Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 02:19, реферат
Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины. В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.
Развитие производства бензинов связано со стремлением улучшить основное эксплуатационное свойство топлива - детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом.
Каталитический риформинг
Бензины являются одним из
основных видов горючего для двигателей
современной техники. Автомобильные
и мотоциклетные, лодочные и авиационные
поршневые двигатели потребляют
бензины. В настоящее время производство
бензинов является одним из главных
в нефтеперерабатывающей
Развитие производства бензинов
связано со стремлением улучшить
основное эксплуатационное свойство топлива
- детонационную стойкость
Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов - сырья для нефтехимического синтеза - и водородосодержащего газа - технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Каталитический риформинг является в настоящее время наиболее распространенным методом каталитического облагораживания прямогонных бензинов. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах.
Каталитический
риформинг — процесс, предназначенный
для повышения детонационной стойкости
бензинов и получения аренов, главным
образом бензола, толуола и ксилолов. Процесс
осуществляют при повышенной температуре
(около 500 °С) под давлением водорода (1,5—4
МПа) на бифункциональном катализаторе,
сочетающем кислотную и гидрирующе-дегидрирующую
функции. Кислотную функцию обычно выполняет
оксид алюминия, гидрирующе-дегидрирующую
— металлы VIII группы, главным образом
платина.
Химические основы процесса.
В основе каталитического
риформинга лежат три типа реакций:
1)ароматизация исходного сырья путем
дегидроциклизации алканов, дегидроизомеризации
алкилциклопентанов, дегидрирования циклогексанов;
2)изомеризация углеводородов;
3)гидрокрекинг.
Как и при каталитическом крекинге, осуществление
всех названных реакций риформинга ведет
к увеличению октанового числа бензина.
Использование бифункционального катализатора
значительно облегчает образование карбкатионов
в процессе риформинга по сравнению с
каталитическим крекингом, так как необходимые
для начала реакции алкены образуются
при частичном дегидрировании алканов
и циклоалканов на платиновом катализаторе.
Алкены далее протонизируются на кислотном
катализаторе и вступают во все реакции,
характерные для карбкатиоиов. Поэтому
скорость кислотно-каталитических реакций
в процессе риформинга выше, чем при каталитическом
крекинге.
Превращения алканов. при риформинге алканы
подвергаются изомеризации, дегидроциклизации
и гидрокрекингу.
Изомеризация алканов протекает по карбкатионному
механизму с образованием малоразветвленных
изомеров, наиболее термодинамически
стабильных в условиях риформинга. Скорость
изомеризации возрастает с увеличением
молекулярной массы алкана.
Дегидроциклизация — одна из важнейших
реакций риформинга, заключающаяся в превращении
алканов в арены.
Дегидроциклизация протекает с поглощением
теплоты (около 250 кДж/моль), поэтому константа
равновесия реакции возрастает с повышением
температуры. Давление сдвигает равновесие
реакции влево, т. е. в сторону гидрирования
аренов. Однако на практике для уменьшения
отложений кокса на катализаторе процесс
проводят под повышенным давлением водорода.
При температуре 500°С под давлением водорода
1,5— 1,7 МПа равновесная степень конверсии
н-гептана в толуол составляет 95 %.
Механизм ароматизации алканов окончательно
не ясен. Возможны следующие пути:
1.Дегидрирование алканов на платине до
триена с последующей циклизацией на платине
или оксиде алюминия.
2.Циклизация на платине через циклический
переходный комплекс.
3. Дегидрирование алканов в алкены на
платине и циклизация алкенов на оксиде
алюминия также с образованием пятичленного
цикла. Реакция протекает по согласованному
механизму, включающему протонирование
двойной связи кислотным центром и одновременный
отрыв протона от атома углерода в цепи.
Образовавшиеся пятичленные циклы изомеризуются
на кислотных центрах в шестичленные и
далее дегидрируются на металле в арены.
Экспериментальные данные свидетельствуют
о том, что ароматизация идет по всем рассмотренным
направлениям.
Если исходный алкан содержит менее шести
атомов углерода в основной цепи, то ароматизации
предшествует изомеризация алкана с удлинением
основной цепи. Скорость ароматизации
возрастает с увеличением длины цепи алкана.
Алканы, содержащие десять и более атомов
углерода, образуют арены с конденсированными
кольцами. Арены с достаточно длинными
боковыми цепями могут замыкать дополнительные
циклы.
В результате дегидроциклизации алканов
образуются гомологи бензола и нафталина
с максимальным содержанием метильных
заместителей в ядре, которое допускается
строением исходного алкана.
Гидрокрекинг алканов приводит к образованию
низкомолекулярных соединений.
Роль гидрокрекинга в процессе риформинга
не однозначна. С одной стороны, снижение
молекулярной массы алканов приводит
к увеличению октанового числа, а с другой
стороны, в результате гидрокрекинга образуется
значительное количество газообразных
продуктов, что снижает выход бензина.
Таким образом, роль гидрокрекинга должна
быть ограничена.
Для снижения роли гидрокрекинга процесс
целесообразно проводить при возможно
более низком давлении, что одновременно
ведет к увеличению равновесного выхода
аренов.
Превращения циклоалканов. В условиях
риформинга циклоалканы также подвергаются
изомеризации, дегидрированию до аренов
и гидрокрекингу.
Шестичленные циклоалканы изомеризуются
в пятичленные по карбкатионному механизму.
Хотя равновесие изомеризации, как и.при
каталитическом крекинге, почти нацело
смещено вправо, реакция обратима, так
как шестичленные циклоалканы в условиях
риформинга дегидрируются в арены, причем
равновесие сильно сдвинуто в сторону
аренов.
Избирательность превращения циклогексана
в метилциклопентан и бензол в конечном
счете определяется соотношением скоростей
реакций и зависит от активности компонентов
катализатора. Изомеризация протекает
на кислотных центрах по карбкатионному
механизму, поэтому при высокой кислотности
катализатора будет увеличиваться выход
метилциклопентана. Дегидрирование происходит
на металлическом компоненте катализатора,
и с увеличением активности металла будет
возрастать скорость образования бензола.
Адсорбция шестичленного циклоалкана
на металле может сопровождаться либо
одновременной диссоциацией шести связей
С—Н, либо последовательным быстрым отщеплением
атомов водорода.
Реакция эндотермична, поэтому с повышением
температуры равновесный выход аренов
увеличивается. Скорость дегидрирования
гомологов циклогексана выше, чем циклогексана.
гем-Замещенные циклогексаны ароматизируются
с отщеплением метильной группы или с
ее миграцией.
Бициклические щестичленные циклоалканы
дегидрируются так же легко, как моноциклические,
образуя производные наф
талина.
Гидрокрекинг шестичленных циклоалканов
происходит в незначительной степени
по схеме, описанной для алканов. В условиях
риформинга скорость дегидрирования шестичленных
циклоалканов в арены значительно выше
скорости других реакций (изомеризации
в пятичленные и гидрокрекинга). Поэтому
селективность превращения циклоалканов
в арены составляет практически 100 %.
Пятичленные замещенные циклоалканы в
условиях риформинга вступают в следующие
реакции:
1. Изомеризация по положению заместителей
(через промежуточные карбкатионы).
2. Дегидроизомеризация. Первая реакция
протекает на кислотных центрах катализатора,
вторая — на металлических. Выход бензола
возрастает с повышением температуры
и снижением давления. При температуре
500 °С снижение давления с 3,6 до 1,5 МПа приводит
к увеличению выхода бензола с 45 до 90 %
(масс). Дегидрирование циклопентана в
циклопентен и циклопентадиен практически
не идет, так как скорость этой реакции
значительно ниже скорости дегидроизомеризации.
Циклопентадиен прочно адсорбируется
на металле и отравляет катализатор.
3. Раскрытие кольца (гидрокрекинг). Относительная
скорость гидрогенолиза различных С—С-связей
зависит от строения исходного углеводорода,
свойств катализатора и условий реакции.
На свежем алюмоплатиновом катализаторе
гидрогенолиз идет на платине, и соотношение
продуктов по реакциям (1), (2) и (3) равно
2,4:2,1:1. В условиях процесса происходит
частичная дезактивация платины, и гидрогенолиз
далее протекает на кислотных центрах
по карбкатионному механизму.
Главным продуктом реакции становится
и-гексан.
Скорость реакции дегидроизомеризации
метилциклопентанов выше, чем изомеризации
и гидрокрекинга, поэтому выход бензола
при риформинге метилциклопентана достигает
60—70%.
Превращения аренов. Незамещенные соединения
в условиях процесса риформинга устойчивы.
Метилзамсщенные арены (толуол, ксилолы)
подвергаются диспропорционированию
или изомеризации по положению заместителей.
По современным представлениям, изомеризация
ксилолов протекает через образование
карбкатионов, обусловленное деформацией
п-электронного облака.
п-Электроны оказывают стабилизирующее
действие, и перегруппировки алкилароматических
карбкатионов происходят с меньшей скоростью,
чем алифатических. Алкиларены, содержащие
в боковой цепи 3 и более атомов углерода,
деалкилируются на кислотных центрах
по схеме, аналогичной каталитическому
крекингу, с последующим гидрированием
выделяющегося алкена на металле. В отличие
от каталитического крекинга, в условиях
риформинга на металлическом катализаторе
происходит также деалкилирование метилзамещенных
аренов. В результате образуются метан
и бензол.
Соединения, содержащие гетероатомы N,
S, О и металлы (Pb, As, Сu). ЭТИ соединения необратимо
сорбируются на платиновом катализаторе
и быстро отравляют его. Поэтому присутствие
гетероатомных соединений в сырье риформинга
нежелательно: содержание серы должно
быть не более 1 мг/кг; азота—до 0,5 мг/кг;
концентрация Pb, As, Си не должна превышать
нескольких миллиграммов на тонну. Для
удаления гетероорганических и металлорганических
соединений сырье риформинга предварительно
подвергают гидроочистке.
С наибольшей скоростью идут реакции дегидрирования
шестичленных циклоалканов в арены, изомеризации
н-алканов в изоалканы и метилциклопентанов
в циклогексаны. Наиболее медленно протекают
дегидроциклизация и гидрокрекинг алканов.
Коксообразование на катализаторе. Закоксовывание
катализатора снижает его активность.
Механизм образования кокса изучен недостаточно.
На платине при умеренных температурах
(<427°С) кокс образуется, по-видимому,
в результате диссоциативной адсорбции
углеводородов.
Поверхностные соединения обеднены водородом,
прочно удерживаются на поверхности и
находятся в квазиравновесии с газофазным
водородом. При более высокой температуре
(>477°С) и атмосферном давлении происходит
диссоциация связей С—С, и на поверхности
металла образуется углерод. Возможно.есть
образования углерода на катализаторе
в нормальных условиях риформинга не очевидна,
так как процесс осуществляется под давлением
водорода. Однако существование поверхностных
соединений в реальных условиях риформинга
доказано экспериментально.
Модифицированный оксид алюминия по характеру
действия аналогичен алюмосиликатному
катализатору каталитического крекинга,
хотя и обнаруживает меньшую, активность.
Коксообразование на кислотных центрах
катализатора риформинга, как и при крекинге,
протекает за счет полимеризации, перераспределения
водорода, циклизации, конденсации и других
реакций непредельных и ароматических
соединений. Образовавшийся кокс состоит
из полициклических ароматических колец,
связанных с алкеновыми и циклоалкановыми
фрагментами.
При всех отличиях механизма коксообразования
на платине и оксиде алюминия действие
их взаимосвязано: ненасыщенные углеводороды,
образующиеся на платине, служат источником
кокса на Аl2O3. Углеродистые отложения
с платины могут мигрировать на Аl2O3. С
другой стороны, продукты уплотнения,
в частности полициклические арены, образующиеся
на кислотных центрах, достаточно подвижны
и могут блокировать металлические центры
катализатора. Таким образом, на коксообразование
влияют обе функции катализатора. Степень
дезактивации катализатора зависит от
закоксованности как платины, так и Аl2O3,
так как важнейшие реакции риформинга
протекают по бифункциональному механизму.
