Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:51, контрольная работа

Краткое описание

Определение философии и ее предмета. Истоки философского мышления. Родство философии и мировоззрения. Структура мировоззрения и его проблемы. Три типа мировоззрения. Основной вопрос философии.

Содержание

Ведение
1. Мировоззрение, его структура
2. Истоки философского знания: миф, религия
3. Объект и предмет философии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия как наука - копия.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание  

     Ведение

     1. Мировоззрение, его структура

     2. Истоки философского знания: миф,  религия

     3. Объект и предмет философии

     Заключение

     Список  использованной литературы

 

      Введение 

     Философия (от греч. Phileo - люблю и Sophia - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

     Кроме познания мира, «любовь к мудрости»  предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

     Для раскрытия специфики философии  важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому  и религиозному миропониманию как  предпосылке, предтече философии. Наша работа базируется на представлении  о тесном и неразрывном родстве философии и мировоззрения, которое наиболее зримо проявляет себя в современном философском мировоззрении. Между тем, с одной стороны, исторически философия и мировоззрение не всегда существовали одновременно и, тем более, представляли неразрывное единство, во-вторых, отнюдь не все направления XX в. признают мировоззренческую функцию философии и, в-третьих, нередко по-разному интерпретируются взаимосвязи между философией и мировоззрением. На этих вопросах необходимо далее остановиться.

 

      1. Мировоззрение, его структура. 

     Мировоззрение - система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и  теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения к миру, к себе. Наличие мировоззрения - показатель зрелости не только личности, но и социальной группы. Субъектом мировоззрения, является и личность, и социальная группа, и общество в целом. Мировоззрение определяется : историческими условиями, личностью человека, материальными условия, культурой (образование, воспитание, искусство).

     Структура мировоззрения:

     1. знания 

     2. система ценностей 

     3. опыт.

     На  основании этого  формируется поведение. Мировоззрение включает в себя проблемы:

     1. Что есть мир? Сущность бытия, космоса. Кто сотворил? Есть ли начало? Есть ли границы?

     2. Мир стабилен или развивается? Как развивается: по кругу, по спирали, бесконечным потоком?

     3. Сущность человеческого бытия, его роль в этом мире?

     4. Познаваемость мира.

     5. Проблема бога, смысла жизни, личного бессмертия.

     Всякое  мировоззрение окрашено атмосферой человеческой сущности. В мировоззрении включено волевое начало человека. Разум и воля – необходимые элементы человеческих убеждений. Мировоззрение зависит от бытия человека. Общественное сознание - отражение действительности. Одно и тоже явление рассматривается с разных позиций - возникают разные формы общественного сознания (нравственное, эстетическое, правовое, экологическое).

     Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

     «Мировоззрение  скрывает в себе философию, идет, как  и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);

     Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее  видение, понимание мира, места в  нем человека, а также жизненные  позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении присутствуют как интеллектуальный, так и эмоциональный опыт людей. Первый относят к миропониманию, второй – к мироощущению.

     В мировоззрении следует выделить два важных момента: прежде всего  оно многомерно, то есть формируется  под влиянием различных сфер человеческой деятельности. В нем присутствуют не только знания, но и чувства, оценки, настроения, воля, нормы, идеалы. Мировоззрение не сводимо просто к знаниям. Во-вторых, мировоззрение носит целостный характер. Взаимосвязь отдельных его элементов определяет целостность, духовный стержень личности.

     Структура мировоззрения:

     1) познавательно-информационный блок; т.е. в состав мировоззрения  входят обобщенные знания (повседневные  или жизненно-практические, профессиональные, научные). Чем больше знаний –  тем серьезнее опора для мировоззрения; непросвещенное сознание не может рационально обосновывать свои убеждения;

     2) ценностно-идеологический блок. Содержит  отношение людей к происходящему  в соответствии с их целями, потребностями, интересами и т.п. (добро-зло, красота-уродство);

     3) поведенческий блок. О характере мировоззрения можно судить по поступкам;

     4) блок веры. Диапазон веры широк  – от практической, т.е. рациональной  веры до религиозных верований.  При этом существенна роль  сомнений. Безоговорочное принятие  той или иной системы ориентаций – догматизм. Однако, возможна и противоположная крайность – скептицизм, утрата идеалов, неверие ни во что.

     В мировоззрении различимы повседневно-практический и теорети-ческий уровни. Всякая личность обладает определенным мировоззрением, однако мировоззрение на бытовом уровне часто неполно, противоречиво, опирается в основном на веру и жизненный опыт. Научно-философское мировоззрение – это такая система понимания мира и места человека в нем, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой.

     Жизнь людей в обществе носит исторический характер. С течением времени происходят изменения практически во всех сферах жизни. Мировоззрение также подвержено историческим изменениям. Оно чутко  улавливает и отражает различные  процессы, происходящие в обществе. В каждую историческую эпоху можно выделить основные преобладающие черты. Однако следует учитывать, что мировоззрение формируется в соз-нании конкретной личности и мировоззрение социальной группы и всего общества в целом формируется из его индивидуальных вариантов. Общественно-исторический характер мировоззрения проявляется в том, что общественное сознание во много формируется под влиянием общества в лице его наиболее ярких представителей – публицистов, писателей, деятелей науки и культуры. С другой стороны, несомненно существует историческая преемственность в развитии общественных взглядов.

     Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, прин-ципов, определяющих общее  видение, понимание мира, места в  нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

     Существует  три типа мировоззрения:

     1. Мифологический тип мировоззрения.

     2. Религиозный тип мировоззрения.

     3. Философский тип мировоззрения.

 

      2. Истоки философского знания: миф, религия. 

     Мифология.

     Первая  попытка человека объяснить происхождение  и устройство мира, причины стихийных  явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

     Мифы  – древние сказания разных народов  о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы  и эстетические представления, сочетание  реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

     Мифы  разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении  наиболее важных явлений природы, о  мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы- эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

     Особое  место занимали мифы о культурных достижениях людей - изобретении  ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много  внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

     Интеллектуальное  своеобразие мифа проявлялось в  том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли - анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

     Действительно, мифологическое сознание в рамках той  исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

     Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов - в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

     С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

     Религия

     Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая  форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный.

     Религиозное мировоззрение отличается от мифологического  верой

     в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

     Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает  все демоническое, освобождается  от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

     Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система  утвердившихся ритуалов, догматов.

     Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.

     Религия - сложное духовное образование и  общественно-историческое явление, которое  не укладывается в однозначные, прямолинейные  характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

Информация о работе Философия как наука