Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:58, реферат
Сциентизм (сайентизм -- от лат. и англ., означающего "знание", "наука") возник как ответ на бурное развитие науки в конце XIX, в XX в. Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) миновала и наука в ней не нуждается, так как способна самостоятельно решить все проблемы. В своей основной работе "Курс позитивной философии" задачей философии Конт назвал систематизацию конкретно-научного знания на основе
1. Философия в современном мир
1.1 Сциентистские направления
Сциентизм (сайентизм -- от лат. и англ., означающего "знание", "наука") возник как ответ на бурное развитие науки в конце XIX, в XX в. Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) миновала и наука в ней не нуждается, так как способна самостоятельно решить все проблемы. В своей основной работе "Курс позитивной философии" задачей философии Конт назвал систематизацию конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Второй формой позитивизма
был эмпириокритицизм. Его основатели
Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус
(1843-1896) в основу объяснения мира положили
"опыт", который понимали как
совокупность ощущений, а сами ощущения
назвали "элементами мира". Махисты
настаивали на нейтральности "позитивной"
философии в отношении
Третья форма позитивизма - неопозитивизм. Его основной вариант - аналитическая философия. Особенно известны концепции Л. Витгенштейна, Б. Рассела, философов "Венского кружка" (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат и др.). Людвиг Витгенштейн (1889-1951) утверждает, что философия - не теория, а деятельность человека в языковом мире, заключающаяся в прояснении предложений. Для этого необходимо: устранить из науки все псевдопроблемы и не имеющие смысла рассуждения; обеспечить при помощи аппарата математической логики построение идеальных моделей осмысленного рассуждения. Рациональный смысл науке придают два принципа:
1) сведения теоретического знания к эмпирическому;
2) чувственной, опытной проверки, верификации эмпирических высказываний.
Ряд понятий ("капитализм",
"социализм", "безработица" и
т. д.) и высказываний типа "все
тела тяжелее воздуха падают на землю",
"материя первична, сознание вторично"
в диалектико-
Философия логического позитивизма (аналитическая) помогает, по замыслу ее сторонников, возрождению истинной науки, так как позволяет унифицировать язык науки и тем самым синтезировать науки. Витгенштейн в своих "Философских исследованиях" выдвинул и обосновал модель "отражения" мира, где язык мыслился как предзаданный. В таком подходе заключен определенный рациональный момент: знания о мире зависят не только от того, каков мир сам по себе, но и от того, насколько адекватными, совершенными логико-языковыми средствами мы пользуемся в познании действительности. Неопозитивисты выстраивают три уровня анализа: 1) предметы действительности; 2) языковые формы; 3) их смысл - логический метаязык. Смысловое исследование языка ведет к общей картине языка и от нее к построению своеобразной картины мира. В качестве побочного исследуется также путь "от мира к языку". Начинает осознаваться значение таких звеньев, как поведение, деятельность людей, сознание и познание. Вводится схема анализа и объяснения: факт -нервная система - язык - нервная система - действие.
В социологии элементы сциентизма проявились еще в учении Сен-Симона о научно и планово организованной крупной промышленности, где управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством производством.
Формы "кибернетического",
"компьютерного" сциентизма и ' техницизма
легли в основания концепций
индустриального, постиндустриального
и информационного общества 50-90-х
годов : XX в. (У. У. Ростоу, Д. Белл, Е. Масуда,
О. Тоффлер и др.). Распространяются
представления о грядущей власти
компетентных научно-технических
1) языка;
2) письменности;
3) книгопечатания;
4) электронных средств коммуникации;
5) микропроцессорных
средств и особых, машиночитаемых
носителей, запоминающих эту
Имеются определенные
точки соприкосновения между
марксистской теорией социального
прогресса и теорией
1. Обе теории источником
прогресса цивилизации и его
измерителем называют
2. Обе концепции
выделяют в истории
3. В обеих теориях
отмечается, что переходы от одной
стадии к другой ознаменованы
революционными изменениями,
4. Общая направленность обеих теорий - гуманистическая.
5. В обеих концепциях
третья фаза общественной
Классический технократизм,
построенный на методологии технологического
детерминизма, во второй половине XX в.
под влиянием экологизации и глобализации
общественного сознания, осмысления
противоречивых последствий НТР, эволюционизировал,
впитал в себя гуманистические ценности.
Реакцией на преувеличение роли науки
и техники, особенно на их негативные
последствия из-за несистемного применения,
стали антитехницистские, антисциентистские
произведения, в которых даются образы
"машинизированного" будущего, отождествленного
с тоталитарным государством, где
подавлены свобода и
Для существования
различных форм позитивизма имеются
основания, ибо имеются противоречия
в самой философии, сложностях в
осуществлении ее связей с жизнью,
практикой; философия загромождена
полумистическими понятиями (абсолютный
дух, чистый разум и т. д.); возрастает
роль точных и конкретных знаний, эффективных
действий, хорошо обоснованных рекомендаций
во всех областях человеческой деятельности;
на философию оказывают влияние
стандарты культуры мышления, сложившиеся
в науках о природе, в математике
и математической логике. Что касается
претензий на "нейтральность"
в науке, то в мире, где человеческие
действия пронизаны интересами, свободными
от "тенденциозности", субъективности
(наряду с объективностью), наук быть
не может. Вместе с тем в нейтрализме
в определенной степени просматривается
стремление к целостности (синтезу)
в многообразии (через точки соприкосновения
различных школ материализма и идеализма,
текстов, культур, ценностей и т.
д.), что закладывает возможность
многоаспектного решения
Результаты "позитивизации" неоднозначны.
Ее положительное
влияние сказывается в том, что
философия подключается к общим
процессам развития точного знания,
оказывается воздействие на развитие
логики и методологии науки, укрепляется
"дисциплина" мысли, конкретнее разрабатываются
философские проблемы естествознания,
математики, технических наук. К
достижениям философов-
Вместе с тем происходит сужение поля философии, умаление или исключение из анализа деятельности человека, порождается определенный разрыв между эмпирическим и теоретическим знанием.
1.2 Антропологические направле
Проблема человека
всегда занимала философию. Но самый
решительный поворот в сторону
антропологической тематики, обращенной
к "философии существования", осуществи
ли Серен Кьеркегор (1813-1855), Николай
Александрович Бердяев (1874-1948) и Лев
Исаакович Шестов (1866-1938). Кьеркегор
вопрос о человеке сделал главным
пунктом размежевания с философией
прошлого. Проблему личности, считал Бердяев,
может решить новое христианство,
философской основой которого является
персонализм. В современности Бердяев
находил начало сумерек европейской
культуры. Он призывал не к социальной,
а к "персоналистической революции".
Шестов стремился осмыслить кризис
западного общества и трагическое
положение человека в нем. Философ
проводил идею неспособности разума
разгадать тайну человеческого
существования. Лишь вера способна спасти
от абсурдности жизни. Положив в
основу исследований человека (в противовес
"диктату" абстрактного всеобщего),
представители
Нередко антропологизм преувеличивал значение нерациональных форм постижения человека. Истоки иррационализма (от латинского, означающего неразумный) уходят к Артуру Шопенгауэру (1788-1860), который в своей основной работе "Мир как воля и представление" отстаивал примат воли по отношению к разуму. Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше (1844-1900 , основные сочинения: "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла") и их последователи показали, что мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к трагическим для человечества последствиям. Попытка же создать всеобъясняющее мировоззрение обречена на неудачу хотя бы потому, что происходят несовместимые процессы - становление "человека толпы" и крайняя индивидуализация человеческого бытия.
Вероятно, и в перспективе человечество не освободится от иррациональных представлений о мире и человеке, ибо природа неисчерпаема, а наука и практика всегда ограничены. Поэтому тайны мира и человека постоянно будут "спутниками" истории. Одной из загадок является жизнь, в отражении которой важную роль играют интуитивные формы познания. Анри Бергсон (1859-1941, сочинения: "Материя и память", "Творческая эволюция" и др.) жизнь отождествлял с целостностью, непрерывностью, порывом, потоком, космической силой, необратимым становлением, где порождается и сохраняется неповторимое в природе. Материя, оказывая "сопротивление", подчиняется жизни, благодаря чему эволюция мира, природы становится "творческой эволюцией". В результате мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанно и "творчески" рождающий новые формы. В концепции "творческой эволюции" Бергсона содержится мировоззренческое обоснование активной социальной позиции личности, призыв к изучению многомерности человека. Актуальна также идея единого мира.
Антропологизм в
связке с иррационализмом проявился
в психоаналитическом направлении
в философии. Франкфуртская философско-
Зигмунд Фрейд (1856-1939) утверждает, что многие функции нашего тела, связанные с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно (в снах, гипнотических состояниях, оговорках, описках и т. д.). Это "низшее" бессознательное. "Высшее" бессознательное - процесс творчества, где интуиция, воображение скрыты от сознания. В духовном опыте человека Фрейд выделил три уровня: глубинный слой бессознательных влечений ("Оно"); сферу социального, посредника между сознательным и внешним миром ("Я"); социальность внутри сознания человека (догмы, традиции, идеалы, совесть, различные ценностные представления, доминирующие в культуре), олицетворяющие собой установки ("фильтры") общества ("Сверх-Я"). Бессознательное состоит из инстинктов: сексуальных (либидо), агрессивности, жизни и смерти. Инстинкты определяют характер деятельности человека, удовлетворение его потребностей. Фрейд не связывал свободу человека с общественными преобразованиями, а пытался найти баланс между "Сверх-Я" и "Оно" и тем самым дать возможность "Я" свободно и разумно конструировать себя исходя из того, что в любом обществе человека можно превратить в самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное.
Карл Густав Юнг (1875-1961) выступил против фрейдистского понимания человека как эротического существа и выделил такие уровни психики, как "коллективное" и "индивидуальное", бессознательное.
Конечно, неразумно
нерациональное превращать в главенствующее
начало психики, оттесняя рациональное.
Вместе с тем в данной позиции
заключен и позитивный момент, ибо
многие действия человека зависят от
глубинных, подсознательных влечений
(особенно в сферах религии, искусства
и философии). Существует противоречие
между природным началом
Эрих Фромм (1900-1980,
сочинения: "Бегство от свободы",
"Человек как он есть", "Революция
надежды. О гуманистической технике"
и др.) критически отнесся к фрейдовскому
биологизму, сексуализации