Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:28, лекция
Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения
Понятие финансового права, содержание, специфика
Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения
3) финансовые отношения, т.е. отношения в сфере публичных финансов, под которыми понимаются отношения по формированию, распределению и использованию публичных денежных фондов.
Предмет финансового права определяется с опорой на понятие «финансовая деятельность». Финансовая деятельность – это деятельность не любых участников финансовых отношений, а лишь властных участников финансовых отношений.
Субъекты финансовой деятельности – это государственные органы и органы местного самоуправления, которые инициируют и непосредственно участвуют в финансовых отношениях.
По мнению дореволюционных учёных финансовое право регулирует отношения, возникающие в сфере публичного (государственного) хозяйства.
Начиная с 40-х гг. XX в. подход к финансовому праву меняется. Основной становится правовая точка зрения для понимания финансового права: финансовое право регулирует исключительно денежные отношения – отношения по аккумулированию, распределению и использованию публичных денежных средств. Характерная черта этих отношений: в них всегда участвует хотя бы один публичный субъект (государство, государственный орган, муниципальное образование, орган местного самоуправления) – в этом проявляется публичность этих отношений.
Перечень органов:
казначейство, Счётная палата, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет).
Финансовая система – это система различных финансовых фондов и взаимосвязанных с ними отношений.
Среди фондов выделяются:
1) централизованные фонды (бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований)
2) децентрализованные фонды (фонды государственных и муниципальных учреждений, фонды казённых предприятий, фонды унитарных предприятий)
3) особое место занимает система внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования) – эти фонды находятся в федеральной собственности, но имеют особый правовой режим, они обособлены от бюджета.
Финансовое право как правовое образование имеет сложную структуру:
финансовое право
общая часть
Рассматриваются вопросы
предмета ФП, понятие финансового
законодательства, субъекты ФП, финансовый
контроль.
особенная часть
Бесспорно включает в себя:
основ денежного обращения (эмиссионное право)
По мнению некоторых учёных сюда следует относить также:
внебюджетных фондов
государственных доходов и расходов.
Различные подходы связаны с тем, что финансовое право как правовое образование обладает серьёзной спецификой.
Является ли ФП отраслью права? Существует несколько точек зрения:
1) ФП – это отрасль права
2) ФП – это система (семья), объединяющая несколько отраслей права
3) ФП – это комплексная отрасль права.
В настоящее время нет единого правового акта, который регулировал бы все финансовые отношения. Более того, нет какого-либо единого акта, который бы устанавливал общие основы для правового регулирования всех финансовых отношений. Законодатель детально регламентирует лишь отдельные разновидности финансовых отношений (Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, закон «О валютном регулировании и валютном контроле», закон «Об обязательном пенсионном страховании»). Нет какой-либо единой системы нормативно закреплённых принципов финансового права, финансово-правовых понятий и категорий.
За рубежом по ФП читается курс «Публичные финансы», в рамках которого изучается правовая, экономическая и политическая проблематика финансов.
Налоговое право
Основные категории – налоги, сборы.
Нормативное закрепление – ст.57 Конституции РФ.
Налог
Признаки налога (ч.1 ст.8 Налогового кодекса):
и органов местного самоуправления.
Обязательность
Налог во всех его проявлениях
– это императивный институт. Обязательность
его уплаты следует из закона, не
зависит от воли плательщика, возникает
при наличии экономических
Индивидуальная безвозмездность
Налоговые отношения – это безэквивалентные отношения; предполагают передачу денежных средств от плательщика, который не имеет право претендовать на какое-либо встречное предоставление.
Безвозвратность
С точки зрения экономики налоги могут быть и возвратны – в виде услуг, предоставляемых гражданам государством (ремонт дорог, коммунальное обслуживание и т.п.).
С правовой точки зрения налоги невозвратны.
Налог ограничивает право собственности физических лиц и организаций
Термин «собственность» употребляется в данном случае в широком смысле.
Налог ограничивает конституционное право собственника плательщика (например, право свободно распоряжаться полученными доходами, пока не будут выполнены налоговые обязательства).
Сбор
Сбор – это обязательный платёж.
По многим признакам сбор схож с налогом: является обязательным, безвозвратным, взимается с организаций и физических лиц.
Отличие: согласно п.2 ст.8 НК РФ уплата сбора является одним из условий совершения в пользу плательщика определённых юридически-значимых действий (предоставление специального права, выдача лицензии).
Например:
Основание уплаты – получение дохода. Уплата налога не связана с оказанием услуг со стороны гос. органов.
Уплата её является условием для рассмотрения судебного спора в органах правосудия.
При уплате налогов и сборов гражданско-правовые отношения не возникают!
Но в связи с уплатой сбора в отношении плательщика совершаются определённые юридически значимые действия (например, приём заявления в суд, назначение даты рассмотрения дела и т.п.). Например, лицензионный сбор (выдаётся лицензия).
Иногда говорят о возмезности сборов. Нет возмездности в гражданско-правовом смысле. Сбор – это не плата за гос. услуги, а лишь условие их оказания. Это проявляется в частности в том, что размер сбора может не соответствовать объёму предоставляемых услуг (например, размер гос. пошлины при обращении в суд – это не сумма, которая будет затрачены на производство по делу, а лишь условие начала этого производства).
Сбор не обязательно преследует фискальную цель, размер сбора может устанавливаться и исходя из иных соображений (например: с одной стороны – обеспечить серьёзность намерений истца, и с другой стороны – обеспечить доступность рассмотрения споров в судебном порядке).
Основная фискальная цель налога – формирование дохода бюджета.
Налоги и сборы выступают как два основных института, которые обеспечивают в рамках финансового права формирование государственных и муниципальных доходов.
В налоговом праве возможны и иные понятия для обозначения обязательных платежей. Например, пошлина. Термин «пошлина» сам по себе не несёт правовой нагрузки. Чтобы определить, что такое пошлина, нужно сопоставить это понятие с понятиями ст.8 НК РФ. Гос. пошлина по сути своей является сбором. Таможенная пошлина – по сути своей есть налог. Т.е. из содержания платежа выявляется, каким признакам он соответствует и определяется, налог это или сбор. Название платежа не имеет существенной роли для его классификации. Например, лесной доход – это налог.
Предмет налогового права
Согласно ст.2 НК РФ налоговое право регулирует 5 основных групп налоговых отношений:
В НК РФ нет общего определения налоговых отношений. Предмет налогового права очерчен путём перечисления составляющих его отношений.
Налоговые отношения – это властно-имущественные отношения по распределению бремени публичных расходов между гражданами и их объединениями.
Отношения по установлению и введению налогов и сборов
По существу речь идёт об отношениях, связанных с введением в действие законодательных актов, регламентирующих взимание налогов и сборов. Ст.12 НК РФ. Налоговое право регулирует не все аспекты этих отношений, этот вопрос также регулируется конституционным правом.
Отношения по взиманию налогов и сборов
Понятие «взимание» использовано в широком смысле: имеется в виду не только принудительное взимание, но и отношения по добровольной уплате налогов и сборов.
Сюда входят отношения по изменению сроков уплаты налогов и сборов, зачёт и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, отношения по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и т.п.
Отношения по осуществлению налогового контроля
Законодатель ограничил круг этих отношений путём установления перечня субъектов (ст.30 НК РФ): налоговыми органами в РФ являются Министерство по налогам и сборам и его территориальные подразделения. Некоторыми полномочиями обладают таможенные органы и органы гос. внебюджетных фондов.
Отношения по привлечению к налоговой ответственности
Налоговое право регламентирует не все отношения в этой сфере, а лишь часть их, которая связана с привлечением нарушителя за совершение налоговых правонарушений к налоговой ответственности (гл.15, 16, 18 НК РФ – дан перечень налоговых правонарушений и ответственность за их совершение).
Отношения по обжалованию действий и решений налоговых органов
В законе лишь в общем виде намечается регулирование этих отношений. Детально оно рассматривается в гражданском и арбитражном процессах. Гл.19, 20 НК РФ устанавливают основы регулирования отношений по обжалованию действий и решений налоговых органов, не раскрывая подробно процедуру. НК РФ регулирует лишь отношения по обжалованию действий и решений Министерства РФ по налогам и сборам.
Источники налогового права
Налоговое право как любая отрасль права подчинено стандартной иерархии источников:
1) конституция
2) система международных договоров
3) законы
4) подзаконные акты.
Специфика
В налоговом праве чрезвычайно ограничено влияние подзаконных актов как источников налогового права. Исполнительная ветвь власти обладает ограниченными полномочиями в области налогового законодательства.
Согласно ст.1 НК РФ понятие законодательства о налогах и сборах охватывает:
Акт представительного органа местного самоуправления не может быть законом, но в целях удобства воспринимается таковым.
президента).
Ст.4 НК оговаривает право
этих органов принимать налогово-
1) такие нормотворческие полномочия исполнительной власти могут реализовываться в тех случаях, когда представительные органы власти делегируют им это право
2) в области заполнения пробелов (когда НП ещё не регулирует какие-либо отношения, а потребность в регулировании уже существует)
3) пояснение и толкование.
Есть область налоговых
отношений, где в принципе недопустимо
использование актов
Информация о работе Понятие финансового права, содержание, специфика