Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, реферат
Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.
Философия и религия
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
Вступление
Религиоведение - это философская
наука, изучающая религию как
явление социума и феномен
духовной жизни общества. Это обусловливается
тем что, с одной стороны, рассмотрение
проблем религиоведения неотделимо
от решения философско-
В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии.
История становления религиоведения как науки уходит в седую древность, еще в античную эпоху мы находим глубокие мысли о причинах возникновения религии, шедшие в разрез с господствующими в обществе представлениями. У философа элейской школы Ксенофана Колофонского ( ок. 580-488г. до н.э.), у афинян Анаксагора и Антифонта ( 5 в. до н.э.), мы встречаем мысли, что люди создают себе богов по своему образу и побобию. ( Ксенофан "Если бы руки имели быки, или львы, или кони. Если б писать,точно люди , умели они что угодно. Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий дали б бессмертным быки..."[12, с. 172]. У Демокрита ( ок. 460-370гг. до н.э.) мы находим представления, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы "... древние, наблюдая небесные явления, как то гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что причиной этому -боги". [7, с. 357].
В эпоху средних веков проблема возникновения религии как явления рассматривалась сквозь призму теологического подхода. Теологи задавались вопросом о соотношении религии и разума в границах философского истолкования христианских догм ( Ориген, Дионисий ). А с точки зрения Тертуллиана понять религию разумом в принципе невозможно в нее достаточно верить и только.
1. Философское понимание религии. Взаимосвязь философии и религии.
Религия - это сложное совокупное
понятие, включающее в себя определенную
мифологию, систему догматов, культовые
и обрядовые действия, социализированные
религиозные институты, конкретные
формы взаимоотношений между
верующими и религиозной
Конкретное изучение всех
этих смысловых и организационных
особенностей в становлении религий
и их исторических разновидностей относится
к религиоведению. Вместе с тем
эта проблематика имеет и другой-
Понятие религиозной формы
общественного сознания , таким образом,
подчеркивает тот факт, что наличие
религиозных представлений
В общем виде общественное бытие можно представить как совокупность действий и отношений складывающихся на определенном этапе исторического развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых, отношения между людьми складывающиеся в, процессе совместного производства, обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих, отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.
Религиозное сознание как
форма общественного сознания с
одной стороны отражает общественное
бытие (бытие человека религиозного),
а с другой, само его (бытие) творит.
Анализ функционирования и взаимодействия
элементов структуры
В самой общей форме
можно сказать, что религия есть
сфера духовной жизни общества, группы,
индивида, что она есть особый способ
практически - духовного освоения мира
и область духовного
Любая система и ее подсистемы
не могут быть сведены к какому
- либо одному элементу и не могут
рассматриваться вне
Выделяется несколько важнейших функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующедезинтегрирующая, культурно- транслирующая...
Мировоззренческую функцию
Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является психологический аспект компенсацииснятие стресса, угнетения, релаксация и катарсис
Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с богом.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осущесвляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система предписаний норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни примерам подвижников и персонажам преданий.
Интегративная функция реализуется
в пределах общины или конфессии
единомышленников. Если же в религиозном
сознании и поведении личности обнаруживаются
не согласующиеся друг с другом тенденции,
если в социальных группах и обществе
имеются различные, противостоящие
друг другу конфессии, то религия
выполняет дезынтегрирующую функцию.
Легитимирующее-
Функции - это способы действия
религии в обществе, но реализоваться
они могут только во взаимодействии
элементов религии как
Религиозное сознание имеет
два уровня - обыденное и концептуальное.
Обыденное сознание предстает в
виде образов, представлений, стереотипов,
настроений и чувств, привычек и
традиций, которые являются непосредственными
отражениями условия бытия
Среди компонентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные: к первым можно отнести традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения (молитвенное, покаянное,...).
Концептуальный уровень - это специально разрабатываемая область понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций. В ее состав входит: учение о боге, как ядро любой религии; религиозно - этические, эстетические, правовые и прочие концепции; религиозная философия. Интегрирует все это богословие (теология).
Ядром религиозного сознания
выступает вера, но не всякая вера религиозна.
Вера это особое психологическое
состояние уверенности в
Религиозная вера это вера:
> в объективном существовании сверхъестественного;
> в возможность общения с этим сверхъестественным;
> в действительном совершении
каких то мифологических
> в истинность соответствующих представлений догматов, текстов;
> религиозные авторитеты - гуру, пророков, служителей культа.
С верой связана диалогичность
религиозного сознания. Вера в объективное
существование
Религиозная деятельность может быть культовая и внекультовая. Последняя - это написание богословских произведений, преподавание богословских дисциплин, управленческая, выступления в средствах массовой информации и т.п.
Важнейшим видом религиозной
Средствами культа являются молитвенные дома, храмы, церкви, религиозное искусство (архитектура, живопись, музыка), культовые предметы (крест, свечи ....).
Средства и способы культовой деятельности имеют символическое значение. Символ представляет собой единство двух сторон - наличного предмета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово, представляют значение, отличное от их непосредственного значения (хлеб - тело, а вино - кровь Христа. Трех или двух перстие в Крестном знамении).
Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознание верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные обряды, символы, мифы, возбуждаются положительные эмоции. При культовой деятельности происходит реальное общение с единоверцами, возникает чувство единства. Пышное убранство храмов, пение или музыка, аромат ладана доставляют эстетическое наслаждение.
Религиозные организации делятся по их отношению к обществу и как они определяют свое место в "миру". Если организация не противопоставляет себя миру, если приемлет его культуру, то можно говорить, что она является церковью.
Секта, напротив, осуждает и не приемлет мир, она стремится стать общиной "избранных". Как правило, секты представлены отколовшимися от церкви группами, оспаривающими или учение или культовую деятельность церкви.
Деноминация является промежуточным между церковью и сектой организацией. В то время, как церкви стремятся охватить своим влиянием всех членов общества, а секты лишь "избранных", деноминации не претендуют на всеобщий охват, но и не замыкаются только внутри своей религиозной группы (например баптизм).
2. Возникновение
религии. Мировые религии
Рассмотрение проблем
организации и функционирования
религии не дает ответ на вопрос
о причинах ее возникновения, существования
и воспроизводства. На этот вопрос в
истории философии давались различные
ответы в зависимости от системы
взглядов которой и придерживались
философы. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.)
первым указал, что в основе религии
лежит страх перед грозными явлениями
природы, сходные мысли высказывал
и Спиноза (1632- 1677 гг.) "...страх есть
причина, благодаря которой суеверие
возникает сохраняется и
Широкую известность имела анимистическая теория Эдуарда Тейлора (1832-1917), согласно которой дикарь- философ додумался о представлении о душе как маленьком двойнике, который мог покидать тело человека, а уже из этой веры развились представления о загробном мире, о боге.