Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы состоит в изучении закономерностей развития межбюджетных отношений в регионе, выявлении и систематизации проблем и разработке направлений совершенствования.

Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:

- изучение структуры межбюджетных отношений на субфедеральном уровне;

- изучение структуры и размера доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- изучение расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований;

- исследование финансовой самостоятельности в регионе;

- выявление проблем межбюджетного регулирования на субфедеральном уровне;

- предложения по совершенствованию распределения полномочий между регионом и муниципалитетом.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

                                               ВВЕДЕНИЕ 
 

       Межбюджетные отношения являются важнейшим элементом бюджетного устройства РФ, оказывающим влияние на жизнь всех граждан нашей страны. Основной проблемой в этой области является неравенство публично-правовых образований, сложившееся в результате социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов. Особенно остро данная проблема стоит на субфедеральном уровне, где финансовая обеспеченность регионов и муниципальных образований продолжает желать лучшего. Реформирование в этом направлении идет более десяти лет, но актуальность задачи сохраняется.

       Объектом  исследования данной курсовой работы являются межбюджетные отношения в регионе, установленные в результате проводимой бюджетной реформы.

       Предмет исследования – проблема совершенствования  межбюджетных отношений в регионе на примере Липецкой области.

       Целью данной курсовой работы состоит в  изучении закономерностей развития межбюджетных отношений в регионе, выявлении и систематизации проблем и разработке направлений совершенствования.

         Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:

       - изучение структуры межбюджетных  отношений на субфедеральном уровне;

       - изучение структуры и размера доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

       - изучение расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований;

       - исследование финансовой самостоятельности  в регионе;

       - выявление проблем межбюджетного регулирования на субфедеральном уровне;

       - предложения по совершенствованию распределения полномочий между регионом и муниципалитетом.

       При написании работы были использованы методические указания, научно – практические журналы, нормативные и законодательные документы, действующие в настоящее время: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, принятые органами местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В  РЕГИОНЕ
 
 
  1. 1. Понятие  и структура межбюджетных отношений
 
 

       Межбюджетные  отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [16, с.80].

     Межбюджетные  отношения основываются на принципах:

     - распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     - разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     - равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

     - выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

       - равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации. [16, с.80]

       Таким образом, становится очевидным, что  межбюджетные отношения имеют две основные составляющие экономическую и политическую. Экономическая составляющая представляет собой решения вопросов "Как и куда собирать деньги?" и "Как и куда эти деньги тратить?". Политическая составляющая связана с вопросом "функциональности" или "самостоятельности" того или иного уровня власти. Как результат построения 3-х уровневого государственного устройства и, как следствие, 3-х уровневой бюджетной системы возникают три уровня межбюджетных отношений: "Федеральный центр – Регион", "Регион - Муниципальное образование", "Федеральный центр – муниципальное образование". И если последний из них является, как бы, "номинальной проблемой", существующей, но оказывающей незначительное влияние на характер взаимоотношения различных уровней власти и социально-экономическое развитие территории, то первые два являются предметом жарких споров.

       Бюджетный федерализм более широкое понятие, чем межбюджетные отношения. Бюджетный федерализм – это отношения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий. В первую очередь речь идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них муниципальных образований. В идеале здесь предполагаются самостоятельность бюджета каждого субъекта РФ, высокая степень автономности местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения строительства и деятельности государства. [12, с.14]

     Базовыми  принципами бюджетного федерализма являются:

     - единство общегосударственных и региональных, а также местных интересов;

     - сочетание централизма и децентрализма в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

     - высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

       - активное участие субъектов РФ в формировании и реализации бюджетной и налоговой политики государства. [12, с.15]

       В соответствии с данными принципами в Бюджетном кодексе РФ распределены доходы и расходы между уровнями бюджетной системы. 
 

    1. 2. Доходы  бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
 
 

       В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

       налога на имущество  организаций - по нормативу 100 процентов;

       налога на игорный  бизнес - по нормативу 100 процентов;

       транспортного налога - по нормативу 100 процентов [1, с.45].

       В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

       налога на прибыль  организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

       налога на прибыль  организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;

       налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;

       налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;

       акцизов на спирт  этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

       акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

       акцизов на автомобильный  бензин, прямогонный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;

       акцизов на алкогольную  продукцию - по нормативу 100 процентов;

       налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;

       налога на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;

       налога на добычу полезных ископаемых в виде природных  алмазов - по нормативу 100 процентов;

       регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе  продукции в виде углеводородного  сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;

       сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;

       сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;

       сбора за пользование  объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;

       налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;

       налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;

       единого сельскохозяйственного  налога - по нормативу 30 процентов;

       государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

       по делам, рассматриваемым  конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации и т. д.[1, с.46]

       Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 Бюджетного кодекса (БК).

       Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации  формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 БК, в том числе за счет:

       доходов от использования  имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

       доходов от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;

       части прибыли унитарных  предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

       платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

       доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20 процентов;

       доходов от продажи  земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 20 процентов;

       доходов от продажи  земельных участков, которые находятся  в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не более 50 процентов;

Информация о работе Межбюджетные отношения