Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 18:38, дипломная работа

Краткое описание

В настоящий момент развитие российского рынка товаров и услуг привело к усилению конкуренции и серьезной борьбе за каждого клиента. Продавцам все чаще приходится привлекать покупателей снижением цены на товар, скидками, бесплатной доставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими льготными условиями. В стандартную практику взаимоотношений входит и отсрочка платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Однако этот широко распространённый способ работы с покупателями имеет и свои недостатки. Предложив отсрочку платежа, предприятие фактически оказывается кредитором покупателя, что непременно сказывается на кассовых разрывах и нехватке оборотных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ФАКТОРИНГА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
.1 Понятие, основные виды и функции факторинга. История развития факторинга в России и его современная практика
.2 Зарубежный рынок факторинга
.3 Налогообложение факторинговых операций
. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»
.1 Общая характеристика "Национальная Факторинговая Kомпания" (ЗАО)
.2 Анализ финансовой деятельности "Национальная Факторинговая Kомпания" (ЗАО)
. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»
.1 Расчёт показателей российского рынка факторинга
.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Банка «Национальная факторинговая компания»
.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
.4 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках.docx

— 130.93 Кб (Скачать файл)

 
Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  РЫНКА ФАКТОРИНГА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

.1 Понятие, основные виды  и функции факторинга. История  развития факторинга в России  и его современная практика

.2 Зарубежный рынок факторинга

.3 Налогообложение факторинговых  операций

. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ  ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»

.1 Общая характеристика "Национальная  Факторинговая Kомпания" (ЗАО)

.2 Анализ финансовой деятельности "Национальная Факторинговая  Kомпания" (ЗАО)

. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ  ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»

.1 Расчёт показателей российского  рынка факторинга

.2 Мероприятия по совершенствованию  деятельности Банка «Национальная  факторинговая компания»

.3 Оценка эффективности  предлагаемых мероприятий

.4 Пути совершенствования  и перспективы развития факторинга  в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящий момент развитие российского рынка товаров и  услуг привело к усилению конкуренции  и серьезной борьбе за каждого  клиента. Продавцам все чаще приходится привлекать покупателей снижением  цены на товар, скидками, бесплатной доставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими  льготными условиями. В стандартную  практику взаимоотношений входит и  отсрочка платежа за продаваемый  товар и оказываемые услуги. Однако этот широко распространённый способ работы с покупателями имеет и  свои недостатки. Предложив отсрочку платежа, предприятие фактически оказывается  кредитором покупателя, что непременно сказывается на кассовых разрывах и  нехватке оборотных средств. А при  неоплате товара покупателем в срок, под угрозу становятся дальнейшие отношения  с партнёрами, а это может серьёзно отразиться бизнесе в целом. Появление  такого рода проблем и послужило  причиной возникновения факторинга.

Факторинг - это операция, в соответствии с которой Клиент передает Фактору дебиторскую задолженность (существующую и/или будущую), а Фактор по переданной дебиторской задолженности  оказывает Клиенту услуги, такие  как управление дебиторской задолженностью с предоставлением информационного  обслуживания Клиента, финансирование, защита от риска неплатежа.

В соответствии с ныне действующим  законодательством факторинговые  услуги в России могут оказывать  только банки и факторинговые  компании, имеющие соответствующую  лицензию. Правда, порядок получения  такой лицензии в настоящий момент так и не определен. Суть факторинга заключается в предоставлении банком трех видов сервиса торговым, производственным и сервисным компаниям (далее  по тексту - «поставщикам»): финансирование оборотных средств, покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний и административное управление дебиторской задолженностью.

Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор) - комиссионер, агент, посредник. В рамках функции  финансирования факторинг гарантирует  бесперебойное обеспечение торгующей  компании (поставщика) оборотными средствами сразу после поставки (на момент передачи поставщиком финансовому  агенту необходимых документов, подтверждающих отгрузку или передачу товара покупателю). В соответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между  банком (финансовым агентом) и поставщиком, руководствуясь 24 и 43 главой Гражданского кодекса РФ, поставщик (клиент) уступает банку (финансовому агенту) право  денежного требования по своим поставкам  в адрес оговоренного ряда покупателей, а банк обязуется финансировать  поставщика. [1]

Факторинг имеет ряд преимуществ  по сравнению с традиционными  видами кредита:

·позволяет оперативно привлекать дополнительные оборотные средства;

·не нуждается в обеспечении (залоге);

·является возобновляемым финансированием;

·требует оплаты только за период фактического финансирования;

·не устанавливает фиксированной  даты погашения финансирования;

·предоставление услуги в  значительно меньшей степени  зависит от финансового состояния  Поставщика;

·расходы по факторингу в  полной мере относятся на себестоимость.

Сегодня ряд крупных и  средних российских банков, уже ведут  серьёзную работу в сфере факторингового обслуживания предприятий. Условия, которые  предлагают эти банки, имеют некоторые  различия но, в целом, вполне приемлемы  для поставщиков. Комиссия за факторинговое  обслуживание в разных банках составляет от 0,1% до 0,5% в день от суммы финансирования. Практически все банки-факторы  взимают сбор за обработку документов (накладные, счета-фактуры и т.д.). Расчеты с покупателями, как правило, предусматривают отсрочку платежа  за поставленный товар от 15 до 60 дней. Размер суммы финансирования поставщика колеблется от 50% до 90% от суммы поставки. В некоторых случаях сумма  финансирования может увеличиваться/уменьшаться  в зависимости от сроков и условий  по оплате товара. В рамках факторингового обслуживания, помимо финансирования поставок, банк может оказывать такие  услуги, как:

·управление дебиторской  задолженностью и контроль платежной  дисциплины покупателей;

·предоставление подробных  отчетов поставщику;

·информационно-аналитическое  обеспечение.

Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в том, что факторинг, являющийся одним из основных элементов эффективной  финансовой политики предприятия, - это  универсальный комплекс услуг, который  жизненно необходим при поставке товаров с отсрочкой платежа. На сегодняшний день российский рынок  требует широкой продажи товаров  и услуг в кредит, а финансовые и организационные возможности  поставщиков не всегда позволяют  его предоставлять.

Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг, на основе всестороннего  изучения теоретических разработок, учебных пособий, периодических  изданий, постановлений, указов, а также  аналитического материала международных  ассоциаций и практического материала  Банка «Национальная факторинговая  компания» (Закрытое акционерное общество).

Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

1)рассмотрение предпосылок  возникновения факторинга как  самостоятельной отрасли финансовых  услуг;

2)определение сущности  и особенностей факторинга;

)проведение обзора существующих  видов факторинговых операций  с точки зрения многообразия  форм обслуживания, выработанных  мировой практикой для полного  удовлетворения потребностей хозяйствующих  субъектов;

)исследование развития  факторинговых операций в России;

)рассмотрение правовой  базы факторинга;

)изучение основных проблем,  возникающих при проведении факторинговых  операций;

)анализ перспектив развития  рынка факторинговых услуг в  России;

)финансово-экономический  анализ деятельности Банка НФК;

)разработка мероприятий  по совершенствованию деятельности  Банка НФК.

Излагаемые в данной работе идеи и выводы выработаны на основе практической деятельности в Банке  «Национальная факторинговая компания» (Закрытое акционерное общество).

 

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  РЫНКА ФАКТОРИНГА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

1.1Понятие, основные виды  и функции факторинга. История  развития факторинга в России  и его современная практика

факторинг коммерческий банк российский

История развития факторинга в России и его современная  практика

Факторинг - это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его  отдельные черты можно найти  и в Римской Империи, и в  эпоху царя Хаммурали, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его  в своей деятельности.

Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает «тот, кто делает». Факторинг начал активно развиваться  в Англии в XIV веке, что было непосредственно  связано с развитием текстильной  промышленности. В то время рынки  сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связывающего звена между производственными  предприятиями и конечными покупателями продукции. Перед фактором, знавшим  товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товаров, а также  последующего инкассирования торговой выручки.

Основное отличие между  факторингом того времени и сегодняшним  заключается лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибутора товаров.

Большое количество факторинговых  компаний возникло в конце XIX века в  США. Они являлись агентами «делькредере»  немецких и английских поставщиков  одежды и текстиля, а в силу больших  расстояний между населенными пунктами в Америке и различиях в  законодательствах разных штатов предоставляли  услуги местным производителям. Делькредере  гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска  неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным  услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.

В Европе факторинг получил  развитие, начиная с 50-х годов XX века. Именно в этот период предприятия  стали все активнее применять  рассрочку платежа при поставках  товаров своим контрагентам. Такая  практика была обусловлена двумя  основными причинами. С одной  стороны, постепенно по ряду товарных групп начал формироваться устойчивый «рынок покупателя», где покупатели стали определять основные условия  торговых сделок, настаивая на использовании  рассрочки платежа. С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств  и предпочитали сначала продать  товар конечному потребителю (или  превратить закупленную продукцию  в конечный продукт), а затем уже  расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что  связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер (т.е. каждый раз при возникновении потребностей в дополнительных заемных средствах  нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно.

При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и  часто были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг  явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность  в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять  своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о  собственной ликвидности. Рос спрос  на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами  росло финансирование поставщиков.

Начиная примерно с середины 80-х годов, факторинговая индустрия  демонстрировала самые высокие  темпы роста в финансовом секторе  мировой экономики. Объем переуступленной  дебиторской задолженности в 1998 году составил 456 млрд. евро, к 2003 году он уже достиг 760 млрд. евро, таким образом, рост составил более 160%. На сегодняшний  день на рынке работают около тысячи компаний, расположенных в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии  и Африке. Крупнейшим рынком роста  является Европа, на которую приходится 71 % факторингового оборота, за ней следует  Америка (14%) и Азия (14%).

Страны Восточной Европы за 1998-2003 гг. показали феноменальные  темпы роста (434%), при этом необходимо учитывать крайне малые объемы факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода. В условиях недостаточной развитости экономических  и правовых систем факторинг получил ряд преимуществ. Во-первых, для нормального функционирования факторингу не нужен хорошо работающий закон, защищающий права кредиторов. Права собственности на денежные требования при их переуступке полностью переходят к факторинговой компании, и поэтому при банкротстве предприятия не могут рассматриваться в качестве активов компании, подлежащих изъятию для удовлетворения требований кредиторов. Во-вторых, в условиях информационной непрозрачности факторинговые компании фактически выполняют функции кредитных бюро, которые также не развиты в этих странах, предоставляя своим клиентам информацию о платежеспособности их покупателей.

С середины XX века начал развиваться  международный факторинг. В 1996 году появилась первая факторинговая  ассоциация - International Factors Group (IFG), которая  на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках ассоциации была разработана электронная  система передачи информации между  факторинговыми компаниями, которая  используется для очень быстрой  оценки кредитоспособности дебиторов  по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга  за состоянием поставок и платежной  дисциплиной покупателей.

В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала  крупнейшей в мире факторинговой  ассоциацией с 190 членами из более  чем 50 стран мира. В 2003 году на нее  приходилось 47,8% рынка внутреннего  факторинга и 63,9% рынка международного факторинга. Как и IFG, она разработала  свою систему передачи данных.

Рост объемов рынка  сопровождался и развитием законодательной  базы как на национальном, так и  на международном уровне. Основным документом, который содержит определение  понятия международного факторинга, является Конвенция УНИДРУА «О международном  факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring) [4]

января 2002 года Генеральная  Ассамблея ООН приняла резолюцию  № 56/81 о регулировании переуступки  дебиторской задолженности в  дебиторской торговле. Деятельность в рамках международного факторинга также регулируется «Правилами международной  факторинговой деятельности».

История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых  лишь 5 последних лет можно по настоящему считать годами развития рынка.

Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком  и Жилсоцбанком СССР в 1988 году. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и того продукта, который представляется на российском рынке сейчас. Факторинговым  отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причём, поставщику гарантировались платежи. Факторинговое  обслуживание носило характер разовых  сделок.

Информация о работе Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках