Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  
ГОСУДАРСТВА

1. Понятие финансов, их функции и роль.

  1. Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
  2. Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

1. Понятие финансов, их функции и роль.

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов. В качестве особенностей отличительных черт можно отметить то, что финансы:

1. Имеют  денежный характер. Носителем финансовых  отношений выступают деньги. Финансы связаны с движением денежных средств, однако, не всякое движение денег – это финансовые отношения. Денежный оборот и финансы могут быть соотнесены как целое и часть. Денежные отношения шире финансовых, поскольку включают в себя не только финансовые, но и некоторые другие, например, связанные с личным потреблением и обменом: розничный товарооборот, оплата транспортных, бытовых, зрелищных услуг, акты дарения, наследования денег и т. д.

Специфическая особенность финансов, их характерная черта, заключается в том, что эти отношения связаны именно с денежными фондами, их образованием, распределением и использованием.

Они возникают в процессе распределения и перераспределения созданного общественного продукта, т. е. носят распределительный характер. В результате этих отношений не создается дополнительный продукт, а перераспределяется между различными субъектами уже созданный.

По своему материальному содержанию финансы – это денежные фонды, мобилизуемые и используемые государством и местными органами для решения стоящих задач.

Значение и роль финансов в экономической системе страны раскрывается через те функции, которые они выполняют. К ним относятся:

1. Воспроизводственная, суть ее заключается в том, что посредством формирования различных денежных фондов создаются условия для продолжения процесса производства. Например, на предприятии для обеспечения процесса воспроизводства создаются амортизационный фонд, фонд заработной штаты и многие другие. На уровне государства формируется республиканский бюджет, за счет средств которого содержатся бюджетные организации, обеспечивается функционирование органов власти и управления.

2. Распределительная, охватывающая распределение и перераспределение материальных, трудовых, природных ресурсов, созданного общественного продукта между различными субъектами хозяйствования и регионами. Посредством этой функции денежные средства, аккумулированные в одних областях и сферах экономики, перераспределяются в другие сферы. Процесс финансового распределения происходит во всех областях экономической жизни и на различных уровнях. Ему присуща многоступенчатость, порождающая различные виды распределения: внутриотраслевое, межотраслевое, территориальное и т. п.

  1. Контрольная, заключающаяся в том, что в процессе воспроизводства осуществляется контроль за движением ресурсов, как самим хозяйственным субъектом, так и вышестоящими организациями и финансовыми органами Инструментом реализации данной функции выступают финансовые показатели, имеющиеся в статистической, бухгалтерской и других видах отчетности, позволяющие дать характеристику результатов деятельности субъекта хозяйствования.
  2. Стимулирующая, проявляется в том, что условия, нормативы и система отчислений в денежные фонды стимулируют эффективное хозяйствование. Гак, согласно законодательству Республики Беларусь хозяйствующим субъектам предоставляются льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства. Таким образом, государство стимулирует использование финансовых средств в целях повышения технического уровня, эффективности производства, решения жилищной проблемы.

Кроме того, за счет бюджетных средств может осуществляться финансирование приоритетных направлений в экономике, что выступает стимулирующим фактором развития данных отраслей, субъектов хозяйствования.

В связи с тем, что финансовые отношения могут складываться на различных уровнях, в структуре финансов выделяют такие элементы, как централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы (общегосударственные) – финансовые отношения, складывающиеся на уровне национальной экономики в целом, т. е. отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов, посредством которых решаются, прежде всего, общегосударственные задачи. Центральным звеном общегосударственных финансов в Республике Беларусь выступает республиканский бюджет, в котором посредством налоговой системы, за счет иных поступлений концентрируются значительные финансовые ресурсы, использующиеся для обеспечения функционирования  государственных органов, социально-экономического развития страны и ее административно-территориальных единиц. Централизованные финансы представлены также государственными целевыми бюджетными фондами, к которым относятся государственный фонд содействия занятости, дорожный фонд, фонд охраны природы, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, аграрной науки, республиканский фонд «Энергосбережение». Их средства используются для решения общереспубликанских социально-экономических задач.

Элементом централизованных финансов выступают и внебюджетные фонды, прежде всего фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, некоторые иные, призванные решать самые значимые социально-экономические задачи. Появление данных фондов, с одной стороны, связано с ограниченностью бюджетных ресурсов, с другой – со спецификой решаемых задач. Внебюджетные фонды позволяют привлекать значительные финансовые ресурсы под конкретные мероприятия, имеющие общегосударственное значение.

В рамках централизованных финансов значительное место занимает государственный кредит, посредством которого осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств, как населения, так и предприятий, учреждений, организаций и формируются дополнительные финансовые ресурсы. В Республике Беларусь преимущественное развитие получило внутреннее заимствование, однако в условиях недостатка инвестиционных ресурсов возникает необходимость поиска дополнительных источников финансирования экономики страны, в том числе и нахождения источников за рубежом. Привлеченные средства расширяют возможности государства по финансированию национальной экономики, решению важнейших социально-экономических задач.

В качестве элемента централизованных финансов выделяют и страховые фонды, ресурсы которых используются для защиты имущественных интересов участников страховых отношений.

Децентрализованные финансы представляют отношения по поводу формирования распределения и использования денежных фондов, которые складываются на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов. Финансы субъектов хозяйствования включают в себя как финансы предприятий сферы материального производства, так и финансы учреждений и организации непроизводственной сферы. Причем финансы предприятий сферы материального производства выступают основой не только децентрализованных, но и централизованных (общегосударственных) финансов, поскольку именно здесь, в реальном секторе экономики, создается тот общественный продукт, который подвергается дальнейшему распределению и перераспределению.

Важнейшим элементом децентрализации финансов, приобретающих большое значение в последнее время, выступают бюджеты административно-территориальных единиц (местные бюджеты), а также местные целевые бюджетные фонды, средства которых используются для решения конкретных проблем и задач, присущих именно данному региону.

2. Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.

Функции финансов реализуются посредством финансового механизма – совокупности форм и методов воздействия на экономику через формирование, распределение и использование денежных фондов. Функционирование финансового механизма подчинено воле государства и выражается в финансовой политике – совокупности мероприятий, разрабатываемых и проводимых органами государственной власти и государственного управления, направленных на регулирование финансовых отношений.

Содержание финансовой политики достаточно сложно, так как охватывает очень, широкий круг мероприятий:

– разработку общей концепции финансовой политики, ее целей, задач;

– основных направлений;

– создание эффективного финансового механизма;

– эффективное использование финансовых рычагов.

На основе финансовой политики строится финансовая деятельность государства, под которой понимается специфическая деятельность государства в лице его уполномоченных органов по мобилизации денежных средств в доход государства и их распределению и использованию в соответствии с функциями государства и задачами, стоящими перед ним. В процессе финансовой деятельности государству необходимо:

– обеспечить образование государственных фондов денежных средств и их целевое использование в соответствии с поставленными целями и задачами;

– обеспечить распределение и перераспределение общественного продукта на основе требований экономических законов;

– осуществить государственный контроль за финансовыми потоками.

Финансовая деятельность государства реализуется в различных формах, прежде всего в форме законодательной деятельности, направленной на создание нормативной правовой базы, регулирующей финансовые отношения, а также в форме исполнительно-распорядительной, заключающейся в непосредственном образовании, распределении и использовании государственных денежных фондов.

Основными элементами финансовой деятельности государства выступают:

– мобилизация средств (формирование денежных фондов);

– распределение и использование средств (фондов) для решения стоящих перед государством задач и выполнения им своих функций.

Каждый элемент финансовой деятельности государства имеет свои цель, задачи и методы.

Мобилизация денежных средств имеет своей целью аккумулирование средств, создание ресурсной базы.

Задачи, которые необходимо решить в процессе мобилизации финансовых ресурсов, заключаются в:

– определении размера средств, которые могут быть мобилизованы;

– учете резерва денег;

– учете налогоплательщиков и их возможностей;

– увеличении объема поступления средств.

Методы, которые используются в процессе мобилизации, подразделяются на обязательные – поступление денег в доход государства от различных субъектов в силу закона в строго установленных размерах и в определенные сроки и добровольные – поступление средств в силу заинтересованности субъекта в их предоставлении (привлечение средств в доход государства путем займов, проведения лотерей, приватизации, государственного кредита).

Цель распределения и использования средств – решение стоящих задач, выполнение государством своих функций, обеспечение социально-экономического развития страны.

Задачи, решаемые в процессе распределения и использования средств, заключаются в:

– учете объектов и направлений распределения средств;

– учете потребностей и нужд в средствах;

– определении размеров и сроков использования средств;

– учете и отчетности, контроле за использованием средств;

– обеспечении сохранности средств и их рациональном использовании;

– стимулировании производства с целью его развития и повышения эффективности.

При этом используются такие методы, как финансирование – целевое, безвозмездное и безвозвратное предоставление средств и кредитование – предоставление средств на условиях возвратности, срочности, платности, материальной обеспеченности и целевого характера их использования. Финансирование и кредитование могут осуществляться в различных формах. Так, финансирование может выступать в форме субсидий, дотаций, субвенций; кредитование - в виде беспроцентного, либо процентного кредита.

Для обеспечения функционирования финансовых отношений на всех уровнях создаются специальные учреждения, обслуживающие данные отношения. Эта система учреждений, получившая название инфраструктуры, включает в себя различные финансово-кредитные учреждения, органы законодатель ной и исполнительной власти и т. д.

  1. Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Финансовая деятельность государства-это осуществление государством функции планомерного образования, распределения и использования денежных фондов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Органы, осуществляющие финансовую деятельность в Республике Беларусь, можно подразделить на две группы:

1-я группа – органы общей компетенции;

2-я группа - органы специальной  компетенции.

К органам общей компетенции относятся:

– Президент Республики Беларусь;

– Национальное собрание;

– Совет Министров Республики Беларусь.

Выделение этой группы органов связано с тем, что финансовая деятельность государства – это не только непосредственное формирование, распределение и использование денежных фондов, но и определение общих принципов, правовых: условий этой деятельности, общий контроль за ее осуществлением.

К функциям органов общей компетенции можно отнести:

– определение и разработку финансовой политики;

– формирование финансового законодательства;

– общий контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой деятельностью.

К органам специальной компетенции в Республике Беларусь относятся:

– Министерство финансов;

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства