Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование сущности внутреннего государственного долга России, его основных показателей структуры и динамики, механизма самовоспроизводства и его влияния на экономику страны, определение методов оптимизации и рассмотрение тенденции его развития.
Введение……………………………………..…………………………………..
3
1 Теоретические основы внутреннего государственного долга..........
6
1.1 Понятие и виды государственного долга…………...................................
9
1.2 Особенности категорий внутреннего государственного долга…………
13
2 Система управления внутренним государственным долгом в РФ...
18
2.1 Структура государственного внутреннего долга РФ
18
2.2 Управление государственным внутренним долгом РФ……………...
24
3 Тенденции развития государственного внутреннего долга РФ …...
29
3.1 Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики РФ……………………………………………...
29
3.2 Приоритеты и инструменты внутренней долговой политики РФ…...
36
Заключение…………………………….…….……………………………..........
45
Список использованных источников..........……………………………............
48
Содержание
Введение……………………………………..……………… |
3 |
1 Теоретические основы внутреннего государственного долга.......... |
6 |
1.1 Понятие и виды государственного долга…………..................... |
9 |
1.2 Особенности категорий внутреннего государственного долга………… |
13 |
2 Система управления внутренним государственным долгом в РФ... |
18 |
2.1 Структура государственного внутреннего долга РФ |
18 |
2.2 Управление государственным внутренним долгом РФ……………... |
24 |
3 Тенденции развития государственного внутреннего долга РФ …... |
29 |
3.1 Основные факторы,
определяющие характер и |
29 |
3.2 Приоритеты и инструменты внутр |
36 |
Заключение…………………………….…….…………… |
45 |
Список использованных источников..........………………………… |
48 |
Введение
Для большинства стран с рыночной экономикой характерен бюджетный дефицит, поэтому государственный долг существует во многих странах. В мире нет ни одного государства, которое не сталкивалась бы с проблемой государственного долга. Государственный долг играет важную роль в международных отношениях, так как значительные масштабы задолженности страны влияют на её платёжеспособность, имидж среди международных финансовых организаций, кредитный рейтинг.
Бюджетная, долговая и валютная политика любого государства неразрывно связаны между собой. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Государственный долг влияет на экономический рост страны, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости населения, объема инвестиций в экономику в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рынок государственного долга важен и для банковской системы, так как является инструментом денежно-кредитной политики. Чрезмерный рост государственного долга несёт в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
Актуальность темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что Россия на протяжении посткризисного периода живёт при дефицитном бюджете, активно занимает деньги и наращивает государственный долг. Проблема государственных заимствований остаётся одной и острейших проблем в российской экономике на сегодняшний день. Являясь своеобразным индикатором, чутко реагирующим на любые изменения в стране и оказывающим как положительное, так и отрицательное влияние на социально-экономическое развитие государства, государственный долг представляет интерес, так как не существует единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику Российской Федерации, нет единых предложений и мнений по оптимизации величины внутренней и внешней задолженности, а несогласованность оценок и экономических воззрений экспертов позволяет разрабатывать новые предложения и рекомендации по совершенствованию управлением государственным долгом.
Целью курсовой работы
В соответствии с поставленной целью для решения выдвигаются следующие задачи:
Объектом исследования является роль и значение внутреннего государственного долга в экономике Российской Федерации.
Предметом исследования являются экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного внутреннего долга России.
Работа состоит из трех глав. В первой - раскрывается основная предпосылка возникновения внутреннего государственного долга, даются определение, основные характеристики видов госдолга и особенности его категорий. Во второй главе раскрывается система управления внутренним государственным долгом. Третья глава отражает современное состояние внутреннего государственного долга РФ и приводит пути возможного развития и реформирования.
Работа имеет введение
и заключение, а также список использованной
литературы. Для написания работы были
изучены нормативные источники (Бюджетный
кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые
акты, регулирующие отношения государственных
заимствований и государственных задолженности),
учебные пособия по экономике и теории
финансов известных экономистов (Алёхина
Б.И., Воронина Ю., Кабашкина В., Килячкова
А.А., Чалдаева Л.А. и др.), публикации в периодических
изданиях («Московские новости»), интернет-источники
(Новости рынка ГКО-ОФЗ-ОБР, 2011, http://www.rosevrobank.ru/
Глава 1. Теоретические основы внутреннего государственного долга
1.1 Бюджетный дефицит как предпосылка возникновения внутреннего государственного долга
Общие принципы бюджетного законодательства и бюджетной политики закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011), который является федеральной кодификацией. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит или излишек, а превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление. Его финансирование (покрытие) на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, а с помощью заимствований - к росту государственного долга. В мировой практике для погашения бюджетного дефицита в условиях сдерживания инфляции более широко используются заимствования. Итак, важнейшей причиной развития государственных заимствований является дефицитность бюджета.
Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.1 Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаемый законом соответствующего субъекта о бюджете на год, не может превышать 15% объёма бюджетных долгов без учёта финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объёма его доходов без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.2
Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество и природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики.
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики для стран с развивающейся экономикой, с устойчивыми и эффективными международными связями. Дефицит такого рода не страшен только в том случае, когда сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг на покрытие дефицита, не ложится тяжким грузом на экономику страны и на налогоплательщиков в частности, и государственный долг не ведёт к сокращению социальных программ.
Дефицит бюджета может возникнуть, как упоминалось выше, в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно.
Причина бюджетного дефицита может крыться и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень таких расходов непроизводственного характера, как военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и прочее, может приводить к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета, на наш взгляд, оказывают и инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Бюджетный дефицит может отражать и кризисные явления экономики, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительств держать под контролем финансовую ситуацию в стране из-за отсутствия программ по снижению госдолга и плана реформирования экономики, из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики и снижение эффективности производства. Сегодня, в общем, это и является основной причиной возникновения дефицита бюджета для стран всего мира. Такой дефицит является чрезвычайно тревожным явлением, требующим принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Но, на сегодняшний день, когда во многих странах (США, Греция, Португалия, Италия, Испания) произошёл переход от экономического кризиса к бюджетному, а от бюджетного к политическому, наблюдаются превышение допустимых пределов бюджетного дефицита во много десятков раз.3 Проблемой становится продолжительно-значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.
Выше упоминалось, что бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг. Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания законодательно закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Государственный долг - это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.4 Другими словами - это обязательства, возникающие из государственных заимствований для покрытия бюджетного дефицита, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.
В зависимости от заёмщика государственный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.
Существуют несколько
оснований возникновения
Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
Предоставление
Информация о работе Система управления внутренним государственным долгом в РФ