Философия и наука. Специфика философического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт человечества.

Содержание

1. Понятие и структура мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии.
3. Социальные функции философии.
4.Философия и наука. Специфика философического знания
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 34.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

Тема . Философия, ее роль в жизни общества и человека.                      

1. Понятие и структура  мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Предмет философии. Исторические  изменения предмета философии.

3. Социальные функции  философии.

4.Философия и наука.  Специфика философического знания

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и структура мировоззрения: миф, религия, философия.

Мировоззрение –  система взглядов на объективный  мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Современное общество характеризуется  глобальными кризисами, кричащими  о том, что сейчас крайне необходима смена мировоззрения. Обратим внимание на особенно глобальные кризисы:

1) Нравственный. Деградация  человека, разрушение его сознания, упадок морали – все это  нравственный кризис, который приведет  к уничтожению мира.

2). Экологический.  Разрушение озонового слоя Земли  уже сейчас сказывается на  климате планеты. Нарушается природный  экологический баланс. Мировое потепление  приведет к тому, что сначала  начнется глобальная засуха, а  если солнце растопит льды  Антарктики и Арктики, то вся  цивилизация исчезнет под водой,  которая впоследствии под действием  испепеляющего Солнца тоже исчезнет, унеся с собой последние формы  жизни.

3). Демографический.  К 2100 году население составит 10–12 млрд. Таким образом перенаселение  планеты приведет к тому, что  людям просто негде станет  жить, начнутся глобальные мировые  войны за место под солнцем.

Мифологическое  мировоззрение

Мифологическим  мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится считают  такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и  рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном  переживании мира, либо на общественных иллюзиях. Миф – священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология – самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков.

Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его  от науки, заключается в том, что  миф объясняет «все», так как  для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для  современного сознания – архаичной, формой мировоззрения, хотя для некоторых  отдельных народов или людей  мифологическое сознание существует и  сейчас.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ  на такие глобальные вопросы как  происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и  людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвященные  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Таким образом, миф  – это не первоначальная форма  знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы  и коллективной жизни. В мифе как  наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово  «познание» здесь имеет смысл  не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, отдельное от его внутреннего мира. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Основным принципом  решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Религиозное мировоззрение

На ранней стадии человеческой истории мифология  не была единственной мировоззренческой  формой. В этот же период существовала и религия. Религия – форма  общественного сознания, основанная на вере в богов, точнее на существовании  одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм).

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное  мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного  общественного сознания. Как и  мифология, религия апеллирует к  фантазии и чувствам. Однако в отличие  от мифа, религия не «смешивает»  земное и сакральное, а глубочайшим  и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог  – стоит над природой и вне  природы. Бытие Бога переживается человеком  как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его  бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное  сознание, религиозное отношение  к миру не оставались застывшими. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные  формы на Востоке и Западе, в  разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Философское мировоззрение

Философия (с греческого «любовь к мудрости») – это  учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о  глубинной основе мира. Основные философские  проблемы: 1. онтология (теория познания); 2. гносеология (учение о бытие); 3. методология (учение о развитии); 4. социология (социальные проблемы); 5. этика (учение о морали); 6. эстетика (учение о прекрасном); 7. антропология (учение о человеке); 8. аксиология (учение о ценностях); 9. диалектика (учение о действительности); 10. метафизика (учение о смысле жизни).

Возникновение философии  как мировоззрения относится  к периоду развития и становления  рабовладельческого общества в странах  Древнего Востока, а классическая форма  философского мировоззрения сложилась  в Древней Греции. Первоначально  возник материализм как разновидность  философского мировоззрения, как научная  реакция на религиозную форму  мировоззрения. Фалес первым в Древней  Греции поднялся до понимания материального  единства мира и высказал прогрессивную  мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего  сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен  – воздух, Гераклит – огонь.

Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание  математики, физики, астрономии. Главное  же в учении Фалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.

У истоков формирования научного мировоззрения в философии  древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским  идеализмом как мировоззренческой  реакцией на первый древнегреческий  материализм. Фалес и Пифагор  были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так  как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих  позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих  направлений связано с именами  Демокрита и Платона. В учениях  Демокрита и Платона мировоззренческие  позиции строятся уже на принципиально  опосредованной основе. Так, у Демокрита  основой всех основ мыслятся «атомы»  как мельчайшие и в принципе уже  не делимые частицы материального  мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально  неделимы.

