Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:58, реферат
Это не только потрясения и переворот в общественно-политических взглядах, но и обобщение завоеваний всей европейской науки. С этим временем связаны крупнейшие преобразования в естественных науках, возникновение новых направлений в философии, а также развитие многих политических идей.
Родоначальником английской материалистической философии и экспериментирующей науки был английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), идеолог нарождавшейся промышленной буржуазии, выдающийся политический деятель, сторонник политических реформ. Видное место в его философии занимают критика средневековой схоластики, выделение особой роли естественных наук в познании мира, стремление связать философию с современным ему научным знанием.
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Это не только потрясения и переворот в общественно-политических взглядах, но и обобщение завоеваний всей европейской науки. С этим временем связаны крупнейшие преобразования в естественных науках, возникновение новых направлений в философии, а также развитие многих политических идей.
Родоначальником английской материалистической философии и экспериментирующей науки был английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), идеолог нарождавшейся промышленной буржуазии, выдающийся политический деятель, сторонник политических реформ. Видное место в его философии занимают критика средневековой схоластики, выделение особой роли естественных наук в познании мира, стремление связать философию с современным ему научным знанием.
Большую роль в критике средневековой философии сыграло учение Бэкона о «призраках» (или «идолах», предрассудках человеческого сознания), задерживающих научный прогресс. Это призраки: 1) рода 2) пещеры 3) рынка (площади) 4) театра. Два первых признака происходят вследствие «естественных свойств человеческого ума», который отражает окружающий мир не совсем адекватно; два последних являются приобретенными вследствие общения и в результате воздействия на сознание ложных теорий и философских учений, слепого поклонения авторитетам.
В противоположность схоластике Бэкон признает предметом философии природу, Бога и человека (так называемая естественная теология, познание Бога через факты природы), где главное -природа.Задача философии - изображение того, что есть в действительности, главное - не описание, а исследование. Видное место в философии Бэкона занимает учение о познании. Сложен путь познания, идущий от опыта до высшего обобщения. Первая ступень познания - чувственное знание, которое лежит в основе всех остальных ступеней. Затем в процессе познания включается разум, обрабатывающий факты, полученные при помощи индуктивного метода. Путь познания идет от частного к общему, от простого к сложному, от изучения предметов к сложным телам и от них - к формам. Многообразие форм связывалось у Бэкона с их движением.
Заслуга Бэкона состоит прежде всего в том, что он показал научный путь для обобщения уже открытых фактов. Этот метод сохраняет свое значение в методологии науки до наших дней.
Систематизировал и развил философию Бэкона английский философ-материалист Т. Гоббс (1588-1679). Основой всего для него являлись материя, тело, независимое от человеческого мышления. Материя вечна, это сущее, она может быть познана органами чувств и разумом. Временны лишь формы материи. Свойства тела - протяжение, движение и покой.
В качестве методов познания Гоббс признавал как анализ, так и синтез. Он особо отмечал роль языка в познании: с его помощью люди регистрируют ход мыслей (имена служат метками для запоминания) и обозначают при общении мысли, чувства (имена выступают как знаки). Речь дает возможность регистрировать открытия, сообщать знания, желания и намерения, но она же одновременно является источником ошибок, потому что имена способствуют подмене вещей словами. Продукты чувственного познания и образы обозначаются знаками. Гоббс делает особый акцент на значении знаков, так как слово, по его мнению, - это имя, условное по отношению к вещи, не обозначающее ее сущность, но являющееся результатом соглашения большой группы людей.
Состояние политической борьбы в Англии, эпоха приближения буржуазной революции обусловили особое место в философии Гоббса учения о человеке, гражданине, обществе. Гоббс - последователь теории общественного договора в вопросе возникновения государства. Вначале люди находились в так называемом «естественном состоянии» -состоянии «войны всех против всех». Царило естественное право, все были равны и имели равные возможности, следовательно, равные надежды в достижении своих целей, и вели войну в условиях отсутствия каких-либо законов, регламентирующих человеческое общежитие. Всеобщая война сделала невозможным развитие науки, ремесел, нормальной жизни. Все это, а также страх смерти склонил людей к миру, регламентированному так называемыми естественными законами, подсказанными разумом. Первым из них является закон, предписывающий стремление к миру, второй представляет собой вариант знаменитого «золотого правила нравственности»: поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы люди поступали по отношению к тебе. Всего Гоббс формулирует 19 естественных законов, многие из которых посвящены вопросу регулирования отношений собственности. В результате наступает эпоха гражданского состояния, появляется государственная власть, на которую люди частично переносят свои естественные права и которая тем самым обязана регулировать общественную жизнь. Наилучшей формой государства Гоббс считал монархию.
Видную роль в материалистической философии Нового времени играл голландец Б. Спиноза (1632-1677). Особое значение его учения заключалось прежде всего в попытке обобщить состояние естествознания XVII в. и в общем виде сформулировать законы жизни природы. Природа, по Спинозе, вечна, существует сама по себе, она управляется механическими законами, распространяющимися на все части и явления природы, не исключая самого человека. Философия Спинозы пантеистична, она отождествляет Бога, субстанцию и природу. Субстанция проявляет себя в атрибутах. Человек познает два из них: это протяжение, выражающее материальность субстанции, и мышление. Мышление, кроме знания о вещах, включает также знание о знании: «Порядок и связь идей тот же, что и связь вещей».
Все связи природы, по Спинозе, являются абсолютно необходимыми. Задача - силой разума проникнуть в смысл связи, превратив ее тем самым в осознанную логическую связь. Лишь незнание причин создает представление о случайности, объективной случайности не может быть. Случайное противопоставляется необходимости, оно относится к области конечных, единичных вещей.
Необходимость у Спинозы связана с атрибутами и субстанцией. Субстанция познается высшей ступенью познания - интуицией, а не опытом или воображением. Воображение дает лишь случайные представления. Опытное восприятие охватывает лишь конкретное единичное явление, взятое вне его связей и закономерностей, и поэтому знание о нем является неполным. Разум познает истинное и всеобщее во всех телах, с его помощью возможно познание не только вещей, но и самого знания. Но наиболее глубоко проникает в законы природы интуиция, которая дает общую связь природы в целом и ведет к истине.
В это же время во Франции появился выдающийся философ, обобщивший завоевания европейской науки, с чьим именем связаны крупнейшие преобразования в естественных науках XVII в. - Р. Декарт(1596-1650).
Будучи представителем дуализма, Декарт утверждает равноправное существование двух субстанций - материальной, атрибутом которой является протяженность, и идеальной, атрибутом которой является мышление.
Как философ-рационалист, Декарт утверждал, что путь открытия истины, к отысканию достоверного исходного принципа лежит через дедукцию и синтез. Критерий истинности или ложности идей для Декарта находится всецело в сфере сознания, это «ясность и отчетливость». Для того, чтобы прийти к отчетливому и ясному знанию, необходимо подвергнуть сомнению всю совокупность прошлых знаний. Это сомнение носило прогрессивный характер, оно отвергало все необоснованное в знаниях и утверждало лишь то, что подтверждалось развитием науки. Тем не менее, по Декарту, сомнение необходимо не только вследствие ошибочности прошлых философских систем, но также и вследствие характера самого познания. Опыт, заявлял Декарт, говорит нам об обманчивости чувств, так, например, чувства заставляют человека верить, что Солнце движется вокруг Земли. В результате того, что все подвергается сомнению, остается одно: единственное в чем можно не сомневаться - это сам факт сомнения. Но процесс сомнения -это процесс мышления. «Мыслю, следовательно существую» -знаменитое положение Декарта, это, по его мнению, и есть первая отчетливая и ясная истина, отправной пункт для дальнейшего философствования.
Чтобы построить подлинно научную систему знания, по Декарту, необходимо также соблюдать четыре правила: первое правило состоит в том, чтобы считать истинным только то, что с очевидностью познается таковым, представляется уму вполне ясно и отчетливо; второе – требует разделить возникшее затруднение на столько частей, на сколько это требуется для его лучшего разрешения; третье требует упорядочить мышление, начиная исследование с наиболее простых явлений и постепенно восходить к познанию более сложных; четвертое правило требует во всех областях знания составлять полный перечень фактов и открытий, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.
Особое значение для развития свободомыслия в Европе XVII в. имело учение Декарта о постепенной эволюции мира. Он считал, что, получив импульс к движению от Бога, мир впоследствии развивался уже по собственным законам.
Материализм Нового времени был метафизическим, механистическим. Диалектика как учение о развитии, постоянном движении и изменении в это время развивалась философами-идеалистами.Большой вклад в нее внес Г.В. Лейбниц (1646-1716), выдающийся немецкий философ и ученый.
С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога. Мир состоит из мельчайших элементов - монад, особых простых субстанций, которые входят в состав сложных субстанций. Монады не имеют протяжения, фигуры, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц наделяет монады принципом силы, активности. Но активность их объясняется телеологически (с точки зрения всеобщей подчиненности конечной цели) и теологически. Бог не только породил Вселенную, но постоянно направляет ее ко все более совершенным и богатым формам.
В учении о монаде как частице,
связанной единством с бесконечным миром, Лейбниц
сформулировал диалектическую идею. Поскольку в природе все связано
со всем, постольку монада представляет
собой Вселенную. В этом проявляется связь
индивидуальной субстанции со всем миром.
Другим видным представителем идеализма
в философии в конце XVII - начале XVIII в. был
английский философ Д. Беркли (1684-1753).
В истории философии учение Д. Беркли одно из самых интересных. Во-первых, это строгая логическая аргументация всех предлагаемых принципов при условии отрицания всех реальных форм восприятия. Во-вторых, полностью отвергая возможность абстрактного, понятийного мышления, которое, по Беркли, является лишь заблуждением ума, он строил концепцию абстракций, не лишенную определенного гносеологического содержания, поскольку представление соединяет в себе чувственно-наглядный и абстрактно-всеобщий моменты познания. В-третьих, Беркли отчасти удалось избежать солипсистских выводов при принятии солипсизма (признание реально существующим только одного воспринимающего, мыслящего субъекта). Источник идей, по Беркли, - Бог, или верховный дух. Поэтому человеческое знание - это, во-первых, знание идей, и, во-вторых, знание духов. Основной тезис Беркли: существовать - значит быть в восприятии. Предметы реальны постольку, поскольку их можно рассматривать как комплекс ощущений индивида.
Единственной субстанцией является дух. Против существования материи как субстанции Беркли выделял четыре аргумента:
1. В опыте мы имеем дело лишь с единичными вещами, общие понятия - это лишь имена. Абстрактные понятия невозможны, следовательно, невозможно и абстрактное понятие материи (Беркли смешивал представление, связанное с конкретными свойствами, и понятие, связанное с существенными свойствами объекта).
2. Если допустить существование вне духа вещественных субстанций, то как мы можем узнать о них? Значит материя – это неизвестно что такое.
3. Всякое тело находится только в духе. Материя не существует в духе, таким образом, она вообще нигде не существует.
4. Непонятны качества, которыми может обладать материя.
Так как, по Беркли, объекты создает опыт, особое внутреннее состояние человеческого сознания, среди критериев истинности, которые он выделяет, - согласованность различных ощущений, а также путь, которым проще мыслить.
Бог, считал Беркли, доказывает своим бытием вечность природы, так как он воспринимает мир непрерывно, гарантируя тем самым его постоянное существование. Его воздействие на ум человека придает человеческим идеям особый творческий характер. Выводя идеи из воздействия Бога на ум, Беркли приближался к объективному идеализму: мир оказывался не моим представлением, а результатом одной верховной духовной причины, создающей и законы природы, и законы отличия более реальных идей от менее реальных.
Представителем субъективного идеализма и агностицизма был английский философ Д. Юм (1711-1776). Он считал, что ум имеет дело лишь с восприятиями, которые нельзя отличать от внешних тел, так как нельзя раскрыть связь между воспринимаемым объектом и воспринимающим субъектом. Там же, где человек все же обращается к внешнему миру, он действует уже не на почве разума, а опирается на веру в существование этого мира.
Источниками всех знаний, по Юму, являются переживания человека, которые подразделяются на впечатления и представления (или идеи). Представления - это отражения ощущений, копия с них, они слабее, это мысли о впечатлении. Мышление - это отражение впечатлений посредством представлений, поэтому задача философии состоит в правильном сочетании представлений. Критерий истинности суждений субъективен, находится в самом человеке.
Юм считал, что познание должно быть построено на известном опыте, который понимался им в духе Беркли: опыт есть взаимодействие различных групп восприятий. Объективного порядка в природе, по мнению Юма, нет, и опыт приучает человека рассматривать явления в определенном порядке, упорядочивает природу для практического ориентирования во внешней среде. Как тут не вспомнить его известную мысль о том, что если сегодня Солнце взошло, то это еще не значит, что оно взойдет завтра! Юм верно подметил, что «после этого» - еще не значит «вследствие этого», отвергнув поверхностный взгляд на причину и следствие, но он отрицает объективность причинно-следственной связи в целом. По Юму, источник представлений о причинности лежит в субъекте, в особом складе его психики, благодаря которой человек закрепляет в памяти очередность событий и выдает привычку за причинную связь. Порядок, к которому человек привыкает, и составляет научные знания. Человек, создавая определенную группу представлений, упорядочивает природу, являясь в конечном счете творцом законов природы.
Информация о работе Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)