Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:50, автореферат
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе содержательного анализа теоретико-методологических аспектов формирования доходной части бюджетов субрегиональных административно-территориальных образований сформировать методические и инструментальные основы совершенствования финансового механизма муниципальных районов в условиях реформирования системы местного самоуправления в России.
Специальность: 08.00.10-Финансы, денежное обращение и кредит
кандидата экономических наук
Ростов-на-Дону - 2006
Научный руководитель: доктор экономических наук, доцент
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Ведущая организация: Самарский государственный
Защита состоится «19» декабря 2006 г. в 11-30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.02 по экономическим наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, ауд. 307.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан «17» ноября 2006 г.
Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького 88, экономический факультет, ауд.209, диссертационный совет Д 212.208.02. Ученому секретарю.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат экономических наук, доцент
Актуальность темы исследования. В условиях формирования рыночной модели хозяйствования одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является бюджетная система, в настоящее время представляющая собой трехуровневую экономическую конструкцию, в основе которой лежит 12 тысяч местных бюджетов.
Данный уровень бюджетной системы страны является отражением экономической ситуации региона, так как при проведении экономических реформ именно местный бюджет первым реагирует на происходящие изменения. Поэтому местные финансы, при всей своей важности, являются и одним из самых «больных» мест финансовой системы, от «излечения» которого зависит благосостояние государства.
В настоящее время, несмотря на попытки обстоятельного исследования проблемы формирования местных бюджетов, она все еще нуждается в дальнейшем поиске путей эффективного решения. Многие аспекты обозначенной научной проблемы разными авторами исследуются весьма односторонне, обоснование предложений некоторых из них не отвечает современным требованиям, предъявляемым к экономической науке. Те принципиальные изменения в финансовом механизме бюджетной сферы, которые произошли в период проведения реформы местного самоуправления с 2003 года по настоящее время, не обобщены должным образом. Одной из основных целей данной реформы является обеспечение финансовой самостоятельности муниципальных районов. Данная реформа, несомненно, затронет каждого гражданина Российской Федерации, так как от уровня наполняемости местного бюджета во многом зависят качество оказываемых населению услуг в области здравоохранения, образования и разрешения других социальных проблем.
Следовательно, возникла
объективная необходимость во всестороннем
изучении и совершенствовании
Степень разработанности проблемы. Классические работы по проблеме бюджетного регулирования экономического развития принадлежат М.Васильеву, О.Врублевской, А. Дадашевой, Л. Дробозиной, Л.Павловой, В. Пансковой, Г.Поляку, В.Родионову, М.Ходоровичу, Н.Ширкевичу и др.
Анализу развития современных
бюджетно-налоговых моделей
Исследования формирования доходной части местных бюджетов нашли отражение в научных трудах Н.Альвианской, А. Бабич, В. Барашьяна, В.Бильчака, Л. Гайера, Б.Гершковича, А.Гранберга, Д.Доленко, Г.Клейнера, Л.Игониной, В.Наливайского, В.Овчинникова и др.
Оценка тенденций и перспектив развития местного самоуправления в России в условиях формирования рыночной экономики дана в научных трудах А.Ворониной, С.Вобленко, А.Гладышевой, В.Игнатовой, В.Ивановой, Ю.Филиппова, А.Широкого и др.
Однако проводимые в настоящее время научные исследования, направленные на создание эффективного механизма формирования местных бюджетов, еще не сложились в единое научное направление. Они, как правило, посвящены рассмотрению конкретных задач и не претендуют на всестороннее описание влияния трансформационных процессов российской экономики на социально-экономическое развитие муниципальных районов. Это и обусловило постановку целей и задач, определение предмета и объекта данного исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования заключается
в том, чтобы на основе содержательного
анализа теоретико-методологических аспектов
формирования доходной части бюджетов
субрегиональных административно-
Для достижения поставленной цели в работе определены и решены следующие задачи:
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является финансовый механизм формирования доходной части бюджетов муниципальных районов, рассматриваемый во взаимосвязи с их источниками на муниципальном уровне.
Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе мобилизации доходов местных бюджетов в Краснодарском крае.
Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования, представленные в современных работах отечественных и зарубежных авторов, отражающих подходы к решению проблемы формирования доходной части бюджетов муниципальных образований, реформирования системы местного самоуправления в России, к теоретическим и методологическим аспектам совершенствования распределения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы государства.
Инструментарно-методический аппарат.
В ходе диссертационного
исследования применялись такие
общенаучные методы познания, как
системный и сравнительный
Информационно-эмпирическая база исследования представлена официальными данными Федеральной службы государственной статистики, Краснодарского краевого комитета по статистике, Министерства финансов России, данными Интернет.
Значительная часть
эмпирического материала
Нормативно-правовая база исследования.
Нормативной базой диссертационного исследования явились Конституция Российской Федерации, Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, законодательные и нормативные акты государственных органов власти России и Краснодарского края по вопросам бюджетного процесса на местном уровне, регулирования налоговых и неналоговых поступлений при формировании доходной части муниципальных образований.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в определении и обосновании необходимости направлений совершенствования финансового механизма формирования доходов бюджетов муниципальных районов на основе объективного репрезентативного анализа действующей системы распределения налоговых полномочий между уровнями государственной власти, объективных предпосылок активизации формирования неналоговых доходов бюджета и реформирования системы распределения межбюджетных трансфертов на региональном и муниципальных уровнях государственной власти. Совершенствование финансового механизма формирования доходной части бюджетов муниципальных районов требует реформирования системы мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджетов при одновременном пересмотре предметов ведения муниципальных образований с целью эффективной реализации социально-экономических функций государства на субрегиональном уровне.
Основные положения, выносимые на защиту:
- налоговая база равномерно размещена по территории региона;
- мобильность налоговой базы (способность налогоплательщика в короткие сроки на законных основаниях переносить возникновение своих налоговых обязательств по данному налоговому источнику с территории одного муниципального образования на территорию другого) относительно невысока;
- органы самоуправления муниципальных районов имеют возможность реально влиять на базу налогообложения и собираемость налогов. При этом у органов государственной власти регионального уровня не должно быть возможностей вводить различные налоговые ставки и льготы для разных категорий налогоплательщиков, влияя тем самым на бюджетную обеспеченность муниципальных районов;
- налоги непосредственно связаны с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории муниципальных районов.