Таким образом, мир  «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не «вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это  нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные. Что-то подобное предлагал в школе  Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего  лежит некий «апейрон», неопределенное по отношению к любым из возможных  своих состояний и модификаций  материальное основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что  видимый мир не сводится к своей  сущности, а содержит в глубине  этой «видимости» некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать кажущееся  за действительное.

Демокрит признавал  материальное и духовное, разработал так называемую «теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза  теории отражения. Материальный мир, по Демокриту, – это движущиеся в  пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагал  два вида объективной реальности – атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий антипод  Демокрита, исходил из первичности  мира идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как  «воспоминания» бессмертной души, вселившейся  в тело человека в момент его рождения.

Великий греческий  философ Аристотель понимал, что  противопоставление мировоззрений  определяется противопоставлением  политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как  ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет философии. Исторические  изменения предмета философии.

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего  как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в  сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того, по отношению к разным наукам этот процесс до сих пор  находится в различных стадиях, не говоря уже о гуманитарном знании. Как отмечалось уже при рассмотрении генезиса философии, существенно важно  было отделить философию от мифологического  сознания, показать ее связи с "протознанием". В период Средневековья, Возрождения  и начала Нового времени (еще Галилей, один из основателей науки и соответствующего стиля мышления, был осужден церковью) философия и наука помогали друг другу в защите своих прав от теологии, хотя, как отмечают некоторые ведущие  отечественные исследователи (например, В.В. Соколов, П.П. Гайденко), ряд теологических  идей сыграли положительную познавательную роль в развитии философских воззрений (например, понятие Бога, по мнению В.В. Соколова, было призвано как-то закрепить  результаты познавательной деятельности и поддержать его в стремлении к дальнейшим успехам на этом пути. (В.В. Соколов. "Европейская философия XV-XVII веков").

Затем предпринимались попытки  классификации наук. Не анализируя здесь все принципы классификации, скажем только о выделении теоретических  наук об общем и эмпирического, частнонаучного знания. Кроме того, частнонаучное  знание на протяжении многих веков  не имело в своем составе высшего  теоретического уровня о смысле. Этим занималась именно философия.

Соответственно проходила  и смена типов философского знания доклассический период (до XIX века): метафизика, натурфилософ уже понимаемая как "царица наук", и далее, в постклассический период, мета-наука и мета-философия. Эти вопросы будут рассматриваться далее.

Выяснение взаимоотношений  философии с частными науками  историческом аспекте в целях  выявления и уточнения предмета философии невозможно без анализа  концепций "распочкования предмета философии" и "предметного самоопределения  философии". С позиций приверженцев первой концепции, философия в связи  с развитием частных наук все  более сужает свои рамки. "Философия  подобна королю Лиру, который роздал детям все свое имущество которого вслед за тем, как нищего, выбросили  на улицу" (В. Виндельбанд "Прелюдии. Философские статьи и речи"). Философия, по мнению, не выходит за рамки частнонаучного знания, выступает как учение о  науке вообще и о методологии.

Однако дело в том, что  науку отличает от иной совокупности знания не только наличие самостоятельного, четко очерченного и устойчивого  предмета исследования, но прежде всего  способность выявить специфические  законы в своей предметной области. В этом плане философия всегда наука о всеобщем, хотя как раз  понимание всеобщего в ту или  иную эпоху и в различных философских  системах и составляет суть процесса предметного самоопределения философии.

В исторически первых философских  школах формировалось начальное, стихийное  представление о специфичности  предмета философского знания - о единых законах макро- и микрокосмоса (речь идет о человеке; так греки выражали единство всех явлений мира) поскольку  объект философии начинал проявляться  и изучаться на уровне "живого созерцания". Так, Гераклит из Эфеса  считал противоречие источником (читай - "законом") всякого движения.

Понимание философии как  учения о всеобщем ("теоретическом", пока еще выделяемом как уровень  познания в отличие от знания частного и прикладного характера) встречается у первого систематизатора философского знания Аристотеля. Согласно его точке зрения, всеобщие характеристики действительности должны представлять предмет "первой философии" или "метафизики" (то, что после физики, под физикой греки понимали и природу, и науки о ней).

Информация о работе Философия и наука. Специфика философического знания