Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в экономике и пути сокращения дефицита. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: -дано определение Федерального бюджета, его сущность и выделены основные функции, выполняемые бюджетом; -рассмотрены состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета; - рассмотрены принципы исполнения бюджета; -дана общая характеристика Федерального бюджета; -проанализирован состав и структура федерального бюджета на 2008- 2010 г.г. , то есть рассмотрены его доходы и расходы;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 88.29 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В любой стране государственный  бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т.е. через  бюджет осуществляются постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства  на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным  органом власти- Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается  и утверждается Федеральным Собранием  РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности  и частично доходы населения. Они  направляются на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом  развитии Российской Федерации, в экономике  и пути сокращения дефицита.

Можно выделить задачи данной работы:

- дать определение Федерального  бюджета, сущность и выделить  основные функции, выполняемые  бюджетом;

- рассмотреть состав и  структуру доходов и расходов  Федерального бюджета;

- рассмотреть принципы  исполнения бюджета ;

- дать общую характеристику  Федерального бюджета;

-проанализировать состав  и структуру федерального бюджета  на 2008 и 2010 , то есть рассмотреть  его доходы и расходы;

- рассмотреть проблемы  формирования и использования  нефтегазовых доходов Федерального  бюджета;

- выявить пути укрепления  доходной базы Федерального бюджета

 

 

1 Социально-экономическая  сущность и роль бюджета

 

 

    1. Формирование бюджета и его функции

 

Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих  доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается  высшими законодательными органами.

В статье 16 БКРФ дается следующее  определение Федерального бюджета - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей и финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В  конституции РФ зафиксировано, что  в ведении Российской Федерации  находится федеральный бюджет, федеральный  налоги и сборы и т.д.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения ВВП и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высокоспециализированных специалистов.

Средства федерального бюджета  – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий 

военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный  бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения всех этих задач  федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется  за счет федеральных налогов и  неналоговых доходов.

Бюджет выполняет ряд  функций:

1.Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда - Данную функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране.

2.Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда - так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП страны. При этом государство осуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства, экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельных хозяйствующих субъектов с целью соблюдения определенных макроэкономических пропорций. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

  • образование доходов бюджета;
  • использование бюджетных средств (расходы бюджета).

3.Контрольная – с помощью данной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.

4. Регулирующая – означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном – бюджет.

Кроме четырех функций, которые  являются основными, бюджет может выполнять  симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета.

 

    1. Бюджетное устройство и бюджетная система

 

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

  Основы бюджетного  устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

    Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система.

    Бюджетная система  – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Схема бюджетной системы Российской Федерации приведена на рис. 1.

 

Рис. 1. Бюджетная  система РФ


 

Построение бюджетной  системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1.Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2.Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3.Местных бюджетов.

 В настоящее время  бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетом, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Существуют принципы функционирования бюджетной системы.

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • общее покрытие расходов бюджета;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

    1. Принцип единства  бюджетной системы – это единство  правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

    2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    3. Важнейшим является  принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

  • право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

    4. Принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

    5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    6. Принцип эффективности  и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

    7. Принцип общего  покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Информация о работе Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