Денежно-кредитная политика России 2012

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика – очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика на 2012 год
1.1 Инфляция и экономический рост
1.2 Платежный баланс
1.3 Валютный курс
1.4 Реализация денежно-кредитной политики
Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе
2.1 Центральный банк. Его задачи и функции
2.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
2.2.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
2.2.2. Политика валютного курса
2.2.3 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Глава 3. Роль ЦБ РФ в проведении денежно-кредитной политики государства
3.1 Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
3.2 Проблемы реализации ДКП ЦБ России
3.3 Принципы ДКП на среднесрочную перспективу
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика России 2012.docx

— 88.32 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение

Глава 1. Развитие экономики России и денежно-кредитная  политика на 2012 год

    1. Инфляция и экономический рост
    2. Платежный баланс
    3. Валютный курс
    4. Реализация денежно-кредитной политики

Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе

2.1 Центральный банк. Его задачи и функции

2.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период  2013 и 2014 годов

        2.2.1. Количественные  ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа

       2.2.2. Политика валютного курса

       2.2.3 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

Глава 3. Роль ЦБ РФ в проведении денежно-кредитной  политики государства

3.1 Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов

3.2  Проблемы реализации  ДКП ЦБ России 

3.3 Принципы ДКП на среднесрочную  перспективу

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из необходимых условий  эффективного развития экономики является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному Банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика – очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение  рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые  этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале денежно-кредитная  политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи.

Нельзя забывать и о  том, что денежно-кредитная политика – чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная  альтернатива – усугубление сложившихся  в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые  на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной  политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

Изучением и разработкой  подобных моделей, применяемых в  данной работе, занимался  такой  зарубежный деятель, как Милтон Фридман.

Однако, несмотря на имеющееся  количество работ, связанных с процессами антикризисного управления в условиях рыночной экономики, остается неисследованной  проблема выработки стратегической программы антикризисного управления предлагающей наименее болезненный  выход из кризисного состояния практически  для любой организации. Отсюда возникает  необходимость изучения нового опыта  в этой области.

Целью данного исследования является решение научных задач  по анализу и сопоставлению практического  опыта, возможности его применения для развития денежно-кредитной  политики Банка России.

Теоретическую основу исследования составляют: положения, содержащиеся в  трудах отечественных и зарубежных ученых в области денежно-кредитной  политики Банка России на современном  этапе.

При выполнении исследования применялись как научные методы познания финансово-экономических  явлений и процессов: теоретический, статистический и логический анализ, единство теории и практики, так и специальные экономические и экономико-финансовые методы, сравнительный анализ, а так же другие методы сбора и обработки информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие экономики России и денежно-кредитная  политика на 2012 год

 

1.1.Инфляция и  экономический рост

 

В первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В январе-сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.

Расходы населения на покупку  товаров и оплату услуг в январе-сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в январе-сентябре 2011 года – на 5,0%).

В условиях роста экономики  численность занятого населения увеличивалась. Уровень безработицы в сентябре 2012 года составил 5,2% экономически активного населения (6,0% годом ранее)

На фоне высоких мировых  цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств, в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе-сентябре 2011 года – 2,9% ВВП).

В январе-мае 2012 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в  середине 2011 года (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне она начала расти, и в сентябре превысила верхнюю границу целевого ориентира на 2012 год (5–6%).

По оценке, выпуск товаров  и услуг находился вблизи потенциального уровня. Рост цен на непродовольственные товары без учета бензина, в наименьшей степени подверженный влиянию волатильных и административных факторов, замедлился; по оценке, темпы их прироста снизились с 5,9% в январе 2012 года до 5,4% в сентябре (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года).

Во второй половине 2011 –  начале 2012 года на замедление роста  потребительских цен оказывала заметное воздействие благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на 29,1% дешевле, чем в апреле 2011 года.

Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле-мае минимального значения за весь период наблюдений – 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае.

Однако в мае-сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года – на 6,4%).

Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция возросла до 6,6%, базовая инфляция – до 5,7%.

По итогам 2012 года инфляция может составить около 7% (в 2011 году она составила 6,1%), что связано в основном с ускорившимся ростом цен на продовольственные товары. При этом базовая инфляция ожидается на уровне 6% (в 2011 году она составила 6,6%).

 

1.2  Платежный  баланс

 

Платежный баланс Российской Федерации в январе-сентябре 2012 года1 формировался под воздействием благоприятной международной конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта. На фоне значительного профицита счета текущих операций в условиях умеренного инвестиционного спроса экономики сложились предпосылки для активизации вывоза частного капитала.

Положительное сальдо счета  текущих операций в январе-сентябре 2012 года равнялось 74,7 млрд. долларов США, его прирост относительно того же периода 2011 года составил 6%. Профицит торгового баланса возрос со 144,0 до 150,4 млрд. долларов США.

Экспорт товаров в январе-сентябре 2012 года составил 391,3 млрд. долларов США, увеличившись на 14,0 млрд. долларов США, или на 4%. Почти две трети основных топливно-энергетических товаров. Прирост их стоимости составил 9,9 млрд. долларов США при увеличении на 4% контрактных цен и разнонаправленной динамике физических объемов. Поставки природного газа сократились на 6%, сырой нефти – сохранились на близком к январю-сентябрю 2011 года уровне, нефтепродуктов – повысились на 4%. Вывоз неэнергетических товаров вырос на 3%, до 133,9 млрд. долларов США.

Импорт товаров увеличился с 233,3 до 240,8 млрд. долларов США при  существенном замедлении темпов прироста (до 3%) по сравнению с январем-сентябрем 2011 года. Ввоз по ряду укрупненных товарных позиций (металлы, включая изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия) сократился. Прирост поставок машиностроительной продукции из - за рубежа составил около 10%, удельный вес этой группы достиг половины совокупного импорта.

Дефицит баланса услуг  сложился в размере 28,8 млрд. долларов США, что на 10% больше, чем в январе-сентябре 2011 года. Экспорт услуг вырос с 39,7 до 47,3 млрд. долларов США. В его структуре 31% приходился на транспортные услуги, 20% – на услуги по статье «поездки». Импорт услуг увеличился с 65,9 до 76,1 млрд. долларов США. В составе полученных от нерезидентов услуг преобладали расходы российских граждан на зарубежные поездки (38%), а также услуги иностранных транспортных компаний (16%).

Отрицательное сальдо счета  первичных доходов в январе-сентябре 2012 года составило 43,8 млрд. долларов США (44,9 млрд. долларов США в сопоставимый период 2011 года). Дефицит баланса инвестиционных доходов сформировался в размере 35,9 млрд. долларов США, преимущественно за счет объема объявленных российскими компаниями дивидендов. Рост отрицательного сальдо оплаты труда (до 8,6 млрд. долларов США) был обусловлен увеличением средней заработной платы, выплаченной занятым в российской экономике нерезидентам.

Счет операций с капиталом  сведен с дефицитом 4,8 млрд. долларов США вследствие прощения долга по кредитам, предоставленным бывшим СССР.

Отрицательное сальдо финансового счета (без учета резервных активов) в январе-сентябре 2012 года сократилось до 35,9 млрд. долларов США (45,1 млрд. долларов США в сопоставимый период 2011 года). Чистое принятие внешних обязательств российской экономикой оценено в 56,0 млрд. долларов США. Прочие секторы2 экономики привлекли 30,2 млрд. долларов США, преимущественно в форме прямых инвестиций, составивших 30,1 млрд. долларов США. Иностранные обязательства банков на нетто-основе выросли на 18,1 млрд. долларов США (почти трехкратный рост относительно показателя за январь-сентябрь 2011 года), в основном за счет размещения новых еврооблигационных займов. Прирост внешних пассивов сектора государственного управления в объеме 6,5 млрд. долларов США стал следствием приобретения нерезидентами еврооблигаций Правительства Российской Федерации при их размещении, а также ОФЗ – в ходе проведения мероприятий по либерализации рынка этих бумаг в первом полугодии 2012 года.

Чистое приобретение финансовых активов в январе-сентябре 2012 года (без учета резервных) составило 91,9 млрд. долларов США (93,0 млрд. долларов США в январе-сентябре 2011 года) при преобладании операций прочих секторов, внешние требования которых выросли на 81,3 млрд. долларов США (на 67,8 млрд. долларов США в январе-сентябре 2011 года). Ключевую роль играли прямые инвестиции (41,4 млрд. долларов США), в структуре которых при некотором снижении сохранялась значимой доля вложений физических и юридических лиц в недвижимость за рубежом. Кроме того, в отчетный период были предоставлены крупные межфирменные кредиты. Накопления наличной иностранной валюты у резидентов, выросли в январе-сентябре 2012 года на 4,5 млрд. долларов США. Внешние активы банков увеличились на 12,8 млрд. долларов США.

Чистый вывоз частного капитала по итогам января-сентября составил 57,8 млрд. долларов США. Динамика данного показателя была неравномерной: основной объем нетто-оттока пришелся на I квартал (34,6 млрд. долларов США), во II квартале чистый вывоз капитала сократился до 9,7 млрд. долларов США, в III квартале он составил 13,6 млрд. долларов США.

Прирост международных резервов, учитываемый в платежном балансе, в январе-сентябре 2012 года составил 21,1 млрд. долларов США. Основными факторами увеличения резервных активов стали интервенции на валютном рынке, поступления средств от размещения еврооблигаций Минфином России и продажи пакета акций ОАО «Сбербанк России», зачисление таможенных пошлин, а также прочие операции Правительства Российской Федерации и Банка России. С учетом валютной и рыночной переоценок, а также прочих изменений международные резервы Российской Федерации на 1 октября 2012 года составили 529,9 млрд. долларов США. Их объем был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 15 месяцев (в течение 16 месяцев на 1 октября 2011 года).

По итогам 2012 года среднегодовая  цена на нефть сорта «Юралс» на мировом  рынке ожидается на уровне не менее 109 долларов США за баррель. Положительное сальдо счета текущих операций в целом за год, по оценкам Банка России, составит 83,4 млрд. долларов США. При экспорте товаров на сумму 532,5 млрд. долларов США и импорте в размере 341,8 млрд. долларов США профицит торгового баланса достигнет 190,7 млрд. долларов США. Дефицит баланса услуг может возрасти до 39,4 млрд. долларов США. Прирост валютных резервов составит 17,5 млрд. долларов США, а нетто-отток частного капитала может сложиться в сумме 67 млрд. долларов США.

 

1.3 Валютный курс

 

В 2012 году Банк России продолжал  осуществлять курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. В качестве операционного ориентира курсовой политики Банк России использовал рублевую стоимость бивалютной корзины (0,45 евро и 0,55 доллара США). Диапазон ее допустимых значений задавался плавающим операционным интервалом, границы которого корректировались в зависимости от объема совершенных валютных интервенций. При этом какие - либо целевые значения или фиксированные ограничения на уровень валютного курса Банком России не устанавливались.

Механизм курсовой политики предполагал возможность осуществления покупок или продаж иностранной валюты при нахождении стоимости бивалютной корзины как на границах операционного интервала, так и внутри него. Операционный интервал также включал диапазон, в котором валютные интервенции не совершались.

Информация о работе Денежно-кредитная политика России 2012