Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 01:17, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Основные течения в философии русского космизма:
1. Философско-религиозное течение.
2. Естественнонаучное течение.
ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени
своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие
русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого
философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.
Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога,
способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному
воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес
представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.
Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне
реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого
примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной
цивилизации.
Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в
том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и
продолжают сбываться.
Основные течения в философии русского космизма:
1. Философско-религиозное течение.
2. Естественнонаучное течение.
1.Философия общего дела Н.Ф.
В
своём основном философском
провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного
выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для
Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй;
победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод
военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то
катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней
"эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы
виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле,
которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека содействует
приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума:
стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос". Как
раз эту задачу и ставит разработанный в "Философии общего дела" проект
"регуляции природы" [6]. Он включает некоторые конкретные предложения, в
том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор
применяется, а также и более глобальные проекты "регуляции природы": об
управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми
источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей
планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.
Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением
беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому
пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с
трепетом ужаса перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу,
уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с
Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной
активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. "Борьба с
разъединяющим пространством" [6] для мыслителя - "первый шаг в борьбе со
всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над
пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем
преображённой, бессмертной, обоженой жизни может быть не только вся
Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и
материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные
создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым
сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях.
Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из
которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более
радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и
космического бытия, самой природы человека.
Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека
находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи
можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в
следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было
наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был
другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры
составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или
исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим
задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот
принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с
изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя
себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или
преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к
кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство,
произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо
регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая
как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.
Фёдоров также выдвинул идею о необходимости победы над смертью
("учение о воскрешении" или более развёрнуто - "учение об объединении
живущих сынов для воскрешения умерших") [6]. Для Фёдорова "трудовое
воскрешение" является возможностью, вытекающей из духа христианского
учения. Фёдоров предложил новое определение - "Супраморализм, или всеобщий
синтез", которое затрагивает философские и этические подходы его учения.
Эта философия этическая и можно сказать сверхэтическая выдвигает приоритет
должного над сущим, зовёт к преображению бытия в благобытие. И предлагает
последовательно синтетический способ мышления и достижения высших целей -
это философия синтеза, "синтеза двух разумов (теоретического и
практического) и трёх предметов знания и дела" (Бог, человек и природа), и,
наконец, "синтеза науки и искусства в религии, отождествляемой с Пасхой".
Подход, открывающий принципиально новые возможности науке и философии,
которые, по мнению Фёдорова, шли и идут преимущественно путём разделения,
расчленения, анализа. Этому Фёдоров противопоставляет путь воскрешения как
собирания, сложения, синтеза всего разъединённого и разложенного - от
знания до человеческого организма. Преобладающий сегодня аналитический тип
мышления связан, по его мнению, с промышленной цивилизацией, которая
умерщвляет, разделывает живые натуральные продукты природы и земледелия и
готовит из них мёртвые, искусственные вещи. Преобладание анализа связано с
подсознательным и сознательным согласием на смерть. Сама смерть и есть
главный анализатор, разделяющий сложное на более простые элементы.
Воскрешение же, напротив, - воссоединение простого в сложное целое,
предполагающее приобретение нового, преображённого качества. Для этого
необходим синтез всех способностей и возможностей человечества. Поэтому
основная идея философии "всеобщего синтеза" состоит в преодолении
противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты и воли,
веры и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем этапе развития, как я
считаю, человечество ещё не готово к идее единства и поэтому вполне
закономерно, что эта идея является утопической.
Космос Фёдорова как и у В.С.Соловьёва - это христианский космос. Этот
космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир
неразумия, "странный извращённый порядок, который лучше бы, кажется,
назвать беспорядком". Такое состояние есть следствие падения человека, так
как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты.
Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос у Фёдорова
становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения предков и его
(космоса) художественного преображения. "Регуляция природы" - это
христианство, обращённое в действие воскрешения. Из-за чего, сам проект (в
измерении "реального дела") неизбежно и вопреки желанию самого автора
приобретает утопические черты. Россия претендует сейчас на включение в
мировое сообщество с единым типом хозяйствования и политического
устройства. Потери России на этом пути велики: распад единства страны,
отказ от высказанной ещё Фёдоровым геополитической задачи собирания земель
и народов, умиротворения ислама, углубление межнациональной и
межрегиональной розни, развал экономики, обнищание населения, утрата
национальных ценностей и задач. "Философия общего дела" убеждает в том, что
для того, чтобы выжить в будущем необходимо неуклонно восходить не только к
новому уровню комфорта и использованию природы, где скоро наступит предел,
а и в нравственном качестве, осознавая своё эволюционное предназначение.
2. Третий синтез космоса В.И.Вернадского
Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез
космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми
минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания
и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел
увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами.
Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Каждый атом получит
печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен. Живое вещество
планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания и оно
воздействует на энергию вещества. Своим питанием, размножением и
жизнедеятельностью живое вещество организует всё остальное вещество и
приводит его в порядок, подчиняющийся закономерностям. В природе нет
великого и малого. Чувство единства и целостности природы указывает
человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть
исключением из общего движения вещества.
В результате своих изысканий относительно категорий пространства и
времени Вернадский пришёл к следующим выводам:
1) Пространство и время - реальные свойства реальных природных
объектов, а не философские категории и априорные принципы познания, как они
представлялись в философии Канта и в многочисленных вариантах этого
представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для обобщения
природных феноменов. Так же как наследственность имеет носителей в
организмах - определённые комплексы биохимических структур, - так и
пространство и время имеют своих носителей. В качестве примера можно
привести необратимость времени, его однонаправленность (незаменимость
прошлого и будущего) и дискретность времени (делимости времени на
определённые части). Пространственные характеристики проявляются в
геометрических построениях (понятия симметрии и диссиметрии природных
объектов).
2) В физическом мире (мире механического перемещения тел) как в
макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел
и огромных скоростей, причина времени не содержится. Т.е. время и
пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в мире
волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.
3) Все характеристики времени-пространства и жизни в её
биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым
непосредственным образом совпадают.
И время, и жизнь - необратимы, Живое вещество никогда не возвращается
в прежнее состояние. Не только клетка, как основная часть живого, но и
орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом всегда новые
и в каждый данный момент не похожи на себя прежних. Биосфера непрерывно
изменяется. Поэтому необратимость времени отражает собой этот самый
массовый природный процесс, к которому принадлежит и сам действующий и
познающий реальность человек. Кроме времени жизни (биологическое время), по