Шпаргалка по "Финансовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:20, шпаргалка

Краткое описание

Стадия исполнения бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКИ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 61.35 Кб (Скачать файл)

 

(Л.1)- это лекция 1.

1)Понятие финансов.

Финансы (фр.finance от лат. financia — наличность, доход) — это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования.

Финансы подразделяются на два основных вида: государственные и частные (финансы предприятий).

Отличие государственных финансов от частных можно свести к следующему:

  1. государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогообложения в отличие от частных лиц;

2) государственные финансы  тесно связаны с денежной системой, которая управляется государством  и не зависит от воли частного  лица, распоряжающегося своими финансами; 

3) государственные финансы  ориентированы на обеспечение  общественных интересов, а частные  — на получение прибыли; 

4) размеры государственных  финансов намного больше частных; 

5) государство посредством  принудительных действий может  изъять частные финансы в свою  собственность (национализация, конфискация  и т . п . ).

Содержание финансов составляют не сами по себе деньги и не фонды  денежных ресурсов, а те денежные, экономические  отношения, которые возникают в  процессе формирования, распределения  и использования денежных фондов и денежных ресурсов.

Финансы, таким образом, являются денежными отношениями, в которых  одним из участников обязательно  выступает государство. К числу  финансовых относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено  фактом существования государства  как органа управления.

Финансы осуществляют четыре основные функции:

1) распределительную; 

2) контрольную; 

3) стимулирующую; 

4) информационную.

2.Финансовая система РФ.

Финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.

Признаки финансовой системы:

- все институты финансовой системы  способствуют образованию и использованию  соответствующих денежных фондов;

- в зависимости от задач государства  элементы финансовой системы  могут видоизменяться 

- объем каждого элемента может  варьироваться в зависимости  от экономической и финансовой  политики государства; 

- взаимосвязь элементов обусловлена  постоянным движением денежных  средств не только внутри каждого  из них, но и между ними. При  этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;

- в финансовой системе должен  поддерживаться определенный баланс  денежных фондов, так как нехватка  или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

- бюджетная система, которую образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

- внебюджетные  государственные фонды; 

- кредит (государственный  и муниципальный);

- обязательное  государственное страхование; 

     - финансы предприятий  различных форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.(л.1)Финансовая  деятельность государства

Финансовая деятельность государства — это организационная деятельность уполномоченных на то органов по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на каждом этапе его развития.

Принципы финансовой деятельности.

  1. Принцип законности – весь процесс создания, распределения и использования денежных средств детально регламентирован нормами финансового права;
  2. Гласность – осуществляемая финансовая деятельность должна через СМИ доводиться до населения;
  3. Федерализм – Конституция РФ устанавливает определённые разграничения компетенции РФ и субъектов РФ (см. ст. 71, 72 КРФ);
  4. Принцип плановости – вся финансовая деятельность государства базируется на целой системе финансовых планов, актов. Государство и М.О. осуществляют свою деятельность в рамках данных планов.

Методы финансовой деятельности.

    1. Мобилизация или собирание денежных средств:

А) налоги –  часть доходов или прибыли  организации и граждан в обязательном порядке, в установленном законом  сроки, в определенном размере отчисляются  в бюджет;

Б) обязательные платежи – отчисляются в пенсионный фонд, в фонд социального и медицинского страхования;

В) добровольные взносы – покупка государственных  ценных бумаг, пожертвование, штрафы, страхование  имущества и т.д.

2) Методы  распределения и использования:

А) финансирование – плановая, целевая, безвозмездная, безвозвратная выдача денежных средств  из бюджета;

Б) кредитование – плановая, целевая, возвратная, возмездная выдача или предоставление денежных средств.

Расходы и  доходы государства в течение  года могут быть реализованы только  в пределах программных или плановых ассигнований. Доходы должны поступать  в строго определенные сроки от конкретных плательщиков в указанном объеме.

 

 

2.(л.2)Место финансового  права в системе отраслей права (изучить самост).

 

 

 

 

3(2 л.).Финансовое прав как наука и учебная дисциплина (Финансовое право как наука и учебная дисциплина


Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского  права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь  отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как  правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие  при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как  отрасли российского права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как  учебная дисциплина предусматривает  обучение студентов финансовому  праву, тем правовым нормам, которые  в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

 

 

1.(2.л)Понятие  финансового права, предмет и  метод ФП.Финансовое право – самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый период его развития.

Предметом финансового  права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства, т.е. отношения по планомерному образованию, распределению и использованию государством денежных фондов для выполнения его задач и функций.

Основной метод – императивный, проявляющийся в государственно-властных предписаниях одним участником финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

4.(л.2) Система финансового права.Система финансового права – это объективное системой общественных отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.

Финансовое право  состоит из 2-х частей:

А) общая часть; 
            Б) особенная часть.

К общей части относятся следующие  нормы:

  1. Основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
  2. Систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность и разграничение их полномочий в этой области;
  3. Общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и иные нормы.

Особенную часть образуют следующие  правовые институты:

- бюджетная система;

- внебюджетные фонды;

- финансы государственных и  муниципальных доходов;

- государственного и муниципального  кредита;

- организация страхования;

- государственные и муниципальные  расходы;

- банковское кредитование;

- денежное обращение и расчеты;

- валютное регулирование.

 

5.(л.2)Источники  ФП.

  1. КРФ (ст. 71, 72, 80, 84, 90, 101, 104, 106, 114, 115).
  2. БК РФ, НК РФ.
  3. ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности»; в области страхования — Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
  4. Подзаконные акты: Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, акты финансово-кредитных органов: Минфина РФ и ЦБ РФ.
  5. Международные договоры.

 

 

 

 

 

4/ Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства

Система органов власти, осуществляющих финансовую деятельность образуют органы общей и специальной компетенции.

К органам общей  компетенции относятся: Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Президент РФ.

Федеральное Собрание, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляют общее руководство по исполнению бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.

Президент РФ обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию. Президент обнародует и подписывает федеральные законы, издает указы по вопросам формирования и исполнения бюджетов,

Органы  специальной компетенции:

А) государственные  органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих  основных функций и задач (это  все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Их функции и полномочия в области  финансов определяются специальными н-п.а.

Б) государственные  органы специальной компетенции, для  которых финансовая деятельность является основной.

1) Министерство финансов РФ:

А) совершенствование  бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

Б) разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

В) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

Г) разработка проекта федерального бюджета Д) разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

Е) управление внутренним и внешним государственными долгами;

Ж) осуществление  государственно-финансового контроля и иное.ЦБ РФ – осуществляет руководство банковской деятельностью РФ, вместе с Правительством РФ определяют гос политику в области денег и денежного обращения.Счетная палата РФ – постоянно действующий орган финансового контроля. Основная задача – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.Федеральное казначейство – следит за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за государственной казной, за всеми государственными денежными накоплениями.Федеральная налоговая служба – осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей.Государственные внебюджетные фонды РФ – осуществляет управление финансами пенсионного обеспечения в РФ, фондом социального и обязательного медицинского страхования РФ.

 

 

15/Органы осуществляющие финансовый контроль.

 

  1. Законодательные и представительные органы РФ, а также представительные органы муниципалитетов формируют подотчётные им Счетные палаты.

К основным задачам  Счетной палаты РФ и иных счетных палат относятся:

- определение целесообразности  расходов государственных средств  и использование федеральной  собственности;

- оценка обоснованности  доходных и расходных статей  проектов федерального (регионального,  местного) бюджет, а также бюджетов  федеральных (региональных) внебюджетных  фондов;

- проведение экспертизы  проектов федеральных законов;

- осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках  и иных финансово-кредитных учреждений РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на :

А) на все государственные  органы и учреждения в РФ, на федеральные  внебюджетные фонды;

Б) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие.

2. Президент РФ  и его аппарат.

Президент РФ в рамках своей  деятельности издает указы по финансовым вопросам, подписывает федеральные  законы, назначает и освобождает  от должности министра финансов РФ, представляет ГД РФ кандидатуру на должность председателя ЦБ РФ и обращается с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ.

В пределах аппарата Президента РФ образуется главное контрольное управление Президента РФ, которое на прямую подотчётно Президенту РФ. Данное управление осуществляет в том числе контроль за деятельностью финансовых исполнительных органов государственной власти.

3. Финансовый контроль  органов исполнительной власти общей компетенции.

