Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 15:45, контрольная работа
Философия – это общая теория мира и существования человека в нем.
Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса. Этот период в истории человеческой цивилизации, в которое зародились философские учения, и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.
Философия и религия
Философия – это
общая теория мира и существования человека
в нем.
Философия как особая форма культуры и
духовного освоения мира возникла примерно
в середине первого тысячелетия до н.э.
одновременно и независимо друг от друга
в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции.
Одновременность её появления говорит
нам о не случайности этого процесса. Этот
период в истории человеческой цивилизации,
в которое зародились философские учения,
и некоторые из этих учений стали впоследствии
религиями.
Автором термина "философия" стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем. Рассказывают, что однажды ученик, восхищённый его лекцией, воскликнул: "О, Пифагор, ты — софос!". Софос — значит "мудрец". На что учитель скромно ответил: "Я не софос, а всего лишь философов", то есть "любитель мудрости". Стало быть, слово "философия" переводится как "любовь к мудрости". На Руси, например, философов долгое время так и называли — "любомудры".
Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.
Религия — мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяемое верой в существование Бога и чувством связанности, зависимости от него, почтение и почитание силы, дающей опору и предписывающей человеку определенные нормы поведения по отношению к другим людям и ко всему существующему.
Обычно различают два основных типа религий. Во-первых, это естественные религии, которые находят своих богов в тех или иных природных силах; их часто называют также этническими или этнонациональными религиями, поскольку они тесно связаны с определенными особенностями национального склада характера, духовной культуры народа, исторически сформировавшимися у него обычаями и традициями и т. д. Во-вторых, это мировые религии, которые исходят Из признания существования некоей высшей духовной силы, сотворившей и человека, и весь остальной мир. Эта универсальная и всемогущая духовная сила и называется Богом. К числу мировых религий относят христианство, иудаизм, ислам и буддизм.
Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть, различные по существу формы духовной деятельности.
Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости.
Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы.
Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога.
Конечно, отвлеченно
рассуждая, возможно представить себе
и обратное соотношение — именно совершенное
расхождение путей осуществления обеих
задач. Где, как, например, в буддизме, личное
спасение отыскивается не на пути общения
с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть
жизнь и мир не из его вечной и абсолютной
первоосновы,— там между религией и философией
не ничего общего; они не то, что противоречат
одна другой, они в это) случае так же не
соприкасаются между собой, как, скажем,
музыка и химический анализ. Но все дело
именно в том, что такие, совершенно расходящиеся
пути суть и для религии, и для философии
пути мнимые, не Приводящие к цели, и что,
наоборот, подлинное осуществле
Г.С.Сковорода - первый профессиональный философ Украины, его концепция трех миров
В религиозной сфере Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства.
Практическая философия Сковороды находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость, счастие состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаваться на волю Божью, что значит жить согласно с природой.
Сковорода старался сочетать разум и веру; разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, постепенно открывается им — но наряду с разумом видное место занимает и вера.
Весь мир состоит из трех миров — большого, малого и символического. Большой (космос) — это природа; малый (микрокосмос) — человек; символический — Библия. В каждом мире существует два начала — Бог или вещность и материя или временное. Во всей природе дух господствует над материей.
Своеобразная концепция Г.С. Сковороды (1722-1794) основывается на теории трех миров.
Первый мир - это природа, или "микрокосмос" (вселенная), второй мир - это общество и человек, или "микрокосм", третий мир - это Библия, или "мир символов".
Каждый из миров, по мнению Г. Сковороды, имеет двоякую природу, "две натуры" - внешнюю, видимую, или "материальную натуру", и внутреннюю, или "духовное натуру".
Анализируя культурно-исторический процесс, мыслитель прибегал к аллегорического объяснения библейских сказаний и мифов. Вследствие этого ученый создает теорию "мира символов", или третьего мира. Значение символов может быть разным, даже противоположным по их настоящего смысла. Например, Библия может символизировать добро и лукавство, спасение и гибель, истинность и ложность, мудрость и безумие. Все зависит от того, какой основной принцип берется за основу толкования. Сковорода считает, что все в мире, включая Библию, имеет двойственную природу: "Все миры состоят из двух естеств: злого и доброго". Человек также включает в себе два противоположных начала - "вечность" и "бренность", возвышенное и дрянная. В ней живет два ангелы или демоны - светлый и темный, добрый и злой, мирный и буйный, хранитель и истребитель. По мнению ученого, философская наука должна раскрывать истинный смысл предметов и явлений символического мира, помогать человеку познать самого себя, свою духовность.
На основе теории "трех миров" и "двух натур" Сковорода пришел к выводу, что вся природа "макромира" преломляется и продолжается в "микромире", в человеке.
Для философа Бог - это внутренняя сущность вещей, закономерность мироздания, поэтому искать "новый мир" и "нового человека" необходимо в самом человеке, "в плотских нашей тени", потому что "он в тебе, а ты в нем".
Все неживое и живет на небесах и на земле подчинено единственным природным закономерностям. В истории украинской науки Г.С. Сковорода впервые заложил основы понимания культуры как отдельной, специфической сферы бытия, в которой все божественное находится в символических формах. Принцип символизма и интерпретации Библии философ распространил на сферу духовной культуры, ее истории и формы проявления, в частности дохристианскую, христианскую и светскую.
Законы диалектики как научная методология познания и деятельности
Особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.
Всеобщих философских
методов познания- два: диалектический и метафизи
Гегель сформулировал три основных закона диалектики.
Первый закон – это закон перехода количества в качество и наоборот. Этот закон описывает и определяет механизмы саморазвития. Для того, чтобы свободно оперировать понятием «качество», «количество» и «мера», Гегель дал им определения и назвал тремя формами бытия идеи.
Второй закон диалектики называют законом единства и борьбы противоположностей (закон взаимопроникновения). Характеризуя второй закон Гегель апеллирует к понятиям «тождества», «различия», «противоречия», «противоположность». Любое явление, по Гегелю, представляет собой результат внутренних противоречий и отрицания сторон и тенденций. Поэтому в диалектике Гегеля стороны единого целого являются противоположностями, которые находятся в состоянии взаимосвязи и взаимообусловленности.
Третий закон диалектики именуют как «отрицание отрицания». Он характеризует собой всеобщий результат и направленность эволюции. Закон базируется на отрицании всего старого при появлении нового, переходом из одного качества в другое. Но при этом должно сохраняться триединое условие: преодоление старого, затем преемственность в развитии, и, наконец, утверждение нового.
На этих трех китах – основных законах базируется диалектический метод познания.
Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский в I в. до н.э.) - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого.
Метафизический метод познания (мышления) рассматривает все предметы, явления, а также соответствующие им понятия: лишь в количественном изменении (уменьшении или увеличении, в простом перемещении, повторении пройденного); изолированно, обособленно друг от друга (т.е. обособляясь, абстрагируясь от остального);фактически метафизика как способ мышления есть попытка достичь абсолютное, законченное знание. Она рассматривает сущность мира неизменной.
Надстройка общества, ее содержание, взаимодействие с базисом и социальные функции
Базис и надстройка - категории исторического материализма , которые отражают существенные черты , связи усреднения экономических и идеологических отношений людей , закономерности их возникновения , развития и изменения с переходом одной социально - экономической формации к другой .
Базис определяет надстройку общества.
Категория "надстройка" отражает идеологические общественные отношения, общественное сознание, организации и учреждения, в которых они закрепляются.
В большинстве известных общественно-экономических формаций надстройка дифференцируется на политическую, правовую, моральную, эстетическую, религиозную и др., являющихся системами соответствующих общественных отношений сознания, организаций и учреждений. Так политический вид надстройки включает политическое сознание, политические отношения, как форму политической деятельности и политической организации общества (органы власти с такими средствами , как вооруженные силы , милиция , разведка и контрразведка ; политические партии и движения ;
- массовые общественные
Базис и надстройка диалектически единые и исторически конкретные . Каждая общественно-экономическая формация имеет специфические базис и надстройку . Надстройка формируется согласно своему базису . Совокупность базиса и надстройки характеризует конкретный тип общественно - экономической формации. Базис как экономическая форма производства одновременно является содержанием надстроечных форм и отношений. " Чистого " базиса не бывает , поэтому, анализируя конкретное общество , для получения полной и точной картины уровня его развития и зрелости необходимо рассматривать не только господствующий тип производственных отношений и соответствующие ему явления надстройки , но и всю совокупность различных типов производственных отношений , которые составляют экономическую структуру определенного общества .
Надстройка относительно самостоятельная по базису. Она может опережать базис или отставать от него, имеет внутреннюю логику развития . Методологии исследования взаимосвязей базиса и надстройки диалектика философских категорий содержания ( базис ) и формы ( надстройка ) . Игнорирование этой диалектики , тем более подмена ее субъективизмом , вращается , как правило , серьезными потерями для многих людей и целых государств. Например , длительное время в СССР взаимосвязи между базисом и надстройкой регулировались диктаторской политической надстройкой. Ценой огромных усилий и жертв страна была выведена на ведущие экономические позиции в мире. Однако в итоге все закончилось экономическим кризисом небывалых размеров , разрушением огромного государства, а созданные па ее развалинах государства па много лет оказались на обочине мирового развития.