Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:39, курсовая работа
Целью настоящей контрольной работы является выявление источников финансирования системы образования.
Задачами является:
- изучение системы образования в России;
- изучение структуры расходов на общее среднее образование;
- анализ организации финансирования расходов бюджетов на образование.
Введение………………………………………………………………………..
3
1. Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования…………………………………………………………….….
5
2. Структура расходов на содержание учреждений общего образования…………………………………………………………………….
11
3. Организация финансирования расходов бюджетов на образование…………………………………………………………………….
13
4. Обеспечение финансирования расходов на образование в Нижнем
Новгороде………………………………………………………………………
20
Заключение…………………………………………………………………..…
23
Список литературы………………………………………………………….…
24
Нижегородский Государственный
Университет имени Н.И.
Факультет «Управления и предпринимательства»
Доп. к защите
________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по бюджету
На тему: «Обеспечение финансирования расходов на образования в современных условиях».
Нижний Новгород
2009г.
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Общая характеристика системы образования
и источники ее финансирования………………………………………… |
5 |
2. Структура расходов на содержание учреждений
общего образования………………………………………………… |
11 |
3. Организация финансирования
расходов бюджетов на |
13 |
4. Обеспечение финансирования расходов на образование в Нижнем Новгороде……………………………………………………… |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Список литературы………………………………… |
24 |
Введение.
Современное состояние
образования обычно характеризуется
в первую очередь с позиций
недостаточности бюджетных
В данной контрольной работе предлагается рассмотреть вопросы, связанные с финансированием системы общего и профессионального образовании России. Изложить порядок бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных ходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.
Этими причинами
Целью настоящей контрольной работы является выявление источников финансирования системы образования.
Задачами является:
- изучение системы образования в России;
- изучение структуры расходов на общее среднее образование;
- анализ организации финансирования расходов бюджетов на образование.
Данная контрольная работа состоит из трех глав.
В первой части дается общая характеристика о структуре системы образования РФ и главных источников ее финансирования.
Во второй части работы
рассматривается общая структур
В третьей части анализируется организация финансирования расходов бюджетов на образование.
1.Общая характеристика
системы образования и
Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего
поколения всегда принадлежала системе
образования. Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации. Основы
регулирования принципов государственной
политики в области образования сформулированы
в федеральных законах от 1. января 1996г.
№12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа
1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании, а также
в Национальной доктрине развития образования,
утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.
Гражданам РФ гарантируется
возможность получения
Реализация государственных гарантий
права граждан на образование обеспечивается
путем создания системы и соответствующих
условий для получения образования. В
настоящее время понятие «система образования»
трактуется как совокупность факторов,
обеспечивающих реализацию его социальных
функций: сеть образовательных учреждений;
образовательные стандарты; образовательные
программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное,
финансовое; сотрудничество с другими
социальными отраслями; управление. В
последнее время особое внимание уделяется
принципу регионализации образования.
Основными признаками региональной системы
образования с точки зрения его организации
являются: совокупность учебно-воспитательных
учреждений в регионе, обеспечивающих
возможность дифференциации образования
и обучения в соответствии с интересами
граждан и уровнем их подготовленности;
программы обучения, отражающие научно-культурные,
демографические и экономические особенности
региона. Муниципальная система включает
в себя характеристики региональной, но
при этом особо подчеркивается роль местных
органов самоуправления, которые могут
создавать дополнительные условия для
функционирования и развития системы
образования за счет средств и местных
бюджетов. С позиций ресурсного обеспечения
региональной считается система, которая
финансируется из регионального бюджета,
а муниципальной — система, финансируемая из бюджета местного
органа самоуправления.
Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определенного уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, К общеобразовательным относятся программы до- школьного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:
-дошкольные;
- образовательные, включающие в себя три ступени: начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования;
- начального, среднего, высшего и послевузовского
профессионального образования;
- дополнительного образования взрослых;
- дополнительного образования детей;
- специальные (коррекционный)
- для детей-сирот, оставшихся
без попечения родителей (
Схема образования в РФ изображена на схеме.1. Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.
Схема 1. Система образования в России
Каждое образовательное
Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:
— на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;
— на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Программа развития образования и т.п.;
В последние годы наметилась
тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном
уровне создаются различные фонды, в том
числе и на финансирование федеральных
мандатов. Поскольку право на образование
является одним из основных конституционных
прав граждан РФ, то при недостаточности
средств у регионов в дальнейшем предполагается
шире использовать систему софинансирования
образования.
Региональный и местный уровни аналогичны
федеральному. В территориальных бюджетах
предусматриваются средства на проведение
мероприятий и содержание учреждений,
находящихся в их ведении, и реализацию
собственных программ развития. В тех
случаях, когда одни и те же расходы финансируются
из разных бюджетов, применяется термин
«многоуровневое финансирование. Если
же источниками поступления финансовых
ресурсов являются не только бюджетные
ассигнования, но и внебюджетные средства,
употребляется термин ‘многоканальное
финансирование.
Правовой базой для привлечения внебюджетных
источников финансирования в образовательную
отрасль явилась целая серия законодательных
актов, среди которых кроме Федерального
закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании»
можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ
«Об общественных объединениях и общественных
организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ
«0 благотворительной деятельности и благотворительных
организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ
«0 некоммерческих организациях».
В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.
Привлечение дополнительных
источников на цели
- предпринимательской,
условно-предпринимательской и
- взаимодействием с
юридическими и физическими
2. Структура
расходов на содержание
общего образования.
В соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.
К учреждениям общего
Информация о работе Обеспечение финансирования на образование в современных условиях