Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:45, лекция
1. Понятие диалектики, ее исторические формы.
2. Диалектика как система философского знания.
3. Диалектическая и метафизическая концепции развития.
ТЕМА 2
ФИЛОСОФИЯ О ЕДИНСТВЕ И РАЗВИТИИ ВСЕГО СУЩЕГО
Мир — это единое, противоречивое и динамичное целое
Основная идея темы:
"В одну и ту же реку нельзя войти дважды. и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии".
Гераклит
ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.
2.
ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА
3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И
ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
В истории философии традиционно развивалась такая область философствования, как диалектика. В ней проблема бытия осмысливается под своеобразным углом зрения — с точки зрения единства и движения, изменчивости всего сущего. Диалектика — это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Наряду с этим она является также и способом философского мышления, с помощью которого окружающий человека материальный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамичное целое. Своими средствами диалектика раскрывает картину мира как Универсума, в котором происходят неумолимые процессы смены форм, состояний и эпох. Основная проблема для нее — движение развитие как фундаментальные характеристики мироздания.
В философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире. Напротив, субъективная диалектик; является всего лишь отражением этих процессов в головах людей и представляет собой движение человеческих мыслей и представлений.
Являясь теорией единства и развития, диалектика стремится мысленно "схватить" всесторонние связи (взаимодействия) бытия как великого целого, раскрыть различные отношения между вещами и процессами. К числу наиболее важных для диалектики вопросов относят, прежде всего, такие, как "Что такое развитие?", "Почему оно происходит?", "Как оно протекает?", "Куда направлено развитие?". Размышление над ними помогает вскрыть глубинные пласты материального мира, исследовать пружины и механизмы его развития. Полагая единство мироздания, диалектика тем самым приходит и к идее изменения, развития. И наоборот, развитие понимается лишь в аспекте единства и взаимодействия всего сущего. Отмечая это, В.И Ленин в своей работе "Философские тетради" писал, что "...всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи...". Диалектическая традиция является древней и весомой для философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде тех или иных исторических форм ("моделей") диалектики.
В античной философии существовала стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания окружающего мира философами того времени. Осмысление природы движения имело место в школе элеатов (Парменид, Зенон). Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Основателем же диалектической традиции принято считать Гераклита, который сформулировал важнейшие идеи диалектики. Философ считал, что природа представляет собой единое и неделимое целое ("огонь", "мировой пожар"). В данном случае образ огня использовался Гераклитом как символ вечной динамики, ведь огонь никогда не бывает в застывшем, успокоившемся состоянии. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, и нет ничего застывшего. Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее. Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Борьба противоположностей является источником изменения и развития всего сущего, главным законом бытия. Мир, с точки зрения диалектической философии, — это сплошной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.
Диалектическая мысль существовала и в философии средних веков, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так, П.Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира, который якобы был сотворен Богом.
Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р. Декарт, Б.Спиноза. С позиций диалектического мышления они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоречия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конечного и бесконечного, огромную космическую машину. Эта машина являет собой многое в одном, пронизанное непрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики мира, по убеждению мыслителя, является Бог как возможность и творящая причина всего сущего.
Однако в силу господства в науке механики и математики, в XVII — XVIII вв. все еще преобладала механистическая, упрощенная картина мира как проявление метафизического (недиалектического) мышления. Большинство ученых предпочитало рассматривать вещи и процессы мира в их обособленности друг от друга, вне великих связей, а значит — не во взаимодействии и движении. Впрочем, в XVIII в. была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер}, но в то время она еще не укоренилась в науке.
Особое место в истории философской мысли занимает идеалистическая диалектика классической немецкой философии. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Ф.Шеллинг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.
Очень большой вклад в формирование диалектической философии внес Г.Гегель. Этот немецкий философ исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея ("мировой разум"), которая, развивая свое неисчерпаемое содержание, воплощает себя в различных формах бытия (в природе, в обществе) и придает им единство. В.С.Соловьев эаметил в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, которую сбрасывает в своем движении "змея абсолютной диалектики". Ге-г^ль особо выделял роль противоречия как внутренннего источника и Движущей силы развития, характеризуя его как "корень всякого движе-яия" и всякой "жизненности". Само развитие философ представлял в виде триады "тезис-антитезис-синтез", которой он придавал универсальное (всеобщее) значение.
Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф. Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории ("европоцентризм"), ее логике и внутренних связях. Немецкий мыслитель старался подчеркнуть, что окончательные, завершенные результаты познания и практики человека невозможны. Гегель сформулировал также основные законы диалектики, которые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Однако его философия была, по словам Энгельса, "колоссальным недоноском", поскольку она наделяла способностью к развитию лишь абсолютную идею. Тем самым природа лишалась внутренних источников развития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двигаясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Гегелем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлинные причины развития природы и общества.
Материалистическая диалектика в классической марксистской философии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевскую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рациональное зерно — идею развития, превратив ее в инструмент философского исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа движется в вечном потоке и круговороте, являясь "пробным камнем" для диалектики и естествознания. В марксизме идея развития была всесторонне применена к изучению общественных явлений, прежде всего — социально-классовых отношений, истории частной собственности и государства, эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становления нового общества. Марксистская диалектика была политизирована, излишне схематична и чрезмерно заряжена потенциалом социальной конфликтное™ и борьбы. Основоположники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не преклоняется и по своей сути критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений, и ничто не сможет устоять перед диалектикой, кроме неумолимого процесса возникновения, становления и неизбежной гибели всего сущего. По определению В.ИЛенина, диалектика —это "живая душа" марксизма.
Диалектика развивалась также в ряде зарубежных течений и школ. К их числу следует отнести, в частности, теорию эмерджентной (творческой) эволюции {А. Уайтхед и др.). Франкфуртскую школу (Т.Адор-но и др.), теорию социального конфликта (Р.Дарендорф).
В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Герценом, В.И.Лениным и другими материалистами, представителями русского космизма (К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский и др.). Тема единства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве В. С. Соловьева, Н.А.Бердяева. С.Л.Франка.
Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея — идея развития всего сущего — явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. прогрессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобщением материала естественных и иных наук.
ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Диалектика изначально формировалась в форме знаний и представлений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. Она сложилась и существует как система теоретического знания о своем предмете.
Прежде всего, эта система включает в себя понятия (категории) диалектики. В них отражаются объективно существующие универсальные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. История диалектической мысли накопила богатый понятийный аппарат для отражения различных связей мира и процессов развития в нем.
В первую очередь, диалектика оперирует понятием связи, под которой понимается взаимозависимость вещей и процессов окружающего мира. Связь — это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объекте. Связи бытия так же разнообразны, как и сам материальный мир. В качестве примера можно назвать пространственные и временные, генетические, духовные, семейные, экономические связи. Чем в более разнообразные связи включен объект (в том числе и сам человек), тем интенсивнее и полнее он изменяется и развивается. Духовное богатство человека зависит, следовательно, от многогранности его отношений с окружающим миром, с обществом и людьми.
Весьма важным в диалектике является понятие взаимодействия, которое служит для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Взаимодействие предполагает взаимный обмен энергией и информацией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материального мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимодействий в рамках тех или иных форм движения материи, пересечение и Переплетение этих процессов, их проникновение друг в друга.
Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположностями) в мире и его вещах. Оно является естественным состоянием вещей, присущим им по природе своей. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противоположностей может быть обыкновенный магнит с его двумя полюсами — северным и южным. Противоречие и есть взаимосвязь между такими противоположностями, которые противостоят друг другу и исключают друг друга. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (или процесса), его асимметрию. Противоречия существуют как в живой, так и в неживой природе, в общественной жизни, в бытии самого человека. Таковыми являются, например, взаимоотношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе, истиной и заблуждением в познании. Очевидно, однако, что все эти и любые иные противоположности существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.
Особой формой противоречия в обществе является антагонизм, который возникает на почве полной противоположности социальных и иных интересов. Проявлением такого противоречия были, например, отношения между рабами и рабовладельцами в Древнем мире. Антагонизм может складываться между очень опасным преступником-рецидивистом и обществом. Противоречия такого рода всегда проявляют себя в острых формах противостояния и борьбы, а нередко и в виде конфликта как грубого физического столкновения враждующих сторон. Социальные революции в истории человечества — это тоже проявление конфликта в развитии, который возникал во многом из-за консервации острых противоречий и их несвоевременного разрешения. Антагонизм в обществе являет собой "трагическое" противоречие, ведь при нем стороны как бы "пожирают" друг друга в борьбе, и это нередко сопряжено с большими человеческими жертвами и социальными потрясениями.
Наряду с противоречием в
диалектике применяется и понятие гармонии
Информация о работе Философия о единстве и развитии всего сущего