Философские мысли Владимира Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Владимир Иванович Вернадский - родился 28 февраля (12 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге, умер 6 января 1945 года в Москве. Его имя широко известно и высоко чтится далеко за пределами нашей Родины. Это был один из самых выдающихся ученых и философов первой половины XX века, труды которого оставили глубокий след во многих областях естествознания.
Родом из дворянской семьи, сын экономиста и профессора Ивана Васильевича Вернадского и первой российской женщины-политэконома Марии Николаевны Верднадской, урожденной Шигаевой.

Содержание

1. Биография Владимира Вернадского…………………………………..2
2. Философские мысли Владимира Вернадского………………………4
2.1.Соотношение философии и науки в мировоззрении Вернадского В.И………………………………………………………..5
2.2.Философские подходы к естествознанию…………………….7
Заключение…………………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

Биография Вернадского Владимира Ивановича.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

                                                   ПЛАН 

  1. Биография Владимира Вернадского…………………………………..2
  2. Философские мысли Владимира Вернадского………………………4

         2.1.Соотношение философии и науки в мировоззрении      Вернадского    В.И………………………………………………………..5

               2.2.Философские подходы к естествознанию…………………….7

       Заключение…………………………………………………………………10

       Список использованной литературы………………………………….12

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Биография Вернадского Владимира Ивановича
 

   Владимир Иванович Вернадский - родился 28 февраля (12 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге, умер 6 января 1945 года в Москве. Его имя широко известно и высоко чтится далеко за пределами нашей Родины. Это был один из самых выдающихся ученых и философов первой половины XX века, труды которого оставили глубокий след во многих областях естествознания.

  Родом  из дворянской семьи, сын экономиста  и профессора Ивана Васильевича  Вернадского и первой российской  женщины-политэконома Марии Николаевны  Верднадской, урожденной Шигаевой.

  Рано научившись читать Владимир, многие часы проводил за книгами, читая их без

разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. На примере отца и под его влиянием он постигал важность, необходимость систематического образования, углубленности в определенную область деятельности. В годы студенчества на Вернадского большое влияние оказал В.В.Докучаев. Он предложил своему ученику заниматься минералогией и

кристаллографией, хотя сам, преподавая эти науки, нашел  свое призвание в почвоведении.

  В 1873-1880 годах учился в гимназиях Харькова и Петербурга, в 1881-1885 годах – на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета. В 1890 году — приват-доцент кафедры минералогии Московского университета. В 1897 году защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. В 18981911 профессор Московского университета.

  В 1886 году Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (18621943), с которой прожил более 56 лет. В семье было двое детей: сын Георгий Владимирович Вернадский (18871973), известный исследователь русской истории, дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (18981985), врач-психиатр; оба скончались в эмиграции, в США.

  Вернадский  — основоположник комплекса современных  наук о Земле – геохимии, биогеохимии,  радиогеологии, гидрогеологии и  других, создатель многих научных  школ, академик АН СССР (1925; академик  Петербургской АН с 1912; академик  Российской АН с 1917), первый  президент АН Украины (1919), профессор  Московского университета (в 1898-1911). Вернадский - один из представителей русского космизма. В 1943 году «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» к 80-летию Вернадский был удостоен Сталинской премии I степени.

  Много  ездил по Центральной и Восточной  Европе, проводя геологические изыскания. Принимал участие в земском движении, в организации Союза освобождения, Академического Союза, Конституционно-демократической партии. Член Государственного Совета от академической курии (1906, 1907-10,1915-17). В 1911 в знак протеста против репрессивных мер правительства в отношении Московского университета ушел из него. С 1914 директор Геологического и минералогического музея Петербургской АН. В 1926-34 в Ленинграде, с 1934 в Москве. В 1927 организовал в Академии Наук СССР Отдел живого вещества, преобразованный в 1929 году в Биохимическую лабораторию (директор в 1928-45), ставшую впоследствии Институтом геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского. Вернадский был одним из организаторов Комиссии по изучению вечной мерзлоты. По инициативе Вернадского в 1937 году была создана Международная комиссия по определению возраста пород радиоактивным методом, в 1939 – Комиссия по изотопам, в июне 1940 – Комиссия по урану.

  Вернадским опубликовано более 700 научных трудов.

  Основал новую науку — биогеохимию и сделал огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Философские мысли Владимира  Вернадского

                    

  Философские интересы Владимира Вернадского приняли устойчивый характер еще в гимназические годы. В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд Вернадского на проблему соотношения философии и науки. «Развитие научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией – оно должно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии, области: это – область философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки».

  Истинный философ, Вернадский тонко чувствовал и понимал законы Природы. Он старался говорить доступно и просто о всеобщем единстве Земли, Космоса и Человека, о живом веществе и жизни минералов.

  С начала 20-х годов резко возрастает философская насыщенность специальных естественнонаучных трудов Вернадского, что было связано в первую очередь с созданием учения о биосфере и разработкой проблем биогеохимии, тесно переплетавшихся с мировоззренческими, социально – гуманитарными и экологическими вопросами. Сложно складывались, в 1920-30 годы, отношения Вернадского с советскими философами, выступавшими с позиций диалектического материализма. В эти годы труды натуралиста, посвященные живому веществу, биогеохимии, учению о биосфере, не раз подвергались резкой критике. «Оппоненты упорно выискивали проявления «идеализма» и прочей «идеологической контрреволюции», произвольно выхватывая из общего контекста отдельные мысли и цитаты».

