Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:51, контрольная работа
Научный факт. Идея, принципы, закон.
Научная проблема. Гипотеза и теория.
Роль моделей в научном познании и практической деятельности.
Тема: «Формы и средства научного исследования»
План
Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в наблюдениях над интересующим объектом с целью установления его устойчивых, повторяющихся характеристик. Когда исследователь убедится в том, что при соответствующих условиях объект всегда выглядит строго определенным образом, он подкрепляет этот результат с помощью эксперимента и, в случае подтверждения, формулирует научный факт. Например: тело, если оно тяжелее воздуха, будучи подброшенным вверх, обязательно упадет вниз.
Таким образом, научный факт
- это нечто данное, установленное
опытом и фиксирующее эмпирическое
знание. В науке совокупность фактов
образует эмпирическую основу для выдвижения
гипотез и создания теория. Познание
не может ограничиться фиксированием
фактов, потому что это не имеет
смысла: любой факт должен быть объяснен.
А это уже задача теории. Широко
известен пример с яблоком Ньютона,
падение которого на голову знаменитого
ученого побудило последнего к объяснению
этого события и привело, в
конечном итоге, к созданию теории гравитации.
Факты принадлежат объективному миру,
то есть, не зависят от человека. Но выражаются,
фиксируются они человеком с помощью высказываний
и предложений. Отдельно существующие
вещи не являются фактами. Например: Волга,
дождь, Достоевский - это не факты. Фактом
является утверждение, фиксирующее определенное
свойство или отношение: Волга впадает
в Каспийское море; роман "Преступление
и наказание" написан Достоевским; идет
дождь - это примеры фактов.
В понимании фактов в философии науки
существует две тенденции: фактуализм
и теоретизм. Фактуализм утверждает, что
факты независимы и автономны по отношению
к теории. Сторонники теоретизма исходят
из того, что факты зависят от теории, которая
выделяет изучаемый аспект действительности,
задает язык, на котором описывается факт.
Они считают, что изменение теории ведет
к пересмотру совокупности фактов, на
которых зиждется наука.
Идея - понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания). Понятие идея является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до Возрождения идеи трактуются чисто онтологически. В Новое Время идея рассматривается преимущественно гносеологически, как одна из основных форм человеческого познания. Возникают споры по поводу происхождения идея и их соответствия реальности, которые находят свое выражение в противостоянии рационализма и эмпиризма. Докантовский рационализм рассматривал идея как "врожденные", изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту. Эмпиризм видел в идее лишь обобщение чувственных данных, а субъект трактовал как пассивное отражение действительности. В философии Канта идея - это понятие разума, которому ничего не соответствует в опыте. Идеи возникают в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта и рассматриваются Кантом как принципы, задающие цель познанию. Для Гегеля абсолютная идея является высшей точкой развития знания, которая включает в себя все предшествующие формы знания и поэтому является высшей объективной истиной, в которой совпадают мышление и реальность. В философии 20 в. идея практически полностью утрачивает свое значение и используется лишь как синоним понятия.
Принцип - основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. В античности онтологическое определение принципа как субстанции, в своем существовании не нуждающийся ни в чем, кроме себя, делает возможным понимание бытия и основополагание философии как исследования вопроса о бытии. Предметом рассмотрения берется чаще всего природа (Милетская школа), а также идеальные сущности (пифагорейцы, Платон). Первоначало, или принцип, обусловливает необходимость, закон становления явлений. В дальнейшем прояснение предельного основания бытия становится фундаментальной задачей философии. В посткантианской традиции различаются конститутивный принцип как онтологическое основание некоей действительности и регулятивный принцип как инструментальное основание той или иной деятельности. В логике принцип - центральное понятие системы, представляющие обобщение и распространение некоторого положения на все явления области, из которой данный принцип абстрагирован. В этике принцип как внутреннее убеждение, максима задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.
Закон - следующая форма
существования научного знания, в
которую трансформируются гипотезы
в результате всестороннего обоснования
и подтверждения. В законах науки
отражаются устойчивые, повторяющиеся,
существенные связи между явлениями
и процессами реального мира. В
соответствие с принятой двухступенчатой
структурой научного познания выделяют
эмпирические и теоретические законы.
На эмпирической стадии развития науки
устанавливаются законы, в которых
фиксируются связи между
По степени общности законы подразделяют на универсальные и частные. Универсальные законы отображают всеобщие, необходимые, повторяющиеся и устойчивые связи между всеми явлениями и процессами объективного мира. Примером может служить закон теплового расширения тел, выражаемый с помощью предложения: "Все тела при нагревании расширяются". Частные законы либо выводятся из универсальных законов, либо отображают законы ограниченной сферы действительности. Примером могут служить законы биологии, описывающие функционирование и развитие живых организмов.
С точки зрения точности предсказаний различают статистические и динамические законы. Динамические законы имеют большую предсказательную силу, поскольку абстрагируются от второстепенных и случайных факторов. Предсказания статистических законов носят вероятностный характер. Это законы демографии, статистики населения, экономики и другие, которые имеют дело с множеством случайных и субъективных факторов. Вероятностно-статистический характер имеют и некоторые природные законы, в первую очередь - законы микромира, описываемые в квантовой механике.
Теоретические законы составляют
ядро научной теории - высшей формы
организации научного знания. Теория
представляет собой систему базовых,
исходных понятий, принципов и законов,
из которых по определенным правилам
могут быть выведены понятия и
законы меньшей степени общности.
Она появляется в результате длительного
поиска научных фактов, выдвижения
гипотез, формулирования вначале простейших
эмпирических, а затем - фундаментальных
теоретических законов.
2. Научная проблема. Гипотеза и теория.