Пенсионная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионное страхование и обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) любой страны, и косвенно практически все трудоспособное население.
В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения, тем большее значение оно приобретает в условиях современной России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, граждан, потерявших кормильца.

Вложенные файлы: 1 файл

курсрвая Реформирование пенсионной системым РФ 15.12.12.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Пенсионное страхование  и обеспечение – базовая и  одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) любой страны, и косвенно практически все трудоспособное население.

В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения, тем большее значение оно приобретает в условиях современной России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, граждан, потерявших кормильца.

Любая пенсионная система  – это одна из составляющих системы  социальной защиты. Она представляет собой необходимый и существенный параметр общественного устройства.

В 2002 году по инициативе бывшего в то время Президентом Российской Федерации В.В. Путина в стране стартовал новый этап реформирования пенсионной системы. В силу вступили принятые Государственной Думой Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Изъяны и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических изменений старого пенсионного законодательства нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели пенсионной системы, которая была бы свободна от недостатков и противоречий, характерных для прежней модели.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации  в настоящее время является актуальной проблемой в свете последних решений о повышении пенсий, особенно тех граждан, которые заработали право на нее в советские времена. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на нее в будущем.

Объект исследования: процесс реформирования пенсионной системы РФ.

Предмет исследования: проблемы и перспективы реформирования пенсионной системы РФ.

Цель работы - раскрыть содержание и итоги реформирования пенсионной системы в Российской Федерации и определить проблемы и перспективы ее дальнейшего развития.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать этапы  реформирования пенсионной системы  РФ.

2. Выявить проблемы  пенсионного обеспечения и обосновать  необходимость перехода на пенсионное страхование.

3. Провести анализ мирового опыта построения пенсионных систем и выявить возможности его использования в отечественной практике в процессе реформирования системы пенсионного страхования.

4. Оценить относительную эффективность накопительной и распределительной систем.

 

1 Теоретические аспекты  реформирования пенсионной системы Российской Федерации

1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России

 

История развития пенсионного  страхования в Российской Федерации  с 1990 по 2012 годы включает в себя три этапа реформирования, представленных в таблице 1.

 

Таблица 1 - Этапы реформирования российской пенсионной системы

Этап

Содержание

I этап

1990-1995 гг.

Закон РФ “О государственных  пенсиях в РФ от 20 ноября 1990 г. №340-1.

Создание ПФР.

Выделение пенсионной системы  из бюджетов системы социального обеспечения. Расширение льготных пенсий.

II этап

1995-2000 гг.

Концепция реформы системы  пенсионного обеспечения.

Эксперимент по персонификации и начало первичной регистрации плательщиков страховых взносов в ПФР.

Создание единых пенсионных служб в региональных отделениях.

Завершение персонификации застрахованных.

Переход на назначение пенсий по данным персонифицированного учета.

Введение индивидуального  коэффициента исчисления пенсии (Закон  РФ№113-ФЗ).

Формирование тарифной политики ПФР.

Локальные финансовые кризисы ПФР.

Разработка программы  пенсионной реформы.

III этап

2001-2012 гг.

Программа пенсионной реформы  в РФ.

Переходный период к  формированию страховой комбинированной пенсионной системы.

Пересмотр формулы индивидуального  коэффициента, применяемого при исчислении пенсий Формирование. трехуровневой пенсионной системы.


 

В системах пенсионного  обеспечения используют два финансовых механизма – распределительный и накопительный. Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут выплачивать из взносов следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в период работы.

При накопительной системе  взносы, которые отчисляет работник, накапливается, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. По достижении пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать из его накоплений.

В России пенсионная система, сформировавшаяся к середине 1960-х годов, первоначально состояла из государственного пенсионного обеспечения.

Данная система содержала  одно важное преимущество – она  обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Средства на государственное  пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от государственного бюджета.

Главной проблемой пенсионной системы того времени являлась несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств [12, C.38].

