Философия жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 11:57, реферат

Краткое описание

Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.

Содержание

Введение 2
Философия жизни: общая характеристика и основные положения 5
Характерные особенности философии Шопенгауэра. 13
Характерные особенности философии Ницше…………………………………...15
Характерные особенности философии Бергсона 17
Характерные особенности философии Дильтея 19
Характерные особенности философии Зиммеля 21
Характерные особенности философии Шпенглера 22
Заключение 23
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 56.74 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку даёт ответ на вопрос как жить.

  В теории  философия  обеспечивает целостное представление  о мире и человеке, на практике  – умение мыслить. Первое вместе  со вторым формирует мировоззрение. Философия показывает величие  мысли и учит вопрошать об  основных проблемах бытия и  человеческого существования.

Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.

 Философия пользуется  множеством категорий, которые помогают  осмыслить ценность жизни –  «бытие», «существование», «бессмертие». Однако в ней есть и другой  ряд категорий - «смерть», «небытие», «разрушение». Понять жизнь можно  только через их сопоставление. Смерть – ответственный и важный  момент жизни. Уже из библейских  текстов известно: чтобы прийти  к вечной жизни, нужно сначала  умереть. В свою очередь, жизнь  – одна из форм существования  материи, отличающая мир организмов  от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при  определенных условиях развития  материи.

 В XX вв. революционные  сдвиги в научном познании, технический  прогресс и ряд других социокультурных изменений несколько ослабили жесткое противостояние классов, каким оно было в XIX в..

                                        

 Возникновение философии  жизни было связано с быстрым  развитием биологии, психологии  и других наук, обнаруживающих  несостоятельность механической  картины мира. В центре этой  философии – понимание жизни  как бесконечного, абсолютного, уникального  начала мира, которое активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя  понять с помощью чувства или  разума, она постигается только  интуитивно, доступна лишь переживанию. Некоторые идеи философии жизни  послужили источником экзистенциализма.

Примерно с середины XIX века западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий и проблем, а также особенности философского мышления Нового времени.

 В классической западной  философии XVII - начала XIX века господствовала  рациональная парадигма (это: многомерность  бытия, многомерность сущности человека, его духовная эволюция и Духовные  Существа, превышающие человека  по уровню своего развития). Ее  краеугольный камень – принцип  разумности бытия, когда разум  понимается достаточно абстрактно  и широко не только как индивидуальный  человеческий, но и как Мировой, Божественный Разум, - а природные  законы и духовная культура - как  проявление природного и человеческого  разума. Но действительность, научная  и социально-историческая, оказалась  намного сложнее и неоднозначнее. Это подмывало устои классической философской парадигмы. Все сильнее нарастали сомнения в разумной организации природы, распространялись убеждения в относительности истины. Классический рационализм рушился, начинались активные поиски нестандартных концепций миропонимания. Именно в этот период появляются новые философские направления, которые получат свое развитие уже в XX веке. В целом в западной философии XIX—XX вв. можно выделить три линии развития:

1) критика и отказ от  классического рационализма;

2) защита и возрождение 

3) синтез классической  рациональной философии, иррациональной  метафизики, научных и религиозных  теорий на базе эзотерической  философии.

 Первая линия проявилась  в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше и А. Бергсона. От них получили начало три новых философских течения: философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Кьеркегор), интуитивизм (Бергсон). Рассмотрим более подробно общую характеристику и основные положения философии жизни.

Цель работы : историко-философский анализ основных идеи и представителей философии жизни.

 Достижение поставленной  цели предполагает решение ряда  задач:

1. Определить историю  развития и основные идеи философии  жизни.

2. Проследить эволюцию взглядов А. Шопенгауэра, Ф.Ницше;

3 . Изучить основные идеи  в философии А.Бергсона, О. Шпенглера;

4. Выявить видение Г.Зиммеля , В. Дильтея;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия жизни: общая характеристика и основные положения

 

 «Философия жизни» — это культурно-логическое течение в современной философии. Она старается постичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые культура выполняет в жизни человека. Отсюда ее тесная связь с литературой и искусством. Она оказала большое влияние на творчество австрийского поэта Р.М.Рильке, австрийского писателя Гофмансталя, швейцарского писателя Германа, Гессе, немецкого композитора Рихарда Вагнера и др. Во Франции под влиянием этого философского направления находился крупнейший писатель Марсель Пруст.

Представители этого течения сходятся, прежде всего в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность - «жизнь» как «творческая эволюция», целостный, органический «поток» («порыв», «длительность» и т.д.), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни, к которому в полной мере применимы слова Гераклита «panta rei» (все течет), необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому что не существует тождества мышления и жизни.

Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднит антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически- рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается в ее жажде «возвращения к природе» как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму.

 

Научно-теоретическими предпосылками философии жизни являются:

1. изменение научной картины  мира, вызванное кардинальными открытиями  в естественных науках, и появление  новых парадигм научного мышления, что привело к выводам о  невозможности устойчивых взглядов  и абсолютного знания;

2. успехи биологии и  психологии и их абсолютизация (интерес к жизни организма, психической  жизни, к жизни души);

3. оппозиция интеллектуализму  вообще и кантовскому в частности;

4. оппозиция эволюционизму (теориям линейного прогресса, марксизму), т.е. новый взгляд на историю  как сложный и неоднозначный  процесс развития уникальных  культур и событий;

5. реакция на дарвинизм, согласно которому движущими  силами эволюции выступают наследственная  изменчивость и естественный  отбор наиболее приспособленных  особей, следствием которых является  возникновение новых видов, в  том числе человека и его  разума.

Главная идея  «Философии жизни» состоит в том, что на смену, опирающийся на разум классической философии должна придти философия, «вытекающая из полноты переживания жизни». На место логики и рационального познания заступает «чувствование» жизни, ее переживание и понимание. Это происходит потому, что главное в жизни – не материя, а дух, который выражает «подлинную эволюцию» мира. Отсюда следует, что для интерпретации жизни основное значение имеют не « науки о природе», а           « науки о духе», которые имеют более адекватный язык выражения жизни: музыка, поэзия, миф, метафора, афоризм и.т.д. Таким образом, на место науки, разума и рациональной интуиции ставятся искусство и «эстетическая интуиция». В силу этих обстоятельств философия жизни оказалась тесно связана с культурой, литературой и искусством.

 

 

Внутри философии жизни можно выделить три направления, связанные с разным пониманием самой жизни:

1. Биологически-натуралистическое направление, где жизнь определяется как бытие организма, т.е. биологическая реальность, которая сама себя организует, направляет и стихийно развивает. Главным представителем этого направления является Фридрих Ницше (1844-1900).

2. Принципиальным для психологического  направления социологических исследований является то, что рассмотрение человеческой эволюции осуществляется с позиций психологических особенностей человека, а не с позиций его биологического начала, что именно законы психики людей, выступают как законы человеческой эволюции, осуществляющиеся под влиянием разного рода психических сил.                                

Психологическое направление традиционно рассматривается как теоретическое направление, оказавшее большое влияние на развитие  философии, которая выступает как система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни. Социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества.

3. Антропологическое направление - это направление методологии классического рационализма предпочитает иррационализм. Иррационализм существенно ограничивает возможности разума, делает ставку на бессознательные процессы человеческого «Я». Процессы проявления воли, интуиции, воображения и т. д. не поддаются рациональному познанию и невыразимы в средствах логики. Если позитивизм, ориентируясь на науку, превращал философию в теорию познания, оторванную от объективной действительности, то философия жизни стремится сохранить мировоззренческую функцию философии, но ценой отказа от научности.

Течение, именуемое «философия жизни» — достаточно неоднородное явление. Его представителей, которые порой далеки друг от друга по своему мировоззрению, объединяет интерес к феномену жизни, понимаемому не столько в биологическом, сколько в философском, метафизическом смысле.

 Философия жизни критически  относится к рационализму классической  философии и исходит из той  мысли, что разум, ранее считавшийся  универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного  мировоззрения. Её представители  сходятся, прежде всего, в том, что  в основе развития мира и  человека лежит не рациональное  основание, а иррациональная реальность - «жизнь» как «творческая эволюция», целостный, органический «поток», в  котором неразделимы материя  и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный  поток жизни необъясним в рамках  рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому  что не существует тождества  мышления и жизни. Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное  творчество, характеризующееся не  протяженностью, а «длительностью», которая не поддаётся научному  анализу. Жизнь в таком её понимании  и составляет содержание и  сущность бытия. Собственно жизнь - это и есть бытие. Такова онтологическая  сущность философии жизни.

 В гносеологическом  аспекте, главная идея философии  жизни состоит в том, что на  смену опирающийся на разум классической философии должна придти философия, вытекающая из полноты переживания жизни. На место логики и рационального познания заступает «чувствование» жизни, ее переживание и понимание. Это происходит потому, что главное в жизни - не материя, а дух, который выражает подлинную эволюцию мира. Отсюда следует, что для интерпретации жизни основное значение имеют не науки о природе, а науки о духе, которые имеют более адекватный язык выражения жизни: музыка, поэзия, миф, метафора, афоризм и т.д..

Таким образом, на место науки, разума и рациональной интуиции ставятся искусство и эстетическая интуиция. В силу этих обстоятельств философия жизни оказалась тесно связана с культурой, литературой и искусством.

Под знаменем этой философии объединились блестящие, но вместе с тем самые разные по духу мыслители. Это объясняется тем, что само понимание жизни является достаточно неопределенным и разные авторы вкладывали в него различные содержание.

  В теории познания  «философии жизни» придерживается  позиции антисциентизма, иррационализма и интуитивизма. Наука, опирающаяся на рассудочно-механическое познание, может постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Жизнь невозможно понять с помощью разума, она доступна лишь переживанию постигается вне интеллектуально, интуитивно.         Общество, как биологический культурный организм, не подчинено власти объективных закономерностей, которые действуют лишь в мире природы. Каждый культурный организм своеобразен и несводим к другому, развивается циклично.

 Многие представители  «философии жизни» были среди  тех, кто подметил отрицательные  стороны промышленного переворота, те негативные явления, которые  возникли вместе с появлением  капиталистических отношений  и  научно-техническим прогрессом, а  вместе с этим кризисные процессы  в области культуры. Различно  объясняя причины этого кризиса, сторонники «философии жизни»  часто выступали в защиту «  аристократической», «элитарной» культуры.

  Ф. Ницше, один из наиболее  ярких представителей «философии  жизни», вошёл в историю с дерзкой  идеей – «взглянуть на науку  под углом зрения художника». Он говорил о себе как об  «артисте со склонностью к исторической науке».

 Его художественной  натуре был близок романтизм  И.Ф. Гёте и Р. Вагнера, что нашло  глубокое отражение в философских  произведениях (особенно раннего  периода). Ницше с самого начала обратился к истории духа, в котором видел всегда по-новому индивидуализирующую себя жизнь, движущую силу становления, всплывающую из «бессознательного» и никогда не исчерпывающую себя в рациональных процессах и целеполагании.

Информация о работе Философия жизни