Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль, структуры и причины возникновения современных внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы основных внебюджетных фондов РФ;
3) проанализировать значение социальных внебюджетных фондов РФ на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Государственные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ…………………………………………………………….5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения…………………………………………………………………………5
1.2. Порядок образования и источники формирования ВБФ……………………...9
1.3. Страховой взнос как основной источник формирования ВБФ……………...11
Глава II. Характеристика основных внебюджетных социальных фондов в РФ..14
2.1. Пенсионный фонд РФ………………………………………………………….14
2.2. Фонд социального страхования……………………………………………….22
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Ижевский Государственный Технический Университет имени М.Т. Калашникова»
Факультет «Менеджмент и Маркетинг»
Кафедра «Финансы и кредит»
Курсовая работа
по дисциплине Финансы
на тему «Государственные внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации»
Выполнил:
Проверил:
Ижевск, 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Государственные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ…………………………………………………………….5
1.1. Социально-экономическая
сущность внебюджетных фондов, причины
их возникновения……………………………………
1.2. Порядок
образования и источники
1.3. Страховой взнос как основной источник формирования ВБФ……………...11
Глава
II. Характеристика основных
2.1. Пенсионный
фонд РФ………………………………………………………….
2.2. Фонд
социального страхования…………………
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………….28
Заключение…………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение…………………………………………………
Введение
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета[7].
Считается,
что внебюджетные фонды возникли
раньше бюджета и в какой-то мере
послужили его основой. Объясняется
это тем, что в процессе становления
современной системы
Актуальность темы курсовой работы выражается в том, что в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
Цель данной курсовой работы - изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль, структуры и причины возникновения современных внебюджетных фондов РФ;
2) изучить
источники формирования и
3) проанализировать значение социальных внебюджетных фондов РФ на современном этапе.
Глава I. Государственные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.[16]
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
С переходом
России к рыночной экономике появлялась
необходимость в создании внебюджетных
фондов. Основными причинами
В нашей стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться после принятия Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов — Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом[11, с. 8].
Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами[8].
Государственными
внебюджетными фондами
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во - первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В – третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
1.2.
Порядок образования и
Порядок образования и использования государственных (федеральных, территориальных, муниципальных) внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом. В Российской Федерации внебюджетные фонды создаются в соответствии с законами РФ: «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 09.07.1999 N 159-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.12.2011 г. N 131-ФЗ.; «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1999 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г.
Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь.
Согласно Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ БК РФ Статья 144 «Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов» :
1. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
3. Бюджетами
территориальных
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
Источниками формирования внебюджетных фондов являются
Кроме того,
материальным источником внебюджетных
фондов, как и других звеньев финансовой
системы, является национальный доход.
Преобладающая часть фондов создается
в процессе перераспределения
Информация о работе Государственные внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации