Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:18, доклад
Марксизм, в частности его философское учение, вошел в историю как самое главное достижение общественной мысли второй половины XIX и первой половины XX веков. Его популярность во многом объяснялась соответствием условиям того времени, настроениям революционных борцов против капитала. Однако в прошлом веке он достиг не только апогея, а получил глубокого кризиса, который обумовилася тем, что в ряде положений марксистской теории были непонятны или преувеличены, или даже сведены к абсолюту такие положения, которые не имели значения абсолютных истин, особенно в его экономическом и социально-политическом учениях.
Тема 27. Философия марксизма
§ 1. Возникновение философии марксизма
Марксизм, в частности
его философское учение, вошел
в историю как самое главное
достижение общественной мысли второй
половины XIX и первой половины XX веков.
Его популярность во многом объяснялась
соответствием условиям того времени,
настроениям революционных
марксизм - это абсолютная истина, пригодная на все времена и для всех народов;
марксизм - это сплошная ошибка; социалистическая идея полностью тупиковая;
практика социалистического строительства была неадекватна теории марксизма и проч.
Чтобы выяснить полнее причины
такого расхождения оценок надо исследовать
условия и факторы его
Предпосылки формирования
философии марксизма можно
Научные предпосылки формирования философии марксизма можно разделить на: а) философские, б) естественнонаучные, в) социологические.
Философские источники марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс всего больше ценили и больше всего критиковали Гегеля. Энгельс называл гегелевскую философию диалектической поэмой. В каждой области, за изучение которой брался Гегель, его открытия составили целую эпоху. Маркс и Энгельс пошли дальше Гегеля, критически преобразовывая его диалектику, вырабатывая новую форму диалектики - материалистическую.
Фейербах дважды прослушал все лекции по логике, читаемые Гегелем в университете (об этом он сообщал в письме своему отцу), для того, чтобы усвоить не только содержание, к
которому пришел Гегель, но и тот метод, с помощью которого было получено это содержание. Впоследствии Фейербах писал: "Путь, которым до сих пор шла спекулятивная философия от абстрактного к конкретному, от идеального к реальному - извращенный путь. По этому пути мы никогда не придем к подлинной объективной реальности, но всегда только к реализации своих собственных абстракций, именно поэтому мы таким путем никогда не достигнем действительной свободы духа..."1 Это замечание Л. Фейербаха свидетельствует о непонимании им сущности диалектического метода и, прежде всего, теоретической формы этого метода - восхождения познания от абстрактного к конкретному. Если Л. Фейербах, критикуя идеалистическую диалектику Гегеля, отвергает ее целиком, то К. Маркс, в противоположность Л. Фейербаху, но опираясь на результаты его критики, преобразовывает гегелевский метод и создает новый - материалистическую диалектику. Результатом применения этого метода является величайшее произведение марксизма - "Капитал". Заслуги Л. Фейербаха велики не только по отношению к философии, но и по отношению к политической экономии, хотя специальными исследованиями в этой области он не занимался. К. Маркс писал: "... положительная критика политической экономии своим подлинным обоснованием обязана открытиям Л. Фейербаха"2. Незадолго до своей смерти Л. Фейербах усиленно занимается изучением социалистической литературы, в том числе и "Капитала", написанного отвергнувшим его метод К. Марксом, и в 1870 г. вступает в ряды немецкой социал-демократической партии, идейными вождями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Во время похорон Л. Фейербаха в 1872 г. депутат рейхстага от социал-демократической партии Германии А. Меммингер, возлагая венок от имени социалистов земного шара, сказал, обращаясь к тысячам рабочих, принимавших участие в похоронах: "Это вы, рабочие, оспаривали друг у друга честь понести к могиле своего передового борца и товарища по страданиям. И это вы навсегда сохраните в памяти имя Людвига Фейербаха и передадите его своим детям и внукам".
Естественнонаучные
предпосылки философии
предшественниками К. Маркса и Ф. Энгельса, путем одной лишь логической переработки создать новую философию было бы невозможно. Нужно было сравнить результаты развития предшествующей философии с результатами современного развития естествознания и социологии.
Изменился предмет
и метод естествознания в связи
с историческим превращением его
в теоретическую науку. Это превращение
привело к крушению натурфилософии,
а тем самым к формированию
нового исторического взаимоотношения
между философией и естествознанием,
которое постепенно превращается в
сознательно-диалектическое познание
природы. Важно также подчеркнуть,
что развитие естествознания, внедрение
его достижений в промышленности
и сельском хозяйстве постоянно
революционизировало
Социологические предпосылки. Выделение этого вида предпосылок позволяет показать, что общественная наука, несмотря на господство в ней идеалистического понимания истории, сделала много открытий, подготовивших рождение новой философии. Это и политическая экономия, в особенности английская, открывшая многие законы движения буржуазного способа производства, это и историческая наука, которая в лице французских историков Гизо, Минье, Тьерри открыла классы и классовую борьбу в обществе и провозгласила народ творцом всемирной истории, это л утопический социализм, давший беспощадную нравственную критику пороков и мерзостей буржуазного общества и предвосхитивший многие черты будущего бесклассового общества, это и успехи археологии, открывшей формы жизни первобытного человека, антропологии, свидетельствовавшей в пользу единства исторического происхождения человеческих рас. Все это укрепляло центральную идею общественной науки - идею о закономерном развитии человеческой истории. Задача состояла в том, чтобы открыть действительные законы этого развития.
Экономические, социальные и политические предпосылки формирования философии марксизма. Переходя к рассмотрению тех реальных предпосылок, которые сложились в общественном бытии и на почве которых происходило формирование философии марксизма, необходимо учитывать очень важное в методологическом отношении положение Ф. Энгельса о том, что современный научный социализм по своему содержанию является прежде всего результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, наемными рабочими и буржуа, а с другой - царящей в производстве анархии. Но в своей теоретической форме он выступает сначала только как дальнейшее и как бы более последовательное развитие принципов, выдвинутых великими французскими просветителями XVIII в. Аналогично марксизм лишь по форме выступает как дальнейшее и как бы более последовательное развитие тех принципов, которые были выдвинуты его философскими предшественниками, но по своему содержанию он является обобщением великих научных достижений естествознания, непосредственным отражением тех всемирно-исторических сдвигов, которые произошли в общественной жизни Западной Европы середины XIX в. Эти исторические сдвиги предопределяли и более последовательное развитие принципов, выдвинутых уже философскими предшественниками марксизма в конце XVIII - начале XIX вв. Реальное развитие общественной жизни обуславливало теоретическое развитие в философии.
В экономической
области происходит утверждение
буржуазных производственных отношений,
сорвавших разнообразные
В социальной области
наблюдаются пролетаризация населения,
гибель и упадок всех промежуточных
классов и социальных групп, обострение
классовых противоречий между пролетариатом
и буржуазией, доведение до крайней
степени противоположности
В политической области
- практический крах теоретических
иллюзий о надклассовом характере
государства в буржуазном обществе,
постепенное выделение
Вместе с массовыми
расстрелами пролетариев в 1830 и 1848
гг. на улицах Парижа, Берлина, Вены буржуазия
практически убивала и
Анализируя сдвиги
в развитии общества, реальный ход
исторических событий, не предвиденный
предшествующими
К. Маркс и Ф. Энгельс,
открывая научным методом всемирно-
Философия марксизма делится на два этапа:
К. Маркс отстаивает критическую функцию философии по отношению к действительности. Он считает, что задача философии заключается не в конструировании будущего и не в выработке схем, пригодных для всех грядущих времен. Она заключается "в беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с властями предержащими"2.
Маркс и Энгельс отрицают философию в старом смысле как "науку наук" и связывают ее с деятельной борьбой за совершенствование общественных отношений и, следовательно, человека. Маркс и Энгельс с 1844 г. начинают совместную философскую деятельность.
Социальные преобразования
не могут быть осуществлены путем
изменения лишь сознания людей, одной
лишь теоретической причиной, а прежде
всего реальными действиями по преобразованию
общественных отношений. Хотя они не
отрицали значение теории, вскрывающей
историческую необходимость и становящуюся
теоретическим оружием
В "Экономически-философских рукописях" 1844 г. Маркс называет свою философию реальным гуманизмом, воплощение реального гуманизма видит в ликвидации отчуждения труда, обусловленного эксплуатацией, и в развитии всех сущностных сил человека на этой основе. Здесь заложена идея всестороннего развития личности.
Главным условием Маркс считает уничтожение частной собственности. Это марксистское положение является наиболее спорным сегодня, так как не всякое уничтожение частной собственности ведет к уничтожению отчуждения труда, оно может вылиться в казарменный коммунизм.
Упразднение частной
собственности, по Марксу, есть коммунизм.
Тотальное огосударствление в неразвитом
обществе, как правило, создает отношение
к всеобщей частной собственности.
Такой коммунизм "стремится уничтожить
все то, чем на началах частной
собственности не могут обладать
все, такой коммунизм хочет
В казарменном коммунизме общность понимается как общность труда и заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Здесь капитал выступает как признанная всеобщность и сила всего общества.
Разработки основных
принципов диалектического и
исторического материализма предприняты
Марксом и Энгельсом в
В противоположность идеалистам-младогегельянцам Маркс и Энгельс считают, что: 1) идеи вне связи с обществом и, в первую очередь, с материальными потребностями, бессильны; 2) решающая сила общественного развития - народные массы, роль которых в ходе общественного развития возрастает; 3) выдающиеся исторические деятели потому и становятся выдающимися, что выступают выразителями назревших общественных потребностей.