Государственные внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль, структуры и причины возникновения современных внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы основных внебюджетных фондов РФ;
3) проанализировать значение социальных внебюджетных фондов РФ на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Государственные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ…………………………………………………………….5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения…………………………………………………………………………5
1.2. Порядок образования и источники формирования ВБФ……………………...9
1.3. Страховой взнос как основной источник формирования ВБФ……………...11
Глава II. Характеристика основных внебюджетных социальных фондов в РФ..14
2.1. Пенсионный фонд РФ………………………………………………………….14
2.2. Фонд социального страхования……………………………………………….22
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_finansi (1).docx

— 240.79 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ижевский Государственный  Технический Университет имени  М.Т. Калашникова»

Факультет «Менеджмент и  Маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Финансы

на тему «Государственные внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации»

 

 

 

 

Выполнил:                                                                            студент гр. 9-22-39 (з)

                                                                             Тухватуллин И.А.

Проверил:                                                                              Туганаева Е.Г. 

 

 

Ижевск, 2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3

 Глава  I. Государственные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ…………………………………………………………….5

1.1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов, причины  их возникновения…………………………………………………………………………5

1.2. Порядок  образования и источники формирования  ВБФ……………………...9

1.3. Страховой взнос как основной источник формирования ВБФ……………...11

 Глава  II. Характеристика основных внебюджетных социальных фондов в РФ..14

2.1. Пенсионный  фонд РФ………………………………………………………….14

2.2. Фонд  социального страхования……………………………………………….22

2.3. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………….28

 Заключение…………………………………………………………………………..35

 Список  литературы………………………………………………………………….37

 Приложение………………………………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов, которые предназначены  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для  удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета[7].

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется  это тем, что в процессе становления  современной системы государственной  власти происходило выделение отдельных  функций государства и закрепление  за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные  виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и  счетов не было постоянным. Одни счета  открывались, другие закрывались.

Актуальность  темы курсовой работы выражается в том, что в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Цель  данной курсовой работы - изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить  понятие, роль, структуры и причины возникновения современных внебюджетных фондов РФ;

2) изучить  источники формирования и механизм  работы основных внебюджетных фондов РФ;

3) проанализировать значение социальных внебюджетных фондов РФ на современном этапе.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Государственные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ  

 

1.1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов, причины  их возникновения

 

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.[16]

Внебюджетные  фонды появились задолго до возникновения  единого центрального денежного  фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство  нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались  в особых фондах и были предназначены  для специальных целей. Такие  фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно  менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением  централизованного государства  начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и  утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом  России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования  этих фондов является необходимость:

  • социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
  • целевого использования средств этих фондов;
  • оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
  • новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
  • финансирования территориальных нужд. 

В нашей  стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться после  принятия Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета  финансировались с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы  Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Фонд обязательного  медицинского страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения РФ. Начиная  с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов — Государственный фонд занятости  населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время  ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом[11, с. 8].

Одновременно  с социальными были созданы и  другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло  решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в  бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами[8].

Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»; 
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

В современных  условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во - первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В – третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Порядок образования и источники  формирования ВБФ

 

Порядок образования и использования государственных (федеральных, территориальных, муниципальных) внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом. В Российской Федерации внебюджетные фонды создаются в соответствии с законами РФ: «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 09.07.1999 N 159-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.12.2011 г. N 131-ФЗ.; «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1999 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г.

Решение об образовании государственных  внебюджетных фондов принимает Федеральное  Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. Бюджетный  кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь.

Согласно Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ БК РФ Статья 144 «Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов» :

1. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

 2. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

  1. бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  2. бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  3. бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

3. Бюджетами  территориальных государственных  внебюджетных фондов являются  бюджеты территориальных фондов  обязательного медицинского страхования.[2]

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

  • выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
  • формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются

  • обязательные платежи, установленные законодательством РФ,
  • решениями местных органов власти;
  • добровольные взносы физических и юридических лиц;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой
  • фондами - юридическими лицами;
  • другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается  в процессе перераспределения национального  дохода.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации