Налоговая система Российской Федерации, ее содержание и совершенствование в рамках реализации налоговой реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: изучение налоговой системы РФ, и выявление путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;
- Провести анализ развития налоговой системы;
- Отметить основные направления налоговой политики России.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие налоговой системы, принципы организации
1.1 Понятие налоговой системы РФ
1.2 Принципы построения налоговой системы России
Глава 2. Характеристика структуры налоговой системы
2.1 Структура налоговой системы РФ
2.2 Анализ налоговой системы России
Глава 3. Направления реформирования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

 

на тему:«Налоговая система Российской Федерации, ее содержание и совершенствование в рамках реализации налоговой реформы»

 

 

 

 

Выполни ла : студентка  4 курса

 

  • заочной формы обучения
  • Проверил:

    Научный руководитель:

     

    2014

     

     

     

     

     

    Содержание

     

    Введение

    Глава 1. Понятие налоговой системы, принципы организации

      1. Понятие налоговой системы РФ
      2. Принципы построения налоговой системы России

    Глава 2. Характеристика структуры налоговой системы

    2.1 Структура налоговой системы РФ

    2.2 Анализ налоговой системы России

    Глава 3. Направления реформирования налоговой системы РФ

    Заключение

    Список использованной литературы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    Налоговая система России с первых дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

    К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

    Целью данной работы является: изучение налоговой системы РФ, и выявление путей ее совершенствования.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    • Изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;
    • Провести анализ развития налоговой системы;
    • Отметить основные направления налоговой политики России.

    Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступает налоговая система, а объектом - российское налогообложение в современных условиях.

    Теоретической и методологической основами написания курсовой работы послужили нормативно-законодательные документы (Налоговый кодекс и федеральный закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), литературные источники отечественных и зарубежных авторов (Пансков В.Г., Перов А.В., Черник Д.Г. и др.), материалы периодической печати (журналы "Финансы", "Все о налогах", "Налоговая политика", "Налоги").

    В данной работе предпринята попытка проанализировать состояние налогообложения РФ на современном этапе, показать насколько происходящие изменения отвечают требованиям сегодняшнего времени и какие задачи стоят сейчас перед налоговыми органами для выполнения возложенных на них государством функций, - это и является основным объектом предлагаемого исследования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Понятие налоговой системы, принципы организации

      1. Понятие налоговой системы РФ

    Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

    1. В соответствии с 1 указанной  статьи НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    2. обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    3. Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента - законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:

    - объект налогообложения;

    - налоговая база;

    - налоговый период;

    - налоговая ставка;

    - порядок исчисления налога;

    - порядок и сроки уплаты налога;

    В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

    Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

    Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

    Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - подчеркивал К. Маркс.

    Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

    Налоги выполняют три важнейшие функции:

    1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция),

    2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная функция),

    3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

    Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

    Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

    Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

    1. Установление и изменение системы  налогообложения,

    2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,

    3. Предоставление налоговых льгот.

    Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

    Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как "изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

      1. Принципы построения налоговой системы России

    Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

    В совокупности принципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов как экономического явления.

    Экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования воспроизводственного процесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движение инвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.

    При формировании налоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются основные юридические принципы налогообложения:

    1. Принцип юридического  равенства налогоплательщиков.

    Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

    2. Принцип законности  налогов.

    Этот принцип означает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законно установленные налоги и сборы.

    3. Принцип ограничения  форм налогового законодательства.

    Данный принцип ограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.

    Организационные принципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.

    Налоговая система России призвана соответствовать следующим организационным принципам:

    1. Принцип единства  налоговой системы.

    Этот принцип развивает одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства и не допускает установление на территории России таможенных границ, сборов, неустановленных законом налогов, нарушающих единство этого пространства. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов.

    2. Принцип достаточности и эластичности налоговой системы.

    Этот принцип дает возможность государству изымать у плательщиков объем ресурсов, необходимый для выполнения общественно значимых функций. Кроме того, по мере изменения общественно-политической и экономической ситуации, государство должно иметь возможность оперативно реагировать и изменять налоговое бремя.

    3. Принцип стабильности.

    В соответствии с этим принципом, налоговая система должна обеспечить достаточно долговременные ориентиры для деятельности физических и юридических лиц, способствовать нормальной хозяйственной деятельности, во многом определяющей инвестиционную активность субъектов рынка.

    Этот принцип отвечает интересам не только налогоплательщика, но также и государства.

    4. Принцип множественности налогов.

    Лишь наличие совокупности различных налогов и объектов налогообложения позволяет налоговой системе выполнять разнообразные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и другие.

    Множественность налогов порождает эффект их взаимодополняемости, существенно увеличивающий стабильность функционирования налоговой системы.

    Множественность налогов создает предпосылки проведения гибкой политики государством, более обновленного и дифференцированного подхода к налогоплательщикам.

    Принцип множественности налогов противостоит идее “единого налога”. Единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. Признавая положительные моменты этого налога, например, простоту исчисления и сбора, нужно отметить, что в чистом виде эта идея утопична и практически неприменима. Она не нашла признания и поддержки ни в одном государстве мира.

    5. Принцип разделения  налоговых полномочий между различными  уровнями власти.

    В федеративном государстве, каким является Российская Федерация, полномочия в сфере налогообложения не могут быть сосредоточены исключительно у федерального центра. Невозможно вести речь о реальной самостоятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления без предоставления им собственной доходной базы. При этом их определенная налоговая самостоятельность должна быть ограничена единством налоговой системы.

    6. Законодательное определение  перечня прав и обязанностей  налогоплательщиков, так и налоговых  органов, включая права налоговых  органов по проверке всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также, в необходимых случаях, их изъятию, обследованию любых используемых для извлечения доходов помещений, приостановление операций по счетам в банках в случае непредоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

    Информация о работе Налоговая система Российской Федерации, ее содержание и совершенствование в рамках реализации налоговой реформы