  Учение Вернадского о биосфере и ее развитии стало особенно актуальным во второй половине XX века. Этому способствовали развитие экологии, в которой понятие биосферы явилось одним из основополагающих, и развитие современной научно-технической революции. Биосфера под влиянием научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в новое состояние — ноосферу — сферу разума. 
  Идеи Вернадского о ноосфере, представляющие собой крупное философское обобщение, возникли на стыке двух основных направлений его научной деятельности — биогеохимии и истории наук. Он считал, что «научная мысль является орудием достижения нового». Проведенные Вернадским анализ эволюции научной мысли и научного мировоззрения, а также исследования структуры науки представляют крупнейший вклад в науковедение. Многие страницы его трудов посвящены фундаментальным философским проблемам естествознания. Он подчеркивал, что XX в. является периодом ломки коренных естественнонаучных представлений.
 
 

    1.   Соотношение науки и философии в мировоззрении                                                                                                                              В.И. Вернадского.
 

  Вернадский  считал науку и философию двумя  различными способами познания  мира. «Они различны в объектах: философия безгранична, она мыслит обо всём, и прежде всего о человеке, его внутреннем мире и самом мышлении. Ей нет предела. Науке поставлен предел: реальный мир. Они отличаются в терминах; философ мыслит категориями языка, учёный — фактами природы. Философия индивидуальна, неповторима, иногда близка к поэзии. Самые древние создания человеческой мудрости живут. Изучая эти философские системы, мы как бы охватываем различные проявления человеческих личностей, каждая из которых бесконечна и бессмертна. Новая философия не заменяет и не поглощает старых, как не поглощают старые создания искусства новые акты творчества.

Наука же стремится исключить личностный момент в своих построениях, она, напротив, должна быть повторяема и общезначима. Зато она в каждом своём акте использует сразу весь потенциал человечества, накопленный в определённой научной форме.

В то же время философия и наука неразделимы. Одна без другой не существует. Философия - жизненная атмосфера, питательный бульон для науки» (Г.Аксёнов). Это изложение взглядов Вернадского, которые он обнародовал на открытии философского кружка в университете в речи «Черты мировоззрения князя С.Н. Трубецкого».

Вернадский  показал, что жизнь - это не случайная  гостья на поверхности Земли. Он высказал мысль о «всюдности» и «всегдашности» жизни. По его представлению, жизнь  — такая же вечная часть космоса, как материя и энергия.

  Наука и философия, по мнению, В. Вернадского находятся в непрерывном теснейшем контакте, так как в известной части касаются одного и того же объекта исследования “Философия постоянно заключает зародыш, время от времени даже предвосхищает целые области грядущего развития науки, и лишь благодаря одновременной работы человеческого разума в данной области выходит верная критика безизбежно схематических построений науки.'' ( Из писем В.И. Вернадского к Н. Е. Вернадской).

    На философскую мысль оказывают  влияние не лишь новейшие научные факты и открытия. Ещё большее влияние создаётся общей тенденцией научного творчества.

Это влияние, по мнению, Вернадского обусловлено  тем, что ''философия ставит себе задачки, далеко выходящие за пределы чёткого  знания. Она обязана иметь дело не лишь и не столько с настоящим  материалом научного знания, как с  вероятным и вероятным материалом, ибо лишь при этом условии она  будет в значимой степени свободна от подчинения временному состоянию  науки – может идти дальше и  предугадывать ход дальнейшего  развития мысли.''     

 В  свою очередь философская  мысль должна считаться с современными научными данными, поскольку она может  ''потеряться в дебрях умопомрачительной работы мысли, придёт к таковым выводам в областях, доступных научной проверке, которые окажутся резко отличающимися от реальности.'' Как отмечает  В. Вернадский, влияние науки на философскую мысль можно охарактеризовать как сдерживающее. В то же время, рассматривая эту сторону вопроса, он отмечает, что философская мысль не обязана слепо следовать за научной тенденцией, т.к. она растеряет живой энтузиазм для человеческого сознания.

  Решение  данной дилеммы В. Вернадский  видит в одновременном и единообразном  по направлению изменении тенденций  научного творчества и философского  искания. По его мнению, ''лишь  тогда, когда философская мысль,  без помощи других и независимо  от современного ей состояния  научного знания движется по  тому же пути, к которому ориентирован  идеал научного творчества, лишь  тогда сдерживающее влияние науки  исчезает и достигается глубочайшее  развитие человеческого мышления.''

  По мнению Вернадского философии можно и необходимо обучаться. ''Произведения великих философов есть величайшие монументы понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в различных эрах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей значимости и поучения, но они не могут быть общеобязательны по своим выводам и заключениям, так как отражают, во-первых, до этого всего человеческую личность в её глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть нескончаемое множество – нет двух тождественных; и отражают, во-вторых, разработанное свое понимание действительности; таковых пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в маленькое число главных типов. Но не может быть посреди них одного, более верного, чем все остальные. Критерия ясного и определенного для этого нет и быть не может''.       

Информация о работе Философские мысли Владимира Вернадского