Несмотря на повышение  тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета. Начавшиеся в 1990-х годах радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны. Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

До начала реформ в  системе пенсионного обеспечения размер государственной трудовой пенсии рассчитывался с помощью двух способов – по правилам, действовавшим еще с 1956 г., непосредственно из заработка, и по правилам, введенным в 1998 г., с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).

В 1998 г. в действие была введена система индивидуального (персонифицированного) учета стажа, заработка и взносов. К началу пенсионной реформы в ней было зарегистрировано около 70 млн. человек –трудоспособных граждан и работающих пенсионеров, чьи пенсионные права с момента регистрации фиксируются на лицевых счетах и надежно сохраняются.

Основным направлением пенсионной реформы стало изменение  существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы было определено достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключалась в  коренном изменении взаимоотношений  между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов [4, C.170].

В ходе реформы было решено ввести новые простые правила определения размера трудовой пенсии, сочетающие как основные (базовые) гарантии уровня дохода пенсионерам, так и чисто страховые принципы финансовой эквивалентности сумм уплаченных взносов и сумм выплачиваемых пенсий. Пенсионная система, сохраняя положительные основы, была преобразована и дополнена новыми элементами, чтобы предоставить каждому возможность «заработать» пенсию в желаемом размере и гарантировать обязательства по ее выплате в долгосрочной перспективе.

Итак, практическая реализация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 г.

Страховщиком в сфере обязательного  пенсионного страхования в России является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который осуществляет свои полномочия в статусе государственного учреждения и вместе с территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами государство несет субсидиарную ответственность.

Сведения о сумме расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР, при этом данные о движении пенсионных накоплений отражаются в специальной части названного счета.

Таким образом, размер трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость  от суммы поступивших в ПФР  страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее. Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии. В ее размере отражается фактический размер заработной платы, с которого уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Несомненно, что зависимость размера трудовой пенсии от поступивших страховых взносов с полной заработной платы мотивирует уплату страховых взносов и формирует увеличение доходной части бюджета ПФР.

В новой пенсионной системе сохранено право на досрочное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан.

В результате введения в действие данных законов пенсионная система в России стала состоять из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного страхования и обеспечения [18, c.98].

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а  его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Таким образом, в ходе реформы были введены новые простые правила определения размера трудовой пенсии, сочетающие как основные (базовые) гарантии уровня дохода пенсионерам, так и чисто страховые принципы финансовой эквивалентности сумм уплаченных взносов и сумм выплачиваемых пенсий. Пенсионная система, сохраняя положительные основы, была преобразована и дополнена новыми элементами, чтобы предоставить каждому возможность «заработать» пенсию в желаемом размере и гарантировать обязательства по ее выплате в долгосрочной перспективе [13, C. 87].

1.2 Проблемы пенсионного обеспечения

 

Пенсионное обеспечение представляет собой важнейший финансовый инструмент социальной защиты граждан. Его страховые  институты накапливают и реализуют пенсионные права застрахованных на протяжении длительных временных периодов, что сопряжено со многими неопределенностями. Имеются в виду существенные изменения в уровнях оплаты труда, демографической ситуации, структурных характеристиках рынков труда, нормативном регулировании самой пенсионной системы.

Кроме того, существует значительная неопределенность по поводу изменения во времени ряда других важных факторов, влияющих на финансовую обеспеченность пенсионных систем, объемы и полноту уплаты страховых взносов по ряду категорий плательщиков взносов (теневой рынок труда, льготные режимы налогообложения и т.д.), состояние экономики, соотношение динамики заработной платы и инфляции.

Пенсионная реформа 2001 г. не привела к позитивным изменениям. Методы ее осуществления не оправдали себя: более того, возник «эффект двойного бремени», когда фиксированный объем пенсионных взносов направляли на выплату пенсии нынешним пенсионерам обеспечение накоплений для будущих пенсионеров. Мировая практика не знает примеров успешного перехода к подобной системе. Провал пенсионной реформы был вынужден признать в начале 2007 г. инициатор пенсионных новаций М.Зурабов.

Информация о работе Пенсионная система РФ