Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:37, контрольная работа
Цель данной работы: изучить философские мысли Нового времени. Исходя из поставленной цели, определяются задачи: определить, что есть эмпиризм и рационализм; обратиться к их основоположникам и сторонникам; описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эмпиризм философии Нового времени……………………………………. .4
2. Рационализм философии Нового времени…………………………………. 9
3. Практическое задание ……………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………..16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет Финансы и кредит
Кафедра Философии, истории и права
Направление бакалавр экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
По дисциплине Философия
ТЕМА Философия Нового времени
Вариант 10
Барнаул 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Начавшееся в XVI-XVII вв. Новое время, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства. Новое время - это эпоха быстрого развития науки и техники. В философии утверждается механицизм под влиянием таких точных наук, как механика и математика. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек как инициативный и деятельный работник.
Основной темой философии этого времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.
Такие ученые как Ф. Бэкон, С. Гоббс, Дж. Локк были сторонниками эмпиризма. Они утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека, так же призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц придерживались рационализма, полагая основным источником достоверного знания - знание. Основателем данного течения считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению", считавший, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы и ничто не принимать за окончательную истинную.
Данная тема актуальна тем, что период Нового времени внес весомый вклад в философскую мысль в само учение философии.
Цель данной работы изучить философские мысли Нового времени. Исходя из поставленной цели, определяются задачи: определить, что есть эмпиризм и рационализм; обратиться к их основоположникам и сторонникам; описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.
Эмпиризм философии Нового времени
XVI-XVII века открывают новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в веке. Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии.
Огромную роль на философскую мысль периода Нового времени сыграло развитие естествознания. Оно получило название «нового естествознания». Среди всех открытий, прежде всего, следует выделить разработку гелиоцентрической (солнце является центром, вокруг которого вращаются планеты) картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической картине мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.).
Активно участвовала философия в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и других философов XVII в. способствовало бурному развитию естествознания. Они совместно с естествоиспытателями работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения. Потребности мореходства определили развитие астрономии; кораблестроение, военное дело, строительство городов – развитие механики и математики. Новая наука начинает опираться прежде всего на практику материального производства: совершенствование орудий производства в металлургической и угольной промышленности, изобретение машин в текстильной промышленности.
В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Гоббс и Гроций). Бойль применил механику в химии и разработал понятие химического элемента. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Выдающийся вклад в развитие механики, физики, математики, физиологии внесли
Г. Лейбниц и Р. Декарт. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита.
В XVII веке так же на первый план выходят вопросы гносеологии. Гносеология – «философское учение о человеческом познании». Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество выработало познание. Задача гносеологии является выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные свойства (что есть истина? – важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности развития человеческого знания. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с психологией, кибернетикой и лингвистикой.
Гносеологическая философия состоит в изучении познавательного отношения в системе “мир-человек”. Начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания. Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания. Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется). Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности. Центром философствования становится "человек мыслящий": "я мыслю, следовательно, существую" - формулировал свое кредо представитель рационализма Декарт. Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности.
Выделяют два основных направления: эмпиризм – «направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний» и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Основателем эмпиризма считается Френсис Бэкон (1561-1626), который был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «знание - сила».
Исходя и познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Бэкон разработал классификацию наук. На память основывается история как описание фактов, на воображение – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук и философии. Кроме философии Бэкон выделяет также и «первую философию», которая включает в себя «естественную теологию» (познание Бога через факты природы); «антропологию» (учение о человеке) и «философию природы».
Прежде чем
восстанавливать науки, нужно вскрыть
те факторы, которые привели к
ее отставанию от жизни и опыта. Созидательной,
положительной части новой
Бэкон образно характеризует метод познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истину из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы - умственная переработка опытных данных.
Метод пчелы позволяет перейти к познанию вещей. Элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта.
Материалистические воззрения Ф. Бэкона были систематизированы и развиты в сочинениях другого английского философа Томаса Гоббса (1588 —1679). Т. Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя — вечна, а тела и явления — временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений.
Томас Гоббс был представителем номинализма и эмпиризма гносеологии, хотя в его учении налицо и некоторые элементы рационализма. Он подчеркивал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которого не было бы первоначально в органах ощущения.
Философия, по Гоббсу, «врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах». Под рассуждением он понимает исчисление, поскольку вычислить - это значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Значит, рассуждать - это то же самое, что складывать и вычитать. Таким образом, логика у Гоббса совпадает с математикой, а мышление - с техникой счета.
Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632-1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.
Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632-1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.
Согласно Локку, не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею Бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Локка делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Локка явный рационалистический элемент.
2. Рационализм философии Нового времени
Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.
Родоначальником рационализма является Рене Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме.
Главный метод познания для Р. Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.
Основные положения своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах.