познания природы. Его сочинение "Об опыте со взвешиванием" являлось провозвестником новой эпохи, эпохи господства науки и техники [2, с.19]. Николай ставит в этой работе проблемы статики и динамики, экспериментальной физики. От передовых ученых и художников своего времени он унаследовал принцип связи теории и практики. Кузанский первым составил географическую карту Европы. Он же предложил реформу юлианского календаря, давно нуждавшегося в улучшении, которая была осуществлена лишь через полтора столетия.

     Кантор, известный историк математики, отмечает весьма значительную роль философа в  истории математики, в частности, в решении вопроса о квадратуре круга, об исчислении бесконечно малых величин. Впрочем, еще Бруно оценил роль "божественного" Кузанца в области математики, назвав его "изобретателем прекраснейших тайн геометрии" [1, с. 287].

     Идеи  Николая в области космологии в некотором отношении были революционнее идей Коперника и подготовили учение Бруно о бесконечности вселенной, о существовании обитаемых миров за пределами Земли.

     Им  оставлено обширное литературное наследие, включающее научные трактаты и проповеди, сочинения по философии, богословию, по церковно-политическим вопросам и объединяемое единой системой религиозно-философских воззрений. 

     1.5. Философия в творчестве Кузанского 

     Философские идеи развиты Николаем Кузанским  в сравнительно небольшом количестве произведений. К главным философским сочинениям Кузанского относят [3, с.53] трактат "Об ученом незнании" (1440), примыкающий к нему одновременно написанный логико-философский трактат "О предположениях", теологические трактаты "О сокрытом боге", "О поисках бога", "О сыновности бога", "О подателе света", относящиеся к 1442-1445 годам; "О творении" (1447) и содержащие дальнейшее развитие его философской системы "Апология ученого незнания" (1449), диалоги с участием "Простеца"; "О мудрости", "Об уме", "Об опыте со взвешиванием", относящиеся к 1450 году, "О видении бога" (1453), "О берилле" (1458), "О бытии-возможности" (1460), "О неином" (1462), "Об охоте за мудростью" (1463), "О вершине созерцания" (1464).

Информация о работе Философия Николая Кузанского