Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет регулирует многие аспекты жизни страны. Так или иначе с ним связаны практически все процессы, происходящие в России. Но отдельного внимания заслуживают расходы бюджета.
Именно благодаря расходам развиваются те или иные отрасли; поддерживаются субъекты РФ, которые не могут решить все навалившиеся на них проблемы только за счет собственного бюджета. Благодаря расходам бюджета населению предоставляется гарантированная бесплатная медицинская помощь и многие другие блага.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав 4
1.1 Понятие и социально-экономическое назначение бюджетных расходов…4
1.2 Классификация расходов бюджета……………………………………………7
2. Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации 13
3. Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации 22
3.1 Основные проблемы современного развития расходов бюджетов в России……………………………………………………………………………….22
3.2Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2012-2014г……………………………………………………………………………….25
3.3Основные приоритеты социально-экономического развития РФ в 2012-2014 г……………………………………………………………………………………..27
3.4Направления расходов проекта федерального бюджета 2012-2014г………………………………………………………………………………..32
Заключение 36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа готова.docx

— 528.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение 3

1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав 4

1.1 Понятие и социально-экономическое назначение бюджетных расходов…4

1.2 Классификация расходов бюджета……………………………………………7

2. Действующая система организации  расходов бюджетов в Российской Федерации 13

3. Перспективы развития расходов  бюджетов в Российской Федерации 22

3.1 Основные  проблемы современного развития  расходов бюджетов в России……………………………………………………………………………….22

3.2Факторы  и условия социально-экономического  развития РФ в 2012-2014г……………………………………………………………………………….25

3.3Основные  приоритеты социально-экономического  развития РФ в 2012-2014 г……………………………………………………………………………………..27

3.4Направления  расходов проекта федерального  бюджета 2012-2014г………………………………………………………………………………..32

Заключение 36

Список литературы 39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Бюджет регулирует многие аспекты жизни страны. Так или иначе с ним связаны практически все процессы, происходящие в России. Но отдельного внимания заслуживают расходы бюджета.

Именно благодаря расходам развиваются те или иные отрасли; поддерживаются субъекты РФ, которые не могут решить все навалившиеся на них проблемы только за счет собственного бюджета. Благодаря расходам бюджета населению предоставляется гарантированная бесплатная медицинская помощь и многие другие блага.

Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Как  экономическая категория государственный бюджет РФ  представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования.

 

1. Экономическое содержание расходов  бюджетов и их состав

1.1. Понятие и социально-экономическое  назначение бюджетных расходов 

Специфика расходов бюджета государства и входящих в его состав общественно-территориальных образований заключается в том, что на них возлагается первоочередная нагрузка по финансированию задач и функций государства, мероприятий, отражающих его политику в различных сферах общественной жизнедеятельности. Поэтому расходы бюджета есть денежные средства, идущие на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. По экономическому содержанию расходы бюджета представляют собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическим лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы расходов бюджета увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП. Расходная часть охватывает всю экономику в связи с тем, что государство должно учитывать экономические интересы общества. Ежегодно структура бюджетных расходов устанавливается в бюджетном плане и определяется  экономической ситуацией в стране и общественными приоритетами. Расходы бюджета связаны с функциями государства по управлению общественным развитием, через них оказывается воздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов, особенно консолидированного и федерального бюджетов, отражает структуру государственного управления. На величину, а также  структуру расходов бюджета влияют множество факторов таких, как внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, благосостояние населения, общий уровень развития экономики, доля государственного сектора в экономике и т.д. Их сочетание   определяет систему бюджетных расходов государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как национальная оборона и содержание государственного аппарата; финансирование хозяйства; финансовое обеспечение социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение, наука и т.д.); выплата процентов по государственному долгу. [1]

Также через бюджет осуществляется процесс перераспределения денежных средств по уровням бюджетной системы посредством субвенций, субсидий, дотаций и бюджетных ссуд. Расходы бюджета носят безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Нельзя не отметить, что расходы бюджета любого уровня осуществляются за счет средств, уплачиваемых  налогоплательщиками и, следовательно, государство несет перед ними ответственность за выполнение определенных функциональных обязательств. Расходы находятся в органической взаимосвязи с доходами бюджетной системы.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные ассигнования могут предоставляться на:

·   оказание государственных (муниципальных) услуг;

·   социальное обеспечение населения;

·   предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

·   предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

·   предоставление межбюджетных трансфертов;

·   предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

·   обслуживание государственного (муниципального) долга;

·   исполнение судебных актов.

Государственный контракт – договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации или субъекта  Российской Федерации с юридическими и физическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, которые предусмотрены в рамках бюджета. Государственные контракты размещаются на конкурсной основе.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы.

На основе долгосрочных  целевых программ и соответствующих нормативных актов из бюджета осуществляются ассигнования в форме бюджетных инвестиций, направляемые на создание или увеличение за счет  бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Они могут направляться не только государственным предприятиям, но и другим юридическим лицам на определенных условиях. Бюджетный кредит предоставляется на договорной основе юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями или бюджетными учреждениями, при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения обязательств по возврату бюджетного кредита служат: поручительства; банковские гарантии; залог имущества; залог акций, ценных бумаг и т. д. Обязательными условиями предоставления банковского кредита являются проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом; 100% оплата гарантий, поручительства или залогового фонда; проверка целевого использования кредита. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно. В соответствии с целями его получения с подтверждением соответствующих документов.

1.2Классификация расходов бюджетов

Существует несколько классификаций расходов бюджетов.

1) По целевому назначению различают  расходы бюджетов:

- капитальные;

- текущие;

- трансферты  населению;

  • Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые

структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активной государственной структурной политики. Бюджетные инвестиции направлены на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инновационной и инвестиционной активности, поддержку регионов, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Особенностями Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» являются:

  • восстановление его в трехлетнем формате бюджетного планирования;
  • последовательное снижение дефицита федерального бюджета;
  • подготовка к изменению классификации расходов бюджетов  и представление в качестве материалов к проекту федерального бюджета аналитического распределения расходов федерального бюджета по государственным программам;
  • приоритетное финансирование социальной сферы;
  • сворачивание антикризисных мер, финансирование модернизации экономики, стимулирование инноваций.

 

         б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных  кредитов на инвестиционные цели  юридическим лицам;

Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Он может быть предоставлен не только государственным или муниципальным унитарным предприятиям или бюджетным учреждениям, но и юридическому лицу любой формы собственности на основании заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возвра ту бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.

 

в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

  • Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. [2]

 

  • Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Информация о работе Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации