Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 18:05, шпаргалка
1. Понятие, виды и функции финансов.
Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
денежное отношение;
распределительное отношение;
безэквивалентное отношение.
1. Понятие, виды и функции финансов.
Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
денежное отношение;
распределительное отношение;
безэквивалентное отношение.
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
экономический аспект.
Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений;
материальный аспект.
Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения. Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.
Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
Виды финансов:
централизованные - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Централизованные финансы включают денежные средства, которые аккумулированы:
а) в бюджете государства;
б) в государственных внебюджетных фондах; в)в государственном и банковском кредитовании;
г) в личном и имущественном государственном страховании;
децентрализованные - денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.
К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;
местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на территории муниципальных образований.
Функции финансов:
распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;
контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.
Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.
2. Финансовая система.
Финансовая система понимается в двух смыслах:
как юридическая категория - представляет собой совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Финансовая деятельность - деятельность государства по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие;
как экономическая категория – совокупность экономических отношений по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Состав финансовой системы в юридическом смысле:
Министерство финансов РФ;
Федеральное казначейство РФ;
Банк России;
налоговые органы (Министерство по налогам и сборам РФ);
таможенные органы;
бухгалтерии предприятий, организаций, учреждений и т. д.
Состав финансовой системы в экономическом смысле:
бюджетная система, включающая федеральный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов, бюджет субъектов РФ, бюджет территориальных внебюджетных фондов, местный бюджет;
денежные фонды хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц);
страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков;
кредитование - урегулированная нормами финансового права деятельность по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности. В сфере кредитования государство осуществляет специфическую кредитно-денежную политику, инструментами которой являются:
а) процентные ставки по операциям Банка России;
б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
в) операции на открытом рынке;
г) рефинансирование кредитных организаций;
д) валютные интервенции;
е) установление ориентиров роста денежной массы;
ж) прямые количественные ограничения;
з) эмиссия облигаций от своего имени.
Финансовая система с учетом роли субъекта в общественном производстве рассматривается как совокупность:
финансов предприятий, учреждений, организаций;
страхования;
кредитования;
государственных финансов;
3. Финансовая деятельность
вой деятельности.
Финансовая деятельность государства - осуществляется посредством привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы.
В ходе финансовой деятельности производится образование, распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.
Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:
межотраслевой характер - в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;
осуществление финансовой деятельности - происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;
сфера финансовой деятельности - относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований - направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется через органы местного самоуправления.
Методы финансовой деятельности:
образование - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;
распределение - при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);
использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций.
Формы финансовой деятельности:
правовая - деятельность, которая влечет правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления;
неправовая - деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством.
Финансовая деятельность в Российской Федерации осуществляется органами государственной и муниципальной власти, предприятиями, организациями, учреждениями и должностными лицами.
Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех 3 ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней финансовой политики государства.
Правительство РФ осуществляет организацию и исполнение федерального бюджета, организацию разработки программ экономического и социального развития государства.
4. Система финансовых органов.
Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:
органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:
а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;
б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;
в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;
органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:
а) Министерство финансов РФ. Основная задача - выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
б) Федеральное казначейство РФ.
Задачи:
организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;
регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;
сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;
управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
в) Министерство РФ по налогам и сборам.
Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:
контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;
г) Банк России.
Основные цели:
разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
устанавливает правила проведения банковских операций;
осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
5. Понятие, предмет и метод финансового права.
Финансовое право как отрасль права - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.
Предмет финансового права как отрасли права - отношения, возникающие:
в процессе распределения государственного бюджета Российской Федерации между ее субъектами, которое осуществляется федеральными органами власти и управленческими органами субъектов;
между финансовыми органами Российской Федерации (которые являются представителями интересов государства в целом) и отдельными предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с выполнением ими финансовых обязательств перед государством;
между финансово-кредитными органами (например, между Центральным банком России и коммерческими банками) в связи с образованием и распределением средств соответствующих фондов (бюджетных, кредитных, страховых);
между внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом технологического развития, Фондом обязательного медицинского страхования и др.), предприятиями (организациями), гражданами в связи с распределением денежных средств на предусмотренные цели (например, выплату пенсий);
между государственными (муниципальными) предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с образованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов, распределением и использованием ресурсов.
Метод финансового права - совокупность приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Характерные особенности метода финансового права:
одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает орган государственной власти;