Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:09, курсовая работа
Целью настоящего исследования является изучение контроля за исполнением бюджета. В связи с этим, перед работой стоят следующие задачи:
Изучить понятие контроля в сфере бюджетных отношений и его конституционные принципы;
Исследовать правовое регулирование контроля за исполнением бюджета;
Рассмотреть формы и методы бюджетного контроля;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Контроль за исполнением бюджета……………………………………….5
1.1 Понятие контроля в сфере бюджетных отношений и его конституционные принципы…………………………………………………………5
1.2. Правовое регулирование контроля за исполнением бюджета……8
1.3. Формы и методы бюджетного контроля…………………………....9
1.4. Организационно-правовые формы бюджетного контроля………12
Глава II. Полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля…………………………………………………...............................17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………...25
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Контроль за исполнением бюджета……………………………………….5
1.1 Понятие
контроля в сфере бюджетных
отношений и его
1.2. Правовое регулирование контроля за исполнением бюджета……8
1.3. Формы
и методы бюджетного контроля……
1.4. Организационно-правовые формы бюджетного контроля………12
Глава
II. Полномочия органов государственного
и муниципального финансового контроля…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Реформирование бюджетного устройства России потребовало принципиально иных подходов в проведении бюджетной политики на принципах бюджетного федерализма, обеспечивающего единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию. Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения налоговых и бюджетных полномочий по соответствующим уровням бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим, большое значение приобрели вопросы эффективного регулирования межбюджетных отношений между федеральными уровнями государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления1.
Государственный финансовый контроль является предметом регулирования финансового законодательства. Поэтому, для того, чтобы определить систему правового обеспечения финансового контроля, необходимо иметь четкое представление о конституционных основах финансового права, учитывая и то, что в целом конституционные аспекты бюджетно-финансового контроля берут свое начало от более общих категорий финансового права, по отношению к которым Конституция РФ2 является основным правовым источником.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что необходимость усиления контроля государства в финансовой сфере в современной России определяется недостаточным уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными фактами нецелевого использования средств федерального бюджета. В целях укрепления государственности в России контроль должен пронизывать все звенья государственного управления. Наличие полноценной системы государственного финансового контроля - один из факторов, обеспечивающих максимально эффективное управление государственными финансовыми ресурсами. Существующая же система государственного контроля за расходованием средств федерального бюджета, во многом, недостаточно эффективна и, прежде всего, в силу разобщенности ее элементов.
Вместе с тем, вне сомнения, последующий финансовый контроль также представляет собой важную составляющую всей контрольной деятельности, позволяющую оценить эффективность контроля на ранних стадиях.
В связи с изложенным, вполне закономерно, что организация действенного контроля за законностью и эффективностью использования средств федерального бюджета становится одним из важнейших направлений современной российской юридической науки и экономической политики, а также научных исследований.
Целью настоящего исследования является изучение контроля за исполнением бюджета. В связи с этим, перед работой стоят следующие задачи:
Однако, до сих пор недостаточно разработаны правовые механизмы реализации контрольной функции уполномоченных государственных органов, а также комплексной организации государственного контроля за исполнением федерального бюджета как цельной системы. Вопросам государственного контроля, в том числе за исполнением федерального бюджета, уделяется недостаточное внимание и в конституционно-правовой науке.
Настоящая работа имеет следующую структуру: введение, две главы и заключение.
Глава 1
Контроль за исполнением бюджета
1.1. Понятие контроля в сфере бюджетных отношений и его конституционные принципы
Контроль, будучи, одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, принятия решений по их ликвидации.
Н.С. Миленина приводит понятие бюджетного контроля как регламентированной нормами права деятельности уполномоченных субъектов по выявлению степени соответствия формирования, распределения и использования бюджетных средств принципам законности и эффективности с целью достижения правопорядка в сфере публичных финансов. Место бюджетного контроля в системе государственного финансового контроля определено как центральное, что обусловлено особенностями нормативного правового регулирования, организацией системы субъектов бюджетного контроля, формами проведения бюджетного контроля в сравнении с другими видами государственного финансового контроля3.
Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств4.
Организация государственного контроля в Российской Федерации в современный период основана на конституционных принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и составляющими ее субъектами - республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.
Проблемы правового регулирования организации и деятельности государственного контроля, в том числе финансово-бюджетного, в настоящее время очень актуальны. Насущная потребность в бюджетном контроле, его суть и значимость определяются государственным устройством Российской Федерации. Конституционно-правовые аспекты такого контроля берут свое начало от наиболее общих категорий бюджетного права, по отношению к которым Конституция Российской Федерации5 выступает фундаментальным юридическим источником.
Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в Конституции РФ и, в частности, в новеллах, регулирующих разделение предметов ведения между Федерацией в целом и ее субъектами (ст. 71, 72), финансовое законодательство вообще не обозначается. Это свидетельствует либо о непризнании Конституцией финансового права в качестве самостоятельной отрасли права, либо о наличии явного и существенного пробела в системе конституционных норм6.
Финансовое законодательство следует отнести к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это положение следует, по его мнению, закрепить отдельным пунктом в ч. 1 ст. 72 Конституции России. Оно в свою очередь соответствовало бы принципу бюджетного федерализма и отражало бы реальную картину, когда почти все институты финансового права подвергаются двойному регулированию как со стороны Федерации, так и со стороны ее субъектов7.
Задачами бюджетного контроля являются8:
Хотя государственный бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов и т.д.). Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления9.
Иными словами, объект бюджетного контроля – денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.
Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:
Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно – ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля, объект, процесс и методика контроля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими документами, которые в совокупности образуют Финансовое (бюджетное, налоговое) право.
1.2. Правовое регулирование
Особое место Бюджетного кодекса Российской Федерации11 в структуре бюджетного законодательства РФ выражается в том, что акты бюджетного законодательства - федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения – должны соответствовать Бюджетному кодексу Российской Федерации, не могут ему противоречить. В случае противоречия между Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами бюджетного законодательства применяется Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 1 БК РФ).
Учитывая статус Бюджетного кодекса Российской Федерации можно сказать, что БК РФ играет определяющую роль в регулировании правоотношений, возникающих в процессе бюджетного контроля, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации12.
В соответствии со статьями 7, 8 и 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к ведению Российской Федерации относится определение основ осуществления контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, установление порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета; к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления относится установление порядка осуществления контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)13.
Информация о работе Полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля