Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 00:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексный теоретико-правовой анализ конституционных основ финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Эта цель достигается решением следующих задач:
исследовать конституционное закрепление финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
проанализировать нормативно-правовые основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
охарактеризовать роль и место денежно-кредитной системы в финансово-кредитной системе государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….…5
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВИДЫ……….…13
ГЛАВА 3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ МЕСТО В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….…5
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВИДЫ……….…13
ГЛАВА 3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ МЕСТО В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32
В развитии любого государства значительное место занимает финансово-кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие финансово-кредитной системы, на ее формирование и деятельность.
Необходимость изучения финансово-кредитной системы Республики Беларусь обусловлена, с одной стороны, тем, что за годы независимости в правовой системе республики произошли серьезные изменения, которые ознаменовались закреплением в ней принципов, отвечающих началам рыночной экономики. С другой стороны, правовое регулирование финансово-кредитной системы республики, опирающееся на конституционные основы, должно воспринимать и адекватно учитывать современные реалии, поскольку любая национальная финансово-кредитная система в условиях глобализации мировой экономики ощущает на себе влияние процессов в финансово-кредитной сфере, происходящих в международном масштабе.
Рыночная экономика, при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике представляет собой социально ориентированное хозяйство, функционирующее в условиях государственного регулирования. Огромную роль в структуре рыночных отношений, в механизме их регулирования государством играет финансово-кредитная система. Она является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.
Цель курсовой работы – комплексный теоретико-правовой анализ конституционных основ финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Эта цель достигается решением следующих задач:
исследовать конституционное закрепление финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
проанализировать нормативно-правовые основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
охарактеризовать роль и место денежно-кредитной системы в финансово-кредитной системе государства.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере правового регулирования финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Предметом исследования являются правовые нормы, иные средства правового регулирования, отображающие вопросы регулирования финансово-кредитной системы.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы: анализ и синтез, вытекающие их него системно-структурный и функциональный подходы, способствовавшие изучению связей и направлений объекта исследования. Наряду с этим использовались специальные методы юриспруденции это формально-юридический, конкретно-юридический, юридико-социальный, сравнительно-юридический и интерпретационные подходы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объем работы составляет 34 страницы, список использованных источников состоит из 21 наименования.
ГЛАВА 1
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конституционное право является ведущей отраслью в системе национального права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. Являясь основным законом государства, Конституция закрепляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в финансовом и других отраслях права. Метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношений, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах финансового права. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. В основе норм финансового права лежат нормы Конституции, в которой закреплены основы финансовой деятельности государства (раздел VIII «Финансово-кредитная система Республики Беларусь»; глава 8 «Комитет государственного контроля Республики Беларусь», ст. 56 и др.) [1].
Разнообразие финансов обусловило возможность объединения их в различные однородные и взаимосвязанные между собой группы, получившие в литературе название «финансовые институты». Взаимозависимость и взаимообусловленность финансовых институтов позволяют объединить их в понятие «финансовая система».
Финансовая система рассматривается в двух аспектах:
1) как совокупность финансовых институтов, т. е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования;
2) как совокупность
Финансовая система как совокупность финансовых институтов состоит из следующих звеньев:
бюджетная система, включающая в себя государственный (республиканский) и местные бюджеты, а также государственные целевые бюджетные фонды;
внебюджетные государственные целевые фонды, к числу которых относятся Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, инновационные фонды и ряд других фондов, которые имеют конкретное целевое назначение. Средства данных фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений физических и юридических лиц;
финансы предприятий различных форм собственности, являющиеся основой всей финансовой системы в связи с тем, что напрямую связаны с процессом материального производства, создающего национальный доход, который распределяется и перераспределяется за счет финансовой системы;
имущественное и личное страхование, направленное на возмещение материального ущерба от различных несчастных случаев и стихийных бедствий физическим и юридическим лицам. Средства данных фондов образуются за счет взносов физических и юридических лиц, а также государственного бюджета;
кредит государственный и банковский. Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц самим государством, которое в конкретной ситуации выступает в роли заемщика этих средств. Суть банковского кредита состоит в предоставлении банками временно свободных средств на принципах платности и возвратности юридическим лицам на социальные и производственные нужды, а также физическим лицам на их различные потребности [15, с. 22].
Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, не повторяющиеся в других институтах данной системы. Однако каждое звено взаимодействует с другими институтами и может интегрироваться с ними, что является признаком целостности финансовой системы.
Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция РБ) регламентирует основные положения финансовой системы государства. Она определяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.
В соответствии со ст.132 Конституции РБ финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан [8]. Анализ Конституций государств Европейского Союза показал, что в Конституциях некоторых стран (Германия, Бельгия, Люксембург) соответствующие разделы именуются «Финансы»; в Конституции Швеции – «Финансовая власть»; в Португалии – «Финансовая и фискальная системы»; в Испании – «Экономика и финансы» [16, с. 111].
Банковский кодекс Республики Беларусь (ст. 5) закрепляет иное понятие финансово-кредитной системы, включая в ее состав банковскую систему и небанковские кредитно-финансовые организации [2]. Таким образом, очевидно отсутствие согласованности в трактовке понятия финансово-кредитной системы Республики Беларусь по кодексу и по Конституции Республики Беларусь.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на территории государства проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика [8].
На основе Конституции определяется бюджетная система и порядок формирования доходной и расходной частей бюджетов, образуются различные внебюджетные фонды.
Большое значение придается вопросам исполнения бюджетов всех уровней и составления отчетов об их исполнении. Конституция устанавливает основу банковской системы Республики Беларусь, определяя ее как двухуровневую. Важным моментом в деятельности Национального банка Республики Беларусь является его конституционное исключительное право эмиссии денег.
Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
Национальный банк – центральный банк Республики Беларусь, который действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет свою деятельность в соответствии с:
Конституцией Республики Беларусь;
Банковским кодексом Республики Беларусь;
законами Республики Беларусь;
нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь;
независим в своей деятельности.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:
утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка [10, с.21].
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью: «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка – город Минск.
Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [2].
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь;
Информация о работе Финансово-кредитная система Республики Беларусь