Философия русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 01:17, реферат

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Основные течения в философии русского космизма:
1. Философско-религиозное течение.
2. Естественнонаучное течение.

Вложенные файлы: 1 файл

философия русского космизма.docx

— 38.47 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

 

      Русский  космизм  является   философским   направлением   с   большими

традициями в культуре России и  объединяет  не  только  философов,  а  также

учёных,  религиозных  мыслителей,  писателей,   поэтов,   художников.   Само

существование “русского космизма”  как  философского  течения  даже  в  наше

время вызывает острые дебаты.

      Само зарождение русского космизма обусловлено в  значительной  степени

своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в.  Развитие

русского космизма обязано во многом  непременному  противопоставлению  этого

философского направления самим основам западноевропейской науки и  культуры.

Это противостояние  заключало  в  себе  возможность  продуктивного  диалога,

способствовавшего   изменению   русского   космизма,   его    прогрессивному

воздействию на культуру научного исследования в XX в.  Значительный  интерес

представляет нравственный, социально-философский  смысл  русского  космизма.

Он способен питать  собой  весьма  широкий  спектр  воззрений  -  от  крайне

реакционных  до   либеральных,   которые   озабочены   поиском   творческого

примирения основных ценностей традиционного общества и  культуры  динамичной

цивилизации.

      Идеи русского  космизма становятся особенно популярными в наше время, в

том числе и благодаря тому, что  многие  предсказания  космистов  сбылись  и

продолжают сбываться.

   Основные течения в философии русского космизма:

   1. Философско-религиозное течение.

   2. Естественнонаучное  течение.

 

 

1.Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова

      В  своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров

провозглашает общечеловеческие,  общепланетарные  задачи  эпохи  ноосферного

выбора: управление природой ("внесение в неё воли и  разума"),  которое  для

Фёдорова является  исполнением  библейской  заповеди  об  обладании  землёй;

победа над стихийными силами, над  голодом,  болезнями  и  смертью;  перевод

военной  мощи  в  созидательную  и  мирную.  Фёдоров  отчётливо  понимал  то

катастрофическое  направление,  в   котором   движется   развитие   нынешней

"эксплуатирующей,  а  не   восстанавливающей"   природу   цивилизации.   "Мы

виноваты, не в том только,  что  делаем  (хищничество),  но  и  в  том  зле,

которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека  содействует

приближению Конца,  означает  измену  эволюционному  предназначению  разума:

стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой  хаос".  Как

раз эту задачу и ставит  разработанный  в  "Философии  общего  дела"  проект

"регуляции природы" [6]. Он включает  некоторые  конкретные  предложения,  в

том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до  сих  пор

применяется, а также  и более глобальные  проекты  "регуляции  природы":  об

управлении магнитными силами, движением земного шара,  об  овладении  новыми

источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах  не  только  всей

планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.

      Космос, космическое в философском  сознании  обычно  были  воплощением

беспредельного,  абсолютного,   недоступного   ограниченному   человеческому

пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного  с

трепетом ужаса перед бездной небытия.  Созерцательное отношение  к  космосу,

уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только  начиная  с

Фёдорова,  в  философию  и  науку   входит   требование   преобразовательной

активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос.  "Борьба  с

разъединяющим пространством" [6] для мыслителя - "первый  шаг  в  борьбе  со

всепоглощающим  временем".  Две  глобальные  победы  человечества:   -   над

пространством  и  временем   -   взаимосвязаны   и   взаимозависимы.   Полем

преображённой,  бессмертной,  обоженой  жизни  может  быть  не  только   вся

Вселенная,  бесконечная   и   неисчерпаемая   в   своих   энергетических   и

материальных возможностях, а также и долгоживущие,  а  потом  и  бессмертные

создания  с  биологически  гибким,  переделанным   организмом,   управляемым

сознанием, смогут жить и творить в  самых  невероятных  внеземных  условиях.

Суть идеи "регуляции природы" не только в  конкретных  проектах,  многие  из

которых  уже  осуществляются  или  могут  быть  осуществлены  -  она   более

радикальна, ставя высшей целью преобразование самого  статуса  природного  и

космического бытия, самой природы человека.

      Пророческая  идея Фёдорова  о  неразрывной  связи  космоса  и  человека

находит своё подтверждение в современных  научных  подходах.  В  этой  связи

можно  привести  в  качестве  примера  антропный  принцип.  Он   состоит   в

следующем: мир не был бы таким, каков  он  есть,  если  бы  в  нём  не  было

наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если  бы  мир  был

другим хоть немного - и  нас  бы  не  было:  чуть  бы  сместились  параметры

составляющих мира, какая-нибудь элементарная  частица  была  бы  другой  или

исчезла - не явились бы ни жизнь, ни  сознание.  Поэтому,  когда  мы  ставим

задачу изменения или мира, или человека,  необходимо  будет  учитывать  этот

принцип.  Изменять  свою  (человеческую)  природу  можно  только  вместе   с

изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не  изменяя

себя, не став на путь  собственного  одухотворения,  начинает  покорять  или

преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному  дисбалансу,  к

кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее  вмешательство,

произведённое несовершенным, но самодовольным человеком  в  природу  (вместо

регуляции, сознательной и разумной) приводит к  истощению  природы,  которая

как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

      Фёдоров  также  выдвинул  идею  о  необходимости  победы  над  смертью

("учение о воскрешении"  или  более  развёрнуто  -  "учение  об  объединении

живущих  сынов  для  воскрешения  умерших")  [6].  Для  Фёдорова   "трудовое

воскрешение"  является  возможностью,  вытекающей  из   духа   христианского

учения. Фёдоров предложил новое определение - "Супраморализм,  или  всеобщий

синтез", которое затрагивает философские и  этические  подходы  его  учения.

Эта философия этическая и можно сказать сверхэтическая  выдвигает  приоритет

должного над сущим, зовёт к преображению бытия в  благобытие.  И  предлагает

последовательно синтетический способ мышления и достижения  высших  целей  -

это   философия   синтеза,   "синтеза   двух   разумов   (теоретического   и

практического) и трёх предметов знания и дела" (Бог, человек и природа),  и,

наконец, "синтеза науки и искусства в религии,  отождествляемой  с  Пасхой".

Подход, открывающий  принципиально  новые  возможности  науке  и  философии,

которые, по мнению Фёдорова, шли и идут  преимущественно  путём  разделения,

расчленения, анализа. Этому Фёдоров противопоставляет путь  воскрешения  как

собирания, сложения,  синтеза  всего  разъединённого  и  разложенного  -  от

знания до человеческого организма. Преобладающий сегодня  аналитический  тип

мышления  связан,  по  его  мнению,  с  промышленной  цивилизацией,  которая

умерщвляет, разделывает живые натуральные продукты природы  и  земледелия  и

готовит из них мёртвые, искусственные вещи. Преобладание анализа  связано  с

подсознательным и сознательным согласием  на  смерть.  Сама  смерть  и  есть

главный  анализатор,  разделяющий  сложное  на   более   простые   элементы.

Воскрешение  же,  напротив,  -  воссоединение  простого  в  сложное   целое,

предполагающее  приобретение  нового,  преображённого  качества.  Для  этого

необходим синтез всех  способностей  и  возможностей  человечества.  Поэтому

основная  идея  философии  "всеобщего   синтеза"   состоит   в   преодолении

противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты  и  воли,

веры и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем  этапе  развития,  как  я

считаю, человечество  ещё  не  готово  к  идее  единства  и  поэтому  вполне

закономерно, что эта идея является утопической.

      Космос  Фёдорова как и у В.С.Соловьёва - это христианский космос.  Этот

космос не дан,  а  задан,  так  как  сегодня  это  беспорядок  и  хаос,  мир

неразумия,  "странный  извращённый  порядок,  который  лучше  бы,   кажется,

назвать беспорядком". Такое состояние есть следствие падения  человека,  так

как изначальный мир,  судя  по  Творцу,  был  миром  невинности  и  чистоты.

Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос  у  Фёдорова

становится  "хозяйством",  подчинённым  задаче  воскрешения  предков  и  его

(космоса)  художественного   преображения.   "Регуляция   природы"   -   это

христианство, обращённое в действие воскрешения. Из-за чего, сам  проект  (в

измерении "реального  дела")  неизбежно  и  вопреки  желанию  самого  автора

приобретает утопические черты.  Россия  претендует  сейчас  на  включение  в

мировое  сообщество  с   единым   типом   хозяйствования   и   политического

устройства. Потери России на  этом  пути  велики:  распад  единства  страны,

отказ от высказанной ещё Фёдоровым геополитической задачи  собирания  земель

и   народов,   умиротворения   ислама,    углубление    межнациональной    и

межрегиональной  розни,  развал  экономики,  обнищание   населения,   утрата

национальных ценностей и задач. "Философия общего дела" убеждает в том,  что

для того, чтобы выжить в будущем необходимо неуклонно восходить не только  к

новому уровню комфорта и использованию природы, где скоро  наступит  предел,

а и в нравственном качестве, осознавая своё эволюционное предназначение.

 

2. Третий синтез космоса В.И.Вернадского

      Вернадский  создал  своё  представление  о  биосфере  (третий   синтез

космоса),  поставив  в  основу  живое  вещество,   которое   владеет   всеми

минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы  питания

и размножения  в  активном  поверхностном  слое  планеты.  Вернадский  сумел

увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира -  атомами.

Каждый атом и все они вместе  "сделаны"  в  биосфере.  Каждый  атом  получит

печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен.  Живое  вещество

планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания  и  оно

воздействует  на  энергию   вещества.   Своим   питанием,   размножением   и

жизнедеятельностью  живое  вещество  организует  всё  остальное  вещество  и

приводит  его  в  порядок,  подчиняющийся  закономерностям.  В  природе  нет

великого  и  малого.  Чувство  единства  и  целостности  природы   указывает

человеку на, то что планета на которой он живёт  и  он  сам  не  могут  быть

исключением из общего движения вещества.

      В  результате своих изысканий  относительно  категорий  пространства  и

времени Вернадский пришёл к следующим выводам:

      1)  Пространство  и  время  -  реальные  свойства  реальных  природных

объектов, а не философские категории и априорные принципы познания, как  они

представлялись  в  философии  Канта  и  в  многочисленных  вариантах   этого

представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для  обобщения

природных  феноменов.  Так  же  как  наследственность  имеет   носителей   в

организмах  -  определённые  комплексы  биохимических  структур,  -  так   и

пространство и  время  имеют  своих  носителей.  В  качестве  примера  можно

привести  необратимость  времени,  его   однонаправленность   (незаменимость

прошлого  и  будущего)  и  дискретность  времени   (делимости   времени   на

определённые   части).   Пространственные   характеристики   проявляются   в

геометрических  построениях  (понятия  симметрии  и  диссиметрии   природных

объектов).

      2) В  физическом  мире  (мире  механического  перемещения  тел)  как  в

макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире  малых  тел

и  огромных  скоростей,  причина  времени  не  содержится.  Т.е.   время   и

пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в  мире

волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.

      3)   Все   характеристики   времени-пространства   и   жизни   в    её

биогеохимическом   выражении   не   только   соотносятся,   но    и    самым

непосредственным образом совпадают.

      И  время, и жизнь - необратимы, Живое вещество никогда не  возвращается

в прежнее состояние. Не только клетка,  как  основная  часть  живого,  но  и

орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом  всегда  новые

и в каждый данный момент не похожи  на  себя  прежних.  Биосфера  непрерывно

изменяется.  Поэтому  необратимость  времени  отражает  собой   этот   самый

массовый природный процесс, к  которому  принадлежит  и  сам  действующий  и

познающий реальность человек. Кроме времени жизни (биологическое время),  по

Информация о работе Философия русского космизма