Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:55, реферат
Проблема человека в философии во все времена вызывала большой интерес, что обусловлено расширением и углублением знаний о мире. XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Это выявляет очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
1. Введение
2. Проблемы человека в философии
3. Характеристика философии эпохи Просвещения
3.1 Английское Просвещение
3.2 Французское Просвещение
3.3 Немецкое Просвещение
3.4 Русское Просвещение
4. Заключение
5. Список использованных источников
3. Характеристика философии эпохи Просвещения
3.1 Английское Просвещение
3.2 Французское Просвещение
3.3 Немецкое Просвещение
3.4 Русское Просвещение
4. Заключение
5. Список использованных источников
6. Приложения
Введение
Проблема человека в философии во все времена вызывала большой интерес, что обусловлено расширением и углублением знаний о мире. XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Это выявляет очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
В XVIII веке закрепляется безграничная
вера в науку, в наш разум. Если
в эпоху Возрождения
Цель данного исследования – проследить ход развития философской мысли в эпоху Просвещения в разных странах.
Реализуя цель, были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию проблемы человека в философии
2. Рассмотреть основные направления философской мысли в эпоху Просвещения в Англии, Франции, Германии и России
3. Рассмотреть основополагающие идеи выдающихся философов эпохи Просвещения, касающиеся проблемы человека в философии
4. Сделать выводы о важных моментах характеристики философских идей эпохи Просвещения и о значении данного этапа в развитии мировой философской мысли
Проблема человека в философии
Проблема человека является одной из центральных для всей философии и сегодня актуальна, как никогда, поскольку особо остро встаёт вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.
В истории философии было много подходов к пониманию человека. Существуют различные взгляды на человека в соответствии с многообразием философских учений как прошлого, так и настоящего. В сущности, во всех этих идеях решалась извечная тема философских учений – взаимосвязь души и тела, или, говоря современным языком, взаимосвязь биологического, социального и психического в человеке.
По мере развития философии
были выделены главные черты человека: одушев
В человеке остаётся невероятно много скрытого, таинственного.
Он – головокружительной сложности кроссворд, загадка из загадок. Его действия зачастую не поддаются рациональному истолкованию и адекватной оценке, по крайней мере, с помощью существующей теории и методологии.
Так кто же он, человек? В
чём его сущность? Действительно
ли она непознаваема как “вещь
в себе” (Кант) и универсальна
как “мера всех вещей” (Протагор)?
Что есть биологическая и
социальная природа человека?
Каковы его эволюционные
Вопросов всегда больше, чем
ответов. Тем не менее, философы
упорно пытаются найти ответы
на эти вопросы. Не
Общая характеристика философии эпохи Просвещения
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: «Всё должно предстать перед судом разума!». Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. «Имей мужество мыслить самостоятельно!» — таков призыв Просвещения.
В философии Просвещения появляется ряд специфических проблем и установок:
Проблема научного метода и шире - проблемы познания - всегда находились в центре внимания философии Просвещения. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам.
При поисках нового «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» — опыт) и рационализма («рацио» - ум).
Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества в конечном счёте сводится к опыту. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощёная табличка (tabula rasa- чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он и есть истинный метод философии и всех наук.
Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. В разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Затем, по правилам дедукции (от общего к частному), мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей.
Английское Просвещение
Первой в эпоху Просвещения вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Т.Гоббс, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер.
Томас Гоббс (1588—1679), которого можно считать одним из ранних просветителей в Англии, выводил природу человека из жизненных влечений и практических интересов людей, из их естественных побуждений к самосохранению, богатству, почёту, славе. Люди, по Гоббсу, действуют ради любви к себе, а не к другим и руководствуются, как правило, эгоистическими устремлениями, поэтому и возникаю отношения соперничества и вражды между людьми, положить конец которым может и должно установление мощной государственной власти, введение чётких законов, обязательных для всех без исключения граждан.
Государство выступает в политической теории Гоббса продуктом общественного договора, гарантом мира и процветания членов общества, даёт возможность каждому человеку реализовать те права, которыми он обладает от природы: правом на жизнь, на безопасность, на владение имуществом. Сторонник абсолютной власти государства, Гоббс вместе с тем не исключал и определённых свобод, которыми должны располагать граждане: свободы выбора места жительства, рода занятий, того или иного образа жизни и т.п.
Зарождение основных течений философии эпохи Просвещения в Англии сопутствовало социальным и культурным историческим изменениям, а также распространению идей эпохи просвещения вдоль по европейскому континенту.
Французское просвещение
В отличие от английского,
французское просвещение
Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах.
Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения, решалась она преимущественно с позиции открытого материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) или же с позиции деизма, точнее деистской формы материалистической философии (Вольтер, Руссо).
Своё понимание человека
французские материалисты противопоставляли
религиозно-философской
В истолковании человеческой природы Вольтер (1694–1778, Франсуа Мари Аруэ) выступил противником Паскаля, отвергая не только его дуализм, но и главную мысль философа, что человек – одно из наиболее слабых и ничтожных существ в природе, своего рода «мыслящий тростник»…
Философ был приверженцем
либеральной политической философии,
из учений которой исходит, что люди
рождаются равными, а последующее
неравенство – результат
Противоположную точку зрения отстаивал Жан Жак Руссо (1712-1778). Он настаивал на прямом и безусловном народоправстве. Культура портит человека, порождает неравенство, вытекающее из собственности. Корни неравенства и появление частной собственности Руссо ищет в разуме. Неравенство среди людей первоначально проявлялось только в природном плане: здоровье, силе, уме. В ходе же усложнения общественной жизни, особенно появлении земельной собственности, физическое неравенство было дополнено экономическим и политическим. Исторический процесс в концепции Руссо представлен в следующем виде: первоначальное естественное равенство уступает место на определённом этапе общественному неравенству, а последнее в свою очередь отрицается равенством. При этом под равенством, по мнению философа, не следует понимать, что у граждан степени богатства и власти должны быть совершенно одинаковы. Свобода была номинальной целью Руссо, реальной – равенство, даже за счёт узурпации свободы, способ достижения равенства – особая организация государства, при которой каждый гражданин полностью отдаёт свои права в пользу общины. В отличие от Гоббса Руссо считал, что в естественном состоянии не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовала гармония.
Информация о работе Характеристика философии эпохи Просвещения