Он реализуется через Правительство  РФ, правительства, администрации, мэрии  субъектов РФ и администрации  муниципальных образований, которые  осуществляют контрольные полномочия как самостоятельно, так и посредством  организации деятельности специализированных контролирующих структур. В полномочия Правительства РФ входит руководство  и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и др. Контролирует составление бюджета и его исполнение, осуществляет контроль за проведением единой финансовой, кредитной и денежной политикой, а также валютный контроль.

  1. Специально образованные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Выделяют следующие органы: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, федеральные службы по финансовым рынкам, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и т. д.

Министерство финансов РФ: осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, получающих гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции. В определенных случаях Министерство финансов РФ имеет право осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Федеральное казначейство РФ:

- регулирует финансовые отношения  между федеральным бюджетом и  государственными внебюджетными  фондами;

- собирает, обрабатывает и анализирует  информацию о состоянии государственных  финансов, представляет отчет Федеральному  Собранию РФ о финансовых операциях  Правительства РФ, а также о  состоянии бюджетной системы;

- занимается краткосрочным прогнозированием  объемов государственных финансовых  ресурсов, а также оперативным  управлением этими ресурсами;

ФНС РФ осуществляет контрольные функции в области соблюдения законодательства о налогах и сборах.

Она наделена следующими контрольными полномочиями за:

- осуществлением валютных операций  резидентами и нерезидентами,  не являющимися кредитными организациями;

- полнотой учета выручки денежных  средств в организациях и у  ИП;

- проведением лотерей, в том  числе за целевым использованием  выручки от проведения лотерей  и др.

Ведомственный контроль. Данный вид контроля осуществляется в министерствах, ведомствах руководители соответствующих органов и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями.

Основные задачи:

- выявление случаев хищения  и недостач денежных средств  и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой  дисциплины;

- разработка предложений по  устранению условий и причин, их порождающих;

- принятие мер по возмещению  виновными лицами причиненного  ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.(л.3)Финансовые  правоотношения.

- это урегулированные  норами финансового права общественные  отношения, участники которых  выступают как носители юридических  прав и обязанностей, реализующие  содержащиеся в этих нормах  предписания по образованию, использованию  и распределению государственных  и муниципальных денежных фондов  и доходов.

Особенности финансовых правоотношений:

А) они возникают  в процессе финансовой деятельности государства;

Б) одним  из субъектов в этих правоотношениях  всегда является управомоченный орган государства или высший, а также местный орган государственной власти;

В) они возникают  по поводу денег.

Финансовые  отношения являются властно-имущественными. Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии  четко определённых в правовых нормах условий или юридических фактов (действия и события).

2.(л.3)Виды финансовых  правоотношений.

    1. Пот материальному содержанию:

А) бюджетные;

Б) налоговые;

В) в области  страхования;

Г) кредитные (государственный и банковский);

Д) расчетные, регулируемые ФП;

Е) валютные правоотношения;

Ж) контрольные.

II. На основании деления норм на материальные и процессуальные:

А) материальные правоотношения;

Б) процессуальные правоотношения.

3.(л.3)Субъекты финансового  права.

- это лицо обладающее правосубъектностью, потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

3 группы  субъектов ФП:

  1. Государство и его территориальные подразделения;
  2. Коллективные субъекты;
  3. Индивидуальные субъекты.

1 группа: РФ, субъекты РФ, М.О., административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав М.О., административно-территориальные образования особого режима (ЗАТО, свободные экономические зоны).

2 группа: коллективные субъекты: исполнительные и представительные ОГВ, ОМС, предприятия, организации, учреждения, основанные на разных вещных правах, в том числе коммерческие и некоммерческие организации.

ОГВ в их круг входят исполнительные и представительные органы власти и управления федерального уровня и уровня субъектов РФ как общей, так и специальной компетенции.

ОМС – в рамках муниципалитета решают вопросы финансовых вопросов местного значения.

Предприятия и иные коммерческие организации:

- казенные  предприятия;

- объединения  предприятий;

- финансово-промышленные  группы;

- малые предприятия;

- учреждения  и др.

3 группа: физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Их права связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающему в государственную и муниципальную казну.

1.(л.4)Понятие  и принципы финансового контроляФинансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Задачи финансового  контроля:

- обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом всеми субъектами финансовых  правоотношений;

- проверка правильности  использования предприятиями, организациями  и учреждениями находящихся в  их распоряжении денежных ресурсов;

- проверка соблюдения  правил совершения финансовых  операций, расчетов и хранения  денежных средств предприятиями, учреждениями, организациями;

- устранение и предупреждение  нарушений финансовой дисциплины.

Принципы:

- принцип законности;

- принцип гласности;

- принцип федерализма;

- принцип плановости;

- независимость контроля (финансовая самостоятельность контрольного  органа, закрепление Конституцией  их статуса и т.д.);

- объективность и компетентность (неукоснительное соблюдение контролерами  действующего законодательства, высокий  профессиональный уровень деятельности  контролеров и т.д.) и др. принципы.

 

2.(л.4)Виды  финансового контроля

1. В зависимости  от времени его проведения:

А) предварительный финансовый контроль – осуществляются до совершения операций по аккумулированию, распределению  и использованию определенных денежных фондов денежных средств. Проводится при  рассмотрении бюджетов,    н-п.а в области финансов и т.д.

Б) текущий финансовый контроль происходит повседневно при осуществлении  финансовых операций;

В) последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственных и финансовых операций по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

2. По форме проведения:

- обязательный;

- инициативный

3. В зависимости  от субъектов осуществляющих  финансовый контроль:

А) представительных органов  государственной власти и местного самоуправления;

Б) Президента или аппарата Президента РФ;

В) исполнительных органов  власти общей компетенции;

Г) финансово-кредитных органов;

Д) ведомственный и внутрихозяйственный;

Е) общественный;

Ж) аудиторский.

4. В соответствии  со сферой финансовой деятельности:

- бюджетный;

- налоговый;

- валютный;

- кредитный;

- страховой;

- инвестиционный;

- контроль за денежной массой.

5. В зависимости  от органов, осуществляющих контроль:

- государственный контроль  осуществляется федеральными органами  законодательной власти, федеральными  органами исполнительной власти, контроль осуществляется Федеральным  Собранием РФ, ЦБ РФ, Счетной палатой,  Министерством финансов и т.д.;

- муниципальный контроль  – они осуществляют контроль  на основании ФЗ от 06 октября  200 3г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ», данный контроль осуществляется  при утверждении местного бюджета,  его исполнении и при утверждении  отчета о его исполнении, управление  объектами муниципальной собственности;

- внутрифирменный контроль  – проводится самим предприятием, его экономическими и хозяйственно-финансовыми  службами;

- аудиторский контроль  – это независимый вневедомственный  контроль, который проводится как  отдельными физическими лицами, прошедшие государственную аттестацию  и зарегистрированные в качестве  ИП – аудиторов, либо аудиторские  фирмы, в форме юридических  лиц, за исключением ОАО.

 

 

5.(л.6)Стадия составления  и утверждения отчета об исполнении  бюджета.

Бюджетный процесс  завершается составлением и утверждением отчета об исполнении  бюджета. В  конце финансового года министр  финансов РФ издаёт распоряжение о  закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом  и каждого внебюджетного фонда  по отдельности. Отчет об исполнении бюджета готовит орган его  исполнявший. Отчет об исполнении бюджета  представляется в форме закона в  представительный орган.

По исполнению бюджета проводится внешняя проверка Счетной палатой РФ, которая дает заключение об исполнении федерального бюджета.

Если в  ходе проверки обнаруживаются отклонения от исполнения бюджета, то представительный орган может отклонить отчет  об исполнении бюджета и обратиться в прокуратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечению  к ответственности виновного  лица.

Ежегодно  не позднее 1 июня текущего года Правительство  РФ представляет в ГД РФ и счетную  палату отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в форме федерального закона.

ГД РФ рассматривает  его в течение 1.5 месяцев после  получения заключения Счетной палатой.

В итоге может  быть принято следующее решение:

- об утверждении  отчета об исполнении федерального  бюджета;

- об отклонении  отчета об исполнении федерального  бюджета.

Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опубликовано в СМИ.

 

 

 

 

 

17/)Методы и формы финансового контроля.

Методы финансового  контроля – это совокупность приемов, способов и средств его проведения.

методы финансового контроля:

- Наблюдение – направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта;

- Обследование - оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков- Проверка - представляет собой один из основных методов с целью выявления нарушений финансового законодательства.

. Объектом  проверки может быть любая  финансовая операция, совершенная  территориальными, коллективными или  индивидуальными субъектами финансовых  правоотношений. Субъектами, имеющими  право на проведение проверок, являются практически все органы  и агенты финансового контроля. 

В зависимости  от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

- предписаний об устранении  выявленных нарушений финансового  законодательства;

- о применении к нарушителю  мер ответственности 

- о направлении материалов  дела в иной компетентный орган  финансового контроля;

- о предъявлении иска в суд 

- Анализ - представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы.

ормой проведения финансового контроля является ревизия.

Ревизия – это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций.

Ревизию могут  проводить: Счетная палата РФ, Федеральное  казначейство Министерства финансов РФ, территориальные и контрольно-ревизионные  управления министерства финансов РФ в субъектах РФ, контрольно-ревизионные  подразделения отраслевых министерств  и ведомств.

Ревизия подразделяется на несколько  видов.

По содержанию:

А) документальная ревизия – включает в себя проверку различных финансовых документов;

Б) фактическая ревизия – проверяется  наличие денег, ценных бумаг и  материальных ценностей.

           II.       По времени осуществления ревизии:

                      А) плановые проверки – в  производственной сфере не реже 1 раза в год, в непроизводственной  сфере – не реже одного раза  в 2 года;

                      Б) внеплановые.

          III.       По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на:А) фронтальные ревизии – проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период;

                      Б) выборочные ревизии – представляет  собой проверку финансовой деятельности  только за какой-то короткий  период времени.

         IV.        По объему ревизуемой деятельности ревизии делятся на:  А) комплексные – при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры в различных областях;

Б) тематические – сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами  комиссии составляется акт ревизии. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии применяются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения  по предупреждению нарушений. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.(л.4). Правовые основы аудита.

Аудиторский финансовый контроль является одним из видов независимого вневедомственного (внешнего) контроля, осуществляемого в качестве предпринимательской деятельности по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Аудит не заменяет собой государственный контроль.

Цель аудита является выражение мнения о достоверности  финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторская деятельность регулируется ФЗ от 07 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Для занятия  данной деятельностью необходимо пройти аттестацию, зарегистрироваться в качестве предпринимателя, получить лицензию, и  быть включенным в государственный  реестр аудиторов и аудиторских  фирм.

Аудит может  быть обязательным и инициативным.

Обязательный  аудит проводится в следующих  случаях:

  1. Организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
  2. Организация является кредитной, страховой или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником формирования средств которого, являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  3. Объем выручки организации или ИП от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз указанный норматив;
  4. Организация является ГУП, МУП, на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствует вышеуказанным нормам;
  5. Обязательный аудит в отношении этих организаций и ИП установлен ФЗ.

Аудиторская проверка заканчивается составлением аудиторского заключения, которое предназначено  для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащего мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность аудитора в  виде аннулирования лицензии на осуществление  аудиторской деятельности, а для  лица подписавшего такое заключение также аннулирование квалификационного  аттестата аудитора и привлечение  его к уголовной ответственности.

1.(5.л.)«Понятие бюджетного права»

Бюджетное право – это совокупность юридических норм, определяющих порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а также отчета о его исполнении.

Предметом регулирования  бюджетного права являются бюджетные правоотношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов в форме бюджета как составной частью финансовой системы государства.

Метод правового регулирования – императивный.

Бюджетное право  регулирует;

- бюджетную  систему и бюджетное устройство  РФ;

- состав  доходов и расходов бюджетной  системы, порядок распределения  их между бюджетами;

- Компетенцию  РФ, ее субъектов, муниципальных  образований в области бюджета;

- бюджетный  процесс.

Принципы  БП:

- федерализм  означает гарантированность самостоятельности  бюджетной деятельности и бюджетов  субъектов РФ, сочетающуюся с  единой бюджетной политикой, реализовать  которую призван федеральный  бюджет.

- принцип  развития местного самоуправления, выражается в закреплении права  муниципальных образований на  местный бюджет и полномочий  местного самоуправления по его  самостоятельному формированию  и исполнению.

Нормы бюджетного права подразделяются на материальные и процессуальные.

 

 

2.(л.5)Источники  бюджетного права.

  1. Конституция РФ. Устанавливаются исходные начала бюджетного права и бюджетной системы страны, определяется компетенция РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъектов РФ (ст. 71, 72, 101, 104, 106, 114).
  2. Бюджетное законодательство:

А) БК РФ

Б) ФЗ о федеральном  бюджете на соответствующий год.

В) законы субъектов  РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий  год.

Г) нормативные  акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год.

Д) иные федеральные  законы, законы субъектов РФ и нормативных  актов представительных органов  местного самоуправления, регулирующие соответствующие бюджетные отношения.

Бюджетный кодекс занимает особое место в данной системе. В нем закрепляются общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной  системы, правовое положение субъектов  бюджетных правоотношений, порядок  регулирования межбюджетных отношений, определены правила бюджетного процесса, основания и виды ответственности  за нарушение бюджетного законодательства. БК РФ состоит из двух частей: Общая  часть, Бюджетная система РФ, Бюджетный  процесс в РФ, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, заключительные положения.

  1. Подзаконные нормативные акты.
  2. Международные договоры.

3.(л.5)Бюджетные  правоотношения.

Бюджетные правоотношения – это вид общественных отношений, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения

относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований в бюджетной деятельности.

Возникают бюджетные  правоотношения только на основе нормативного акта — закона о бюджете на очередной  финансовый год. Финансовый год —  это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В  Российской Федерации финансовый год  равен 12 месяцам. Сферой возникновения всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства и муниципальных образований.

Федеративное  устройство России является критерием  для подразделения бюджетных  правоотношений на вертикальные и горизонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерацией в целом, субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. Вторые отражают связи между равноправными по правовому статусу территориями: между субъектами РФ относительно друг друга или между муниципальными образованиями.

Количественный состав участников бюджетных правоотношений позволяет  выделить двусторонние и многосторонние бюджетные правоотношения.

По объекту  правового регулирования выделяются имущественные и неимущественные, а также отделимые и неотделимые от материального содержания бюджетные правоотношения.

К субъектам  бюджетных правоотношений относят:

  1. Государство и его территориальные подразделения – РФ, субъекты РФ, М.О., ЗАТО.
  2. ОГВ и ОМС – представительные (законодательные) и исполнительные.

 

 

4.(л.5)Бюджетная  система РФВсе действующие на территории РФ представляют собой в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной.

Бюджетная система  состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Данные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

- второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, в частности фондов обязательного медицинского страхования. Разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

- третий уровень – местные бюджеты. Разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств РФ.

Бюджет  субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Бюджет  муниципального образования - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджет РФ  и  консолидированные бюджеты  субъектов РФ образуют консолидированный  бюджет РФ. Бюджеты муниципальных  образований и бюджет субъекта РФ образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Они используется исключительно  в аналитических целях.

Целевой бюджетный фонд определяется как фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Например, Стабилизационный фонд РФ.

В бюджетную  систему РФ включают государственные  внебюджетные фонды. К ним относятся  Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного  медицинского страхования и его  территориальные подразделения, Фонд социального страхования РФ.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируется в порядке установленном ФЗ, либо ином порядке, предусмотренным БК РФ.

 

5.(л.5)Принципы бюджетирования.

1.Принцип единства бюджетной системы РФ - это единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведение бюджетного учета и отчетности.

2.Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней.

3.Принцип самостоятельности бюджетов.

- право и обязанность ОГВ  и ОМС на соответствующем уровне  самостоятельно обеспечивать сбалансированность  соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

- право и обязанность ОГВ  и ОМС на соответствующем уровне  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

- право ОГВ и ОМСустанавливать виды налогов и сборов, зачисляемые в бюджеты соответствующих уровней;

- право ОГВ и ОМС самостоятельно  определять формы и направления  расходования средств бюджетов;

- недопустимость непосредственного  исполнения расходных обязательств  ОГВ и ОМС за счет средств  бюджетов других уровней;

- недопустимость установления  расходных обязательств, подлежащих  исполнению одновременно за счет  средств бюджетов двух и более  уровней бюджетов или консолидированных  бюджетов или без определения  бюджета;

- недопустимость в течение действия  финансового года внесения изменений  в бюджетное законодательство;

- недопустимость изъятия в течение  финансового года дополнительных  доходов, экономии расходов.

4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – это определение бюджетных полномочий ОГВ и ОМС, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

5.Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов – проявляется в том, что все расходы и доходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов.

  1. Принцип сбалансированности бюджета выражается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  2. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов и использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  3. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансированиего дефицита.
  4. Принцип гласности:

- обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджета;

- обязательная  открытость для общества и  СМИ процедур рассмотрения и  принятия решений про проектам бюджетов;

- секретные  статьи бюджета могут утверждаться  только в рамках федерального  бюджета.

  1. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  2. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их финансирования конкретных целей.

 

6.(л.5)Структура  бюджетаСтруктуру бюджета составляет его доходная  и расходная части, а также целевые и резервные фонды.

Бюджетная классификация  – это группировка доходов  и расходов бюджетов всех уровней  по однородным признакам с присвоением  объектам классификации группировачных кодов.

По юридическим  формам доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.

К неналоговым  доходам относятся:

- полученное  в виде арендной платы либо  иной платы за сдачу во временное  владение и пользование или  во временное пользование имущества,  находящегося в гос или мун собственности.

- получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

- получаемые  от передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности под залог, в  доверительное управление;

- плата за  пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или  юр лицам на возвратной и  платной основах;

- доходы  в виде прибыли, находящиеся  на доле в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ  и обществ или дивидендов по  акциям, принадлежащим РФ, субъектам  РФ, м.о.;

- часть прибыли  ГУП и МУП, остающиеся после  уплаты налогов и иных обязательных  платежей;

- иные (штрафы, сборы, пошлины).

Расходы образуют:

- содержание  ОГВ и ОМС, судов, правоохранительных  органов;

- оборону  и безопасность страны;

- финансирование  отраслей экономики;

- социально-культурную  сферу;

- науку;

- международную  деятельность.

Расходы также  бывают текущими – обеспечивающие текущее финансирование ОГВ и  ОМС, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики, а  также другие расходы, не включенные в капитальные расходы.

Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального ремонта.

1.(л.6)Понятие бюджетного  процесса.

Бюджетный процесс – регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность ОГВ, ОМС и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также по составлению, рассмотрению и утверждению отчета об их исполнении.

Бюджетный цикл – это срок в течение которого государство осуществляет все стадии бюджетного процесса. Он приблизительно составляет 3.5 года.

Принципы  бюджетного процесса:

- принцип  последовательности вступления  в бюджетную деятельность органов  исполнительной власти и представительной  власти;

- принцип  ежегодности бюджета(бюджет должен быть принят до начала планируемого года);

- принцип  гласности и публичности (проект  бюджета до его принятия широко  обсуждается представительными  органами и общественностью, принятый  бюджет подлежит опубликованию);

- принцип  специализации бюджетных показателей  (в основе исполнения и составления  бюджета лежит бюджетная классификация,  предполагающая группировку всех  доходов бюджетов всех уровней  по источнику возникновения, а  расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности).

Весь бюджетный  процесс состоит из следующих  стадий:

А) стадия составления  бюджета;

Б) стадия рассмотрения, утверждения бюджета;

В) стадия исполнения и заключения бюджета;

Г) стадия составления  и утверждения отчета об исполнении бюджета.

 

2.(л.6)Стадия составления  проекта бюджета.

Составление бюджета начинается с Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В нем  определяется бюджетная политика государства  на очередной финансовый год.

Затем составлением бюджета занимается правительство  РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и ОМС.

Составление бюджета основывается на:

- бюджетном  послании Президента РФ;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

- основных  направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

- прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;

- плане развития государственного и муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Вся фактическая  деятельность по составлению бюджета  осуществляется Министерством Финансов РФ.

Правительство РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета. Разработка и согласование бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

Исполнительные  органы власти всех уровней доводят  соответствующие указания по разработке проектов бюджетов до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня.

В случае несбалансированности доходов и расходов бюджетов субъектов  РФ и бюджетов местного самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для  обоснования необходимости финансовой помощи.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектам подлежат разрешению межведомственной правительственной  комиссией, которую возглавляет  министр финансов.

При возникновении  разногласий по проектам бюджетов исполнительные органы могут вносить в вышестоящие  органы свои предложения по изменению  и уточнению проектируемых показателей. Для рассмотрения возникающих разногласий  образуется согласительная комиссия. Окончательное решение принимается  соответствующим вышестоящим органом  представительной власти.

 

3.(л.6)Стадия рассмотрения  и утверждения проекта бюджета.

Правительство РФ, правительства субъектов РФ и  ОМС выносят уточненный проект бюджета  на рассмотрение в соответствующий  представительный орган. В рамках представительных органов образуются комитеты и комиссии. Которые занимаются вопросами рассмотрения и утверждения бюджета.

Федеральный бюджет в Гос думу РФ представляется в форме проекта ФЗ «О федеральном бюджете». Проект закона представляет правительство РФ. Комитеты и комиссии палат Федерального собрания должны провести постатейный анализ такого проекта федерального закона и дать ему заключение. Бюджет принимается в 4 чтения.

В первом чтении депутаты Гос думы РФ обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основные характеристики федерального бюджета, распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ, дефицит федерального бюджета и источники его покрытия, общий объем расходов. И ГЛАВНОЕ - принимает решение о принятии либо отклонении законопроекта.

При отклонении проекта бюджета он возвращается в согласительную комиссию, которая  уточняет основные показатели бюджета, Правительству РФ на его доработку. При устранении нарушений проект бюджета повторно направляется в  Гос думу, если он отклоняется повторно, то ставится вопрос о выражении недоверия Правительству РФ и досрочному прекращению их полномочий. На данный период деятельность по бюджетирование прекращается до образования нового Правительства РФ.

По итогам первого чтения выносится постановление  Гос Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Во  втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Во втором чтении госдума рассматривает проект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении. При отклонении бюджета во втором чтении он направляется в согласительную комиссию.

В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделениям функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителем средств федерального бюджета. В третьем чтении проект федерального закона рассматривается в течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета внесение в него поправок не допускается и законопроект принимается в целом. Принятый гос думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету федерации в течение 5 дней со дня его принятия.

Совет Федерации  рассматривает федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение 14 дней со дня представления его госдумой. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации  он направляется в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит повторное  рассмотрение госдумой закона о федеральном бюджете в течение 10 дней. При несогласии госдумы с решением Совета Федерации, она может преодолеть вето квалифицированным большинством голосов (2/3 депутатов за него) и тогда закон сразу направляется на подпись и обнародование Президенту РФ.

В случае отклонения закона Президентом РФ в согласительную комиссию обязательно включается представитель  президента РФ.

После обнародования  федерального закона о бюджете он вступает в законную силу.

 

4.(л.6)Стадия исполнения  бюджета.

Бюджет исполняется специальными участниками:

- главный  распорядитель бюджетных средств  – ОГВ РФ, имеющий право распределять  средства федерального бюджета  по подведомственным распорядителям  и получателям бюджетных средств,  определенным ведомственный классификацией  расходов федерального бюджета;

- главный  распорядитель бюджетных средств  субъекта РФ – ОГВ субъекта  РФ, ОМС, бюджетное учреждение, имеющие  право распределять бюджетные  средства по подведомственным  распорядителям и получателям  средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

- распорядитель  бюджетных средств – ОГВ или  ОМС, имеющий право распределять  бюджетные средства по подведомственным  получателям бюджетных средств.

- получатель  бюджетных средств – бюджетное  учреждение или иная организация,  имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

 В РФ  осуществляется казначейское исполнение  бюджета. Федеральное казначейство  регистрирует все операции, связанные  с поступлением в федеральный  бюджет доходов и средств из  источников финансирования дефицита  федерального бюджета. Федеральное  казначейство ведет сводный реестр  получателей средств федерального  бюджета. 

Главная книга  казначейства ведется на основе плана  счетов. Записи в главной книге  казначейства осуществляются по факту  совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета и данные этой книги являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

Бюджетная роспись  – обязательный документ для практического  исполнения бюджета РФ для субъектов  Федерации и ОМС.

Завершаются работы по исполнению бюджета 31 декабря.

 

 

 

 

 


 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Финансовое право"