Развитие финансовой системы Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 02:46, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня японская экономика переживает сложный период своего существования: страдает от чрезмерно жестокой монетарной политики, строго контролируется и лишь иногда открывается новым участникам. Почти депрессивное состояние японской экономики с начала 90-х годов XXI века не оказывает существенного влияния на конъюнктуры, поскольку эта страна все еще остается достаточно закрытой: только 10% ее огромного внутреннего спроса покрывается импортом.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..3
1. Финансовая система ……………………………………………….…......4
1.1Структура финансовой системы…………………………………...…4
1.2Бюджет страны…………………………………………………..…….8
1.2.1Бюджетное устройство………………………………...…….8
1.2.2 Бюджетный процесс…………………………………...……9
1.2.3 Доходы бюджета……………………………………...……11
1.2.4 Расходы бюджета……………………………………..……13
1.3 Налоги формирующие бюджет страны…………………...…….…15
1.4 Внебюджетные фонды………………………………………...……16
1.5 Финансы госпредприятий………………………...…………..….…17
1.6 Финансовый капитал………………………………………..…...….18
2. Бюджетная система …………………………………………….…….…21
3. Денежная система и денежный оборот……………………….........…..21
4. Кредитная система страны………………………………………...……25
Заключение………………………………………………………...….…

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуальная работа по ФСЗС 1.docx

— 60.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ГВУЗ « КИЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 им. ВАДИМА ГЕТЬМАНА»

 

 

Кафедра международной экономики

 

 

Индивидуальная  работа №1

По дисциплине: «Финансовые  системы зарубежных стран»

 

на тему: Развитие финансовой системы Японии

 

 

 

 

Подготовила

студентка МЭ-42-09

Антонова Анна Александровна

Преподаватель

Гафарова Каринэ Эдемовна

 

 

 

Симферополь 2012

Содержание

 

Содержание………………………………………………………. …..…..2

Введение……………………………………………………………….…..3

  1. Финансовая система ……………………………………………….…......4

1.1Структура финансовой  системы…………………………………...…4

1.2Бюджет страны…………………………………………………..…….8

    1.2.1Бюджетное устройство………………………………...…….8

     1.2.2 Бюджетный процесс…………………………………...……9

  1.2.3 Доходы бюджета……………………………………...……11

      1.2.4 Расходы бюджета……………………………………..……13

1.3  Налоги формирующие бюджет страны…………………...…….…15

1.4  Внебюджетные фонды………………………………………...……16

1.5  Финансы госпредприятий………………………...…………..….…17

1.6  Финансовый капитал………………………………………..…...….18

  1. Бюджетная система …………………………………………….…….…21
  2. Денежная система и денежный оборот……………………….........…..21
  3. Кредитная система страны………………………………………...……25

Заключение………………………………………………………...….…31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель  работы – анализ финансовой системы Японии, исследование динамики ее развития, определение позиции страны в системе мирового финансового рынка, особенностей развития отдельных звеньев финансовой и кредитной системы страны.

Сегодня японская экономика переживает сложный период своего существования: страдает от чрезмерно жестокой монетарной политики, строго контролируется и лишь иногда открывается новым участникам. Почти депрессивное состояние японской экономики с начала 90-х годов XXI века не оказывает существенного влияния на конъюнктуры, поскольку эта страна все еще остается достаточно закрытой: только 10% ее огромного внутреннего спроса покрывается импортом.

Другое дело влияние банковской системы Японии на мировую экономику. Роль японских финансовых институтов в мировой экономике весьма значительна: 9 из 10 крупнейших по активам банков мира - японские. Размер японских финансовых институтов такой, что банкротство лишь одного из них может дестабилизировать всю мировую финансовую систему. Золотовалютные запасы страны превышают 130 млрд дол. .

В чем причины значительного  снижения темпов экономического роста за последние 20 лет после феноменального периода «экономической чуда»? Подобно ряду других стран (Швеция, США, Великобритания), Япония, попала в ловушку чрезмерного государственного вмешательства в экономику, вовремя не скорректировала экономическую политику в сторону либерализма, большей поддержки рынка и частного предпринимательства. Непосильное бремя государства, ограничения производителей и конкуренции, бюрократизация чиновнического аппарата, монополизм в ряде отраслей привели к росту издержек производства, ухудшению позиций страны в современной мировой экономике.

Финансовая  система Японии.

Финансовая система - форма  организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

Структура финансовой системы:

В финансовую систему страны входят :

  1. государственный бюджет
  2. бюджет местных органов власти
  3. специальные фонды
  4. финансы государственных предприятий.

Первым звеном  бюджетной  и финансовой системы является государственный  бюджет. Государственный бюджет представляет собой детализированный учет платежей, полученных от правительства (налоги и другие сборы) и государственные выплаты(закупки и трансфертные платежи).Бюджетный дефицит возникает, когда правительство тратит больше денег, чем принимает в бюджете.

Дефицит государственного бюджета  Японии достиг 9,7 процента от валового внутреннего продукта страны в 2011 году. Исторически сложилось, что с 1960 до 2011 года, дефицит государственного бюджета в среднем был 2,66 процента ВВП, достиг рекордного уровня 2,58 процента ВВП в декабре 1961 года и рекордно низкого уровня 10,5 процента ВВП в  декабре 2009 года.

Вторым звеном бюджетной  и финансовой системы Японии являются бюджеты местных органов власти (префектур). В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых  имеет самостоятельный бюджет.  
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений. В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части (около 40%), что является принципиальной особенностью бюджетной системы страны. Отчисления от общегосударственных налогов составляют 17% от доходной части. Главной статьей неналоговых доходов префектур являются дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий (около 13%). Остальные неналоговые поступления составляют 30% доходной части местных бюджетов.

За счет средств местных  органов власти в Японии финансируется  развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией  последствий стихийных бедствий. Кроме того, через местные бюджеты  проводятся расходы на подготовку рабочей  силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных  средств расходуется на содержание местных органов власти, в том  числе полиции, органов суда и  прокуратуры.

Местные бюджета в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем  исключения из общего баланса остатка  финансовых ресурсов предыдущего года. Необходимо отметить, что удельный вес расходов местных органов  власти в ВВП значительно больше удельного веса в ВВП расходов центрального правительства.  
Третьим структурным элементом финансовой системы Японии являются специальные фонды. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

С середины 80-х годов в  Японии осуществляется постепенное  реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая  пенсия), которая охватывает все  население, и пенсий, выплачиваемых  наемным работникам. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций. Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тысяч иен (примерно 600 долларов). Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и женю плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1994 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов.

Финансы государственных  предприятий, как звено финансовой системы Японии имеют свои специфические особенности. В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

В государственном секторе экономики Японии в 2003 г. на уровне центрального правительства насчитывалось 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической  информации, японский фонд культурного  обмена. Во многих акционерных компаниях  и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства  в их капитале составляет 38,3%.

В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые  строительством и эксплуатацией  муниципального жилья, платных автомобильных  дорог, портовых сооружений, крытых рынков.  
Среди главных функций государственных предприятий отсутствует функция участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы. В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Главная особенность регулирования  государственных предприятий в  Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев. У казенных предприятий есть общий  верховный хозяин - парламент. Он принимает  решения по планам и исполнению специальных  счетов центрального бюджета, в которые  оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы  развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у монетного двора, издательства и спиртовой монополии - министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс - министерство связи и т.д. Кроме  того, министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов. При  изменении отпускных цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое  отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция проверяет периодически состояние дел на предприятиях. На местном уровне действует подобная модель управления финансами государственных  предприятий.

Бюджет  страны: бюджетное устройство, бюджетный  процесс, доходы и расходы бюджета

Бюджетное устройство - представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Доходы и расходы бюджета  имеют определенное группирование, которое содержит разделы, статьи и  параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Характерной чертой бюджета Японии является то, что не использованные средства переходят на следующий  бюджетный год. 
Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Среди налоговых поступлений:

  • 40% составляет подоходный налог с физических лиц,
  • 30% - налог на прибыль юридических лиц (на прибыль компаний)
  • 30% - косвенные налоги (взимаемые с продажи алкогольных напитков, сигарет, предметов роскоши).

По сравнению с другими  странами доля неналоговых поступлений  в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных  участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и  т.п.

 Особенность Японии  заключается в том, что показатель  удельного веса государственных расходов в ВВП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран . 
Реализация государственного бюджета осуществляется в "трех основных формах:

  • прямые выплаты (в основном на содержание административного аппарата),
  • расход средств на спецсчета (пенсионное обеспечение, социальное страхование, общественные работы, оборона)
  • финансовая помощь местным администрациям

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, составление отчета об исполнении бюджета.

Бюджетный процесс в Японии включает в себя четыре основные стадии:

  1. подготовка проекта бюджета,
  2. рассмотрение и утверждение,
  3. исполнение бюджета,
  4. составление отчета об исполнении бюджета.

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. 
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

Информация о работе Развитие финансовой системы Японии