Нормативный метод планирования расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение нормативного метода бюджетного планирования и пути его совершенствования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть необходимость внедрения нормативного метода бюджетного планирования;
- изучить экономическую сущность нормативного метода бюджетного планирования, выявить преимущества и недостатки;
- выявить направления совершенствования нормативного метода бюджетного планирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс эше.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

Вопросы перехода на систему среднесрочного бюджетного планирования, внедрения механизма бюджетирования, ориентированного на результат, и нормативно – подушевое финансирование являются в настоящее время одним из  обсуждаемых. В процессе осуществления реформ возникает множество методологических и методических вопросов, без ответа на которые невозможно рассчитывать на успех проводимых преобразований, целью которых является формирование новой, более эффективной и результативной бюджетной системы России.

Особую актуальность эти вопросы приобретают на уровне субъектов РФ, которые с учетом своих региональных особенностей самостоятельно реализуют данные реформы.

  В настоящее время   существующий порядок планирования  социальных расходов региональных  бюджетов,  как правило, исходит из фактически сложившегося их уровня в регионе,  корректируемого на индекс инфляции. В последние годы отраслевые министерства рассчитывают средний норматив текущих бюджетных расходов на предоставление ряда  социальных услуг, а Министерство Финансов России рекомендует использовать его  при формировании бюджетов регионов.  Это так называемый нормативный метод.

Но данный метод, как  показывает практика, плохо приживается  в условиях нашего  государства, а причина этому – многообразие и большая подвижность цен,  значительные и постоянно меняющиеся межрегиональные различия в условиях и издержках удовлетворения важнейших социальных потребностей населения.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение нормативного метода бюджетного планирования и пути его совершенствования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть необходимость внедрения нормативного метода бюджетного планирования;

- изучить экономическую сущность нормативного метода бюджетного планирования, выявить преимущества и недостатки;

- выявить направления совершенствования нормативного метода бюджетного планирования.

 

1. Необходимость внедрения нормативного метода бюджетного планирования

Для того чтобы  управлять будущим, человечество создало определенные механизмы, которые в экономической науке называются – прогнозирование, макроэкономическое планирование и экономическое программирование. Прогнозирование – это получение информации о будущем; это предвидение, которое делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное – на так называемом жизненном опыте, связанном с аналогиями, приметами и т.д.; религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.

Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Поисковый прогноз – это определение  возможного положения явления в  будущем; нормативный – определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель. Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.

Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение  будущего повышает эффективность процесса принятия решения.

Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Прогнозирование бюджета ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных. [13, с.23].

В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование, по сути, представляет собой один из элементов системы управления финансами (государственными, региональными муниципальными), обеспечивающий финансовым ресурсным потенциалом потребителей бюджетных средств в той необходимой и экономически целесообразной мере, который соответствует не только реальным возможностям их привлечения в соответствии с действующим бюджетным законодательством, но и направлена на стимулирование социально – экономического развития государства (субъекта РФ, муниципального образования), при соблюдении условий финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов, высокой эффективности расходования средств [5, с.23].

Именно для финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов, для высокой эффективности расходования средств наиболее актуально стоит вопрос по поводу выбора наиболее подходящего метода бюджетного планирования.

Нормативный метод, являясь  одной из основ системы бюджетного планирования, наиболее подпадает под  вопрос его эффективности и грамотности. Предпосылками жизнеспособности данного метода, родившегося в эпоху плановой экономики, является его точность и объективность, он позволяет достаточно достоверно учесть реалии бюджетной системы, ее параметры и, в том числе, региональные особенности[5, с.32] .

Бюджетные нормативы  могут использоваться в разных целях:

во – первых, чтобы  определить объем финансирования, который  должен быть заложен в годовом  бюджете для каждой организации  или учреждения;

во – вторых, чтобы  контролировать минимальный объем расходов на конкретные виды услуг в ходе исполнения бюджета;

в – третьих, чтобы  рассчитывать объем финансовой помощи, передаваемой центром в бюджеты  нижестоящих уровней.

Классификация бюджетных  нормативов осуществляется по следующим  признакам: по содержанию, по источникам финансирования, по методам построения, по сферам применения и по методам утверждения.

По содержанию бюджетные  нормы классифицируются  на:

- материальные нормы  - являются главными. Показывают, какое  количество материальных  средств приходится на единицу измерения  расходов. Первичные материальные нормы устанавливаются исходя из ежедневных затрат, а затем суммируются на месяц срок, квартал и год;

- денежные нормы –  отражают стоимость материальных  норм. Они охватывают всю сумму расходов, как за счет бюджета, так и собственных  средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими учреждениями и утверждаются правительством или соответствующим органом управления, они определяются путем умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену.

По источнику финансирования:

- финансовые (рассчитанные  на все источники покрытия);

- бюджетные (рассчитанные  на покрытие за счет бюджета).

По методам построения и сферам применения:

- индивидуальные (по отдельным видам расходов);

- комбинированные  (выступают  как общая сумма индивидуальных  норм по определенному показателю);

- укрупненные (на бюджетное  учреждение в целом).

По методам утверждения:

- обязательные (утверждаемые  органами государственной власти  и местного самоуправления в пределах своей компетенции);

- факультативные (устанавливаемые  в ведомственном порядке финансовыми  органами, главными распорядителями  бюджетных средств).

В советской бюджетной  системе нормативы использовались для количественного определения минимального объема финансирования, требуемого для выполнения конкретных задач. Поскольку необходимо было ограничить возможность маневра для ведомств в области конкретного расходования выделенных им средств, то бюджетные нормы при советской системе не только облегчали составление бюджета, но и обеспечивали механизм контроля в процессе исполнения бюджета [5, с.33].

Формирование и финансовое обеспечение государственного задания  на оказание государственных услуг  предъявляет конкретные и четко  определенные требования к государственным услугам, включающие такие характеристики, как наименование, потребитель, объем и единицы измерения в натуральных показателях, формулы расчета, показатели качества.

Иными словами, внедрение  нормативного метода планирования вызвана необходимостью планирования потребности в объемах услуг.  В отличие от нормативов плановой экономики, формировавшихся «снизу вверх» - вначале для отдельных детализированных элементов затрат, а затем агрегировавшихся в более крупные группы или статьи, - новая система расчета нормативов затрат исходит прежде всего из имеющихся лимитов финансирования. Фактически, вводится система формирования нормативов «сверху вниз». Идеология нормирования по укрупненным видам затрат предполагает существенное расширение степени свободы государственных предприятий в решении вопросов  о выборе и соотношении используемых ресурсов. На смену смете, состоящей из 13-15 статей, вводятся три  группы  затрат. Преимущество такого подхода для учреждений очевидны: они могут перераспределять ресурсы внутри группы затрат и не отчитываться по каждой детализированной статье. Появляется возможность для гораздо более широкого диапазона принятия управленческих решений, свободы выбора ресурсов в рамках такой  группы затрат.

Так, учреждение вправе само решать, как и в каких пропорциях в рамках норматива по группе «общехозяйственные расходы» ему следует увеличить или уменьшить расходы на транспорт, связь, содержание имущества. При этом учредителям бюджетных учреждений - главным распорядителям бюджетных средств,  предоставляется право дальнейшей детализации групп расходов в соответствии с отраслевыми особенностями. 

Нормативный метод находит  широкое применение в планировании и базируется на определении и  использовании системы норм и  нормативов. В самом определении понятия «норма», как научно обоснованной меры общественно необходимых затрат ресурса на единицу потребления, заложено важное преимущество нормативного метода — установление в процессе планирования четкой зависимости между расходуемыми ресурсами и ожидаемыми результатами. В бюджетном планировании это особенно важно.

В настоящее время  в бюджетном планировании  используют социальные стандарты на душу населения, индексы бюджетных расходов, налоговый  потенциал. Все это нормативный  метод бюджетного планирования в разных форматах проявления. Финансирование затрат на нормативной основе распространяется прежде всего, на бюджетные расходы по образованию, культуре, здравоохранению, и социальной политике, а также по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту. Расходы государства на указанные цели приходятся, в основном, на территориальные и местные бюджеты.

На сегодняшний день недостаточность финансовых ресурсов, не позволяет в полной мере использовать преимущества нормативного метода определения  бюджетных расходов, но и при этих условиях применение бюджетных норм и нормативов должно обязательно обеспечивать равный подход к формированию минимальных расходов бюджетов всех уровней, как в отраслевом, так и в территориальных разрезах, прежде всего путем пропорционального сокращения средств, выделяемых для всех бюджетополучателей.

Перед принятием решения  о разработке нормативов должен быть дан ответ на вопрос о том, зачем, с какой целью такие нормативы  будут разработаны. Они могут  быть разработаны для облегчения работы по составлению бюджета и определению объема  финансирования каждого конкретного государственного или муниципального учреждения или иной организации, оказывающей государственные или муниципальные услуги. Задачей разработки нормативов может  стать введение системы мониторинга качества оказания услуг, позволяющей контролировать и оценивать уровень качества фактически оказываемых услуг. Наконец, целью разработки нормативов может быть определение обоснованных объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания тем или иным учреждением, качество оказания услуг в котором, оказалось либо ниже, чем среднее по отрасли в целом, либо минимальным по сравнению с другими учреждениями, оказывающие однородные  услуги. Такая цель может ставиться в том случае, если перед органом исполнительной власти стоит задача обеспечить равный доступ потребителей к той или иной услуге гарантированного качества независимо от того, какое учреждение оказывает услугу.  Применение нормативов оправданно и при передаче исполнения полномочия на другой уровень бюджетной системы в случае, если одновременно с полномочием передается определенный обязательный объем оказания услуги установленного качества, обосновывающий «стоимость предаваемого полномочий».

Преимущество разработки нормативов - система оценки эффективности и результативности бюджетных расходов, позволяющей установить, что любые сверхнормативные расходы будут признаны как неэффективные и финансироваться из бюджета не будут. В этом случае логично было бы в целях создания стимула для экономии бюджетных расходов закрепить нормативы по конкретным услугам на долгосрочной основе, с тем чтобы «сэкономленные» учреждениями средства не изымались у учреждения и служили бы основой для поощрения сотрудников учреждений, оказывающих услуги «нормативного» качества с меньшими издержками.

Информация о работе Нормативный метод планирования расходов бюджета