Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:35, реферат
Современная наука развивается быстрыми темпами, в настоящее время каждые 10-15 лет объем научных знаний удваивается. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.
Введение3
1.Особенности научного познания4
2.Формы научного познания5
3.Методы научного познания4
Заключение14
Список литературы16
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет Международных Экономических отношений
Реферат
по дисциплине «Философия»
На тему: «Формы и методы научного познания»
Москва 2013г.
Содержание
Введение3
1.Особенности научного познания4
2.Формы научного познания5
3.Методы научного познания4
Заключение14
Список литературы16
Введение
Современная наука развивается быстрыми темпами, в настоящее время каждые 10-15 лет объем научных знаний удваивается. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.
Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика).
В научном познании при обнаружении изменений, происходящих без видимых причин в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь догадывается о существовании явлений не воспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их существование, вскрыть законы их действия и использовать эти законы, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность оказалась одним из звеньев причиной цепи, связывающей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему усмотрению и вызывая на основе знания законов ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов.
1. Обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др., является основной задачей научного познания. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель
и высшая ценность научного
познания — объективная истина,
постигаемая преимущественно
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования.
4. Научное познание в
гносеологическом плане есть
сложный противоречивый
5. В процессе научного
познания применяются такие
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
Формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, теория, закон, категория.
В свою очередь, наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой.
В современной науке выделяют следующие основные элементы структуры теории:
1) Исходные основания
- фундаментальные понятия,
2) Идеализированный объект
- абстрактная модель
3) Логика теории - совокупность
определенных правил и
4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы;
5) Совокупность законов
и утверждений, выведенных в
качестве следствий из
Все предметы и явления реального мира находятся в вечном процессе изменения и движения. Там, где на поверхности эти изменения кажутся случайными, не связанными друг с другом, наука вскрывает глубокие, внутренние связи, в которых отражаются устойчивые, повторяющиеся, инвариантные отношения между явлениями. Опираясь на законы, наука получает возможность не только объяснять существующие факты и события, но и предсказывать новые. Без этого немыслима сознательная, целенаправленная практическая деятельность.
Путь к закону лежит
через гипотезу. Действительно, чтобы
установить существенные связи между
явлениями, мало одних наблюдений и
экспериментов. С их помощью мы можем
обнаружить лишь зависимости между
эмпирически наблюдаемыми свойствами
и характеристиками явлений. Таким
путем могут быть открыты только
сравнительно простые, так называемые
эмпирические законы. Более глубокие
научные или теоретические
В своих поисках закона
исследователь руководствуется
определенной стратегией. Он стремится
найти такую теоретическую
Процесс постижения закона, как и процесс познания в целом, идет от истин неполных, относительных, ограниченных к истинам все более полным, конкретным, абсолютным. Это означает, что в процессе научного познания ученые выделяют все более глубокие и существенные связи реальной действительности.
Второй существенный момент,
который связан с пониманием законов
науки, относится к определению
их места в общей системе
Поиски отдельных, изолированных законов в лучшем случае характеризуют неразвитую, до теоретическую стадию формирования науки. В современной, развитой науке закон выступает как составной элемент научной теории, отображающей с помощью системы понятий, принципов, гипотез и законов более широкий фрагмент действительности, чем отдельный закон. В свою очередь система научных теорий и дисциплин стремится отобразить единство и связь, существующую в реальной картине мира.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.