Философия как основа мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: “Что такое мир?”. Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя, безусловно, опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир, во-первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Содержание

Введение.
1. Философия – основа мировоззрения.
1.1. Основные проблемы философии.
1.2. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический характер, типы.
1.3. Природа философских проблем, вопросы мировоззрения.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

 

Департамент образования города Москвы

ГОУ Педагогический колледж № 18 «Митино»

Домашняя контрольная работа

Предмет Основы философии

Тема: Философия – основа мировоззрения.

                                                Выполнила:

                                                                                  студентка 5 курса 502 группы

Тюрина Светлана Николаевна

                                             Проверил:    

                                                    преподаватель

Тищенко Владимир Иванович

Москва 2011

План.

Введение.

  1. Философия – основа мировоззрения.
    1. Основные проблемы философии.
    2. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический характер, типы.
    3. Природа философских проблем, вопросы мировоззрения.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

Введение.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира - мировоззрение.

 Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: “Что такое мир?”. Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя, безусловно, опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир, во-первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

 Философия является  одной из основных форм общественного  сознания, системой наиболее общих  понятий о мире и о месте  человека в нем.

В чем актуальность данной темы?

1. В период глубинных  перемен ,происходящих во всех структурах политики ,экономики , культуры нашей страны, становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека , осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.

2. В становлении и формировании  мировоззренческой культуры философия  всегда играла особую роль, связанную  с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления, глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.

 

    1. Философия - основа мировоззрения.

1.1.Основные проблемы философии.

1. Объективные и субъективные  предпосылки возникновения философии.

Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая впоследствии устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.

Возникновению философии способствовали объективные и субъективные предпосылки, сложившиеся на тот исторический период в древнем обществе:

А) Объективные предпосылки:

1) Социально-политические:

-общественное разделение  труда;

-систематическое производство  материальных благ, содержательно  изменившее человека и поставившее  его в принципиально новое  отношение к природе: приспособление  к условиям жизни сменяется  их преобразованием;

-разделение общества  на классы;

-возникновение государств, городов- мегаполисов с демократической формой государственного устройства (Афины Спарта);

2) Культурно-исторические:

-создание письменности;

-возникновение наук (математики, астрономии, физики, географии, медицины);

-возникновение и развитие  различных видов искусства;

-возникновение образовательных учреждений (лицеи, академии);

-наличие в обществе  мифологии и религии как здоровых  начал культуры.

Б) Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием самого человека, его духовного мира.

1) Осознание древним человеком  бытия в целом, самого себя  и своих границ.

Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет понимания и спасения.

2) Сформировавшиеся возможности  человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувственным  отображением мира.

Уже древние философы указали на два источника из которых "рождается" философия:

 а) Способность удивляться.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что всё наше знание, а философия в особенности обязано такой способности человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее духовный мир личности, тем сильнее развита эта способность. Человеку умственно, нравственно развитому приятно и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. "Мыслю - следовательно существую", - говорит великий философ и учёный Декарт (XVII в.).

б) Переживание.

Человек не только познаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое отношение к миру (и к самому себе) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нём является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (древнегреческий философ V век до нашей эры) вдохновляющим гением философии. Только человек знает о неизбежности собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле жизни - а это и есть философствование.

1.2. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический характер, типы.

Возникновению философии способствовало (как мы указали выше) дальнейшее совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это также привело к замене миросозерцания на мировоззрение.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в её осмыслении с помощью понятий, в отличии от наглядно-образного миросозерцания.

Человеку потребовался более широкий кругозор, обеспечивающий способность видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: зачем он делает то или это, к чему стремится, что это даст людям.

Такого рода представления о мире и месте в нём человека называют мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении мировоззренческих проблем очень велика.

Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением всех составляющих общественно-исторического процесса изменяется мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей.

Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов.

Какие это компоненты?

Структура мировоззрения:

1. Знания - совокупность сведений  об окружающем мире. Они бывают  научными, профессиональными (военными), повседневно- практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение.

2. Ценности - это особое  отношение людей ко всему происходящему  в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или  иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими  понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность".

Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

   3. Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

4. Воля - способность к  выбору цели деятельности и  внутренним усилиям, необходимым  для её осуществления.

Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения - взгляды, активно  принимаемые людьми, соответствующие  их жизненным интересам. Во имя  убеждений люди порой рискуют  жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная  сила.

Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

6. Вера - это степень доверия  человека к содержанию имеющихся  у него знаний. Диапазон человеческой  веры весьма широк. Он простирается  от практической очевидности  до религиозных верований или  даже легковерных принятий нелепых  вымыслов.

7. Сомнение - критическое  отношение к каким-либо знаниям  или ценностям.

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения.

       Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

1. Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, основанных  на здравом смысле, повседневном  жизненном опыте. Это стихийно  складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

2. Более высокой разновидностью  мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний  и опыта людей в различных  сферах деятельности и т.д. Это  может быть мировоззрение учёного, писателя, политического деятеля  и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

3. Высший уровень мировоззрения  – теоретическое (научное) мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению.

Информация о работе Философия как основа мировоззрения