Катализаторы процесса. Наиболее широкое
распространение получили бифункциональные
алюмоплатиновые катализаторы,, в которых
платина в тонкодисперсном состоянии
нанесена на оксид алюминия. Платина активна
в реакциях гидрирования и дегидрирования.
Она способствует образованию аренов
и гидрированию промежуточных алкенов.
Содержание платины в катализаторе составляет
обычно 0,3—0,65 %. Увеличение концентрации
платины повышает активность катализатора
и октановое число бензина. Однако чрезмерно
высокое содержание платины нежелательно,
так как при этом усиливается роль реакций
деметилирования аренов и расщепления
циклоалканов, уменьшающих выход бензина.
Основной причиной дезактивации катализатора
является его закоксовывание, поэтому
повышение стабильности достигается в
основном введением модифицирующих добавок,
влияющих на коксообразование.
Прогресс каталитического риформинга
в последние годы был связан с разработкой
платинорениевых катализаторов, содержащих
0,3—0,6 % платины и 0,3—0,4 % рения. Рений образует
сплав с платиной и препятствует ее дезактивации,
снижая коксообразование путем гидрирования
алкенов. Применение биметаллических
катализаторов позволило снизить давление
риформинга от 3,5 до 1,5—2,0 МПа и увеличить
выход бензина с октановым числом 95 пунктов
(по исследовательскому методу) примерно
на 6 %.
Дальнейшее совершенствование процесса
риформинга происходит путем создания
полиметаллических катализаторов, содержащих
кроме рения добавки иридия, германия,
олова, свинца и других металлов, а также
редкоземельных элементов— лантана, церия,
неодима. Действие иридия во многом аналогично
действию рения. Германий, олово, свинец
каталитически неактивны, их используют
для подавления активности катализатора
в реакциях гидрогенолиза (деметилирования
аренов, расщепления циклоалканов), т.
е. они играют роль селективного яда. Ранее
с той же целью производилось дозированное
отравление катализатора серой. Полиметаллические
катализаторы обладают стабильностью
биметаллических, но характеризуются
лучшей избирательностью и обеспечивают
более высокий выход бензина. Срок службы
полиметаллических катализаторов составляет
6—7 лет. Вместе с тем реализация преимуществ
полиметаллических катализаторов требует
более тщательной подготовки сырья (очистки
от ядов, осушки и пр.).
Кислотную функцию катализатора риформинга
выполняет оксид алюминия. Он определяет
активность катализатора в реакциях изомеризации,
гидрокрекинга и дегидроциклизации. Кислотность
поверхности Аl2O3 обусловлена как льюисовскими,
так и бренстедовскими центрами. Бренстедовская
кислотность определяется протонами хемосорбированной
воды или протоно-донорных ОН-групп. При
частичном удалении ОН-групп путем прокаливания
на поверхности остаются координационно-ненасыщенные
ионы А13+, которые являются кислотными
центрами Льюиса. Для усиления кислотности
в оксид алюминия вводят 0,5—2 % хлора. Хлор
замещает часть гидроксильных групп поверхности,
и катион А13+ оказывается связанным с двумя
различными анионами. При этом нарушается
электронная симметрия и происходит отток
электронов от связи О—Н, благодаря чему
повышается подвижность водорода. В процессе
работы часть хлора теряется, в основном,
за счет взаимодействия с влагой, содержащейся
в сырье. Поэтому одно из требований к
сырью риформинга — содержание воды не
более 10"~3 %. Для компенсации возможных
потерь хлора в сырье постоянно или периодически
вводят определенное количество органических
хлоридов (дихлорэтан, четыреххлористый
углерод или этилхлор.
При длительной эксплуатации катализатора
происходят спекание и укрупнедие кристаллов
платины от 5—7 до 20 нм. Одновременно снижается
и удельная поверхность носителя (Аl2O3)
от 120 до 83 м2/г, что уменьшает число активных
центров. Высокая дисперсность платины
поддерживается добавками хлора, образующего
комплексное соединение с платиной и оксидом
алюминия, а также некоторыми металлическими
промоторами. Разрабатывают катализаторы
менее требовательные к содержанию в сырье
серы, азота, воды, в которых платина введена
в цеолит. Регенерацию катализатора осуществляют
выжигом кокса с последующим окислительным
хлорированием.
Макрокинетика процесса. Характерной
особенностью всех модификаций риформинга
является то, что одна из его основных
стадий — ароматизация — эндотермична,
а другая — гидрокрекинг— экзотермична.
Результирующий эффект зависит от соотношения
удельных интенсивностей обеих этих стадий.
Повышение температуры способствует ускорению
реакций ароматизации и гидрокрекинга.
Выход аренов, а следовательно, октановое
число бензина при этом возрастают. Вместе
с тем в процессе гидрокрекинга образуется
много легких углеводородов, что приводит
к уменьшению выхода бензина. Кроме того,
из-за большого расхода водорода н реакциях
гидрокрекинга снижается содержание водорода
в циркулирующем газе, вследствие чего
ускоряется закоксовывание катализатора.
В результате наложения этих факторов
оптимальная температура проведения процесса
составляет 480—530 °С.
Основные реакции риформинга являются
типичными реакциями 1-го порядка. Математическое
описание риформинга на разных катализаторах
должно быть одним и тем же, но с различным
численным значением постоянных, присущих
каждому катализатору.
По данным работы промышленных установок
риформинга кажущаяся энергия активации
реакции ароматизации составляет 92—158,
а гидрокрекинга 117—220 кДж/моль.
С увеличением объемной скорости преобладающую
роль в процессе риформинга начинают играть
быстроидущие реакции дегидрирования
циклоалканов, гидрокрекинга тяжелых
алканов и изомеризации углеводородов.
Роль реакций дегидроциклизации алканов,
деалкилирования аренов и гидрокрекинга
легких углеводородов снижается. В результате
изменения соотношения между различными
реакциями выход бензина возрастает, но
его октановое число уменьшается.
В промышленных условиях объемную скорость
поддерживают на уровне 1—3 ч-1в зависимости
от состава сырья и на-значения процесса.
Бензины являются одним из основных
видов горючего для двигателей современной
техники. Автомобильные и мотоциклетные,
лодочные и авиационные поршневые
двигатели потребляют бензины. В
настоящее время производство бензинов
является одним из главных в
Развитие производства бензинов связано со стремлением улучшить основное эксплуатационное свойство топлива - детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом.
Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов - сырья для нефтехимического синтеза - и водородосодержащего газа - технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Каталитический риформинг является в настоящее время наиболее распространенным методом каталитического облагораживания прямогонных бензинов. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах.
1 Основные реакции
Бензиновые фракции разных нефтей отличаются по содержанию нормальных и разветвленных парафинов, пяти- и шестичленных нафтенов, а также ароматических углеводородов. Однако распределение углеводородов в каждой из этих групп в достаточной мере постоянно. За исключением бензинов нафтеновых нефтей, производство которых весьма ограниченно, среди парафинов значительно преобладают углеводороды нормального строения и монометилзамещенные структуры. Относительное содержание более разветвленных изопарафинов невелико. Нафтены представлены преимущественно гомологами циклопентана и циклогексаиа с одной или несколькими замещающими алкильными группами. Такой состав, при содержании 50-70% парафинов и 5-15% ароматических углеводородов в бензинах, обусловливает их низкую детонационную стойкость, показанную в таблице 1. Октановые числа бензиновых фракций, подвергаемых каталитическому риформингу, обычно не превышают 50.
Таблица 1 − Октановые числа углеводородов
Углеводород |
Октановые числа |
Углеводород |
Октановые числа | ||
м. м. |
н. м. |
м. м. |
н. м. | ||
н-Пентан |
61,9 |
61,7 |
4-Метилгептан |
33,0 |
26,7 |
Изопентан |
90,3 |
92,3 |
2,4-Диметилгексан |
69,9 |
65,2 |
н-Гексан |
26,0 |
24,8 |
2,2,4-триметилпентан |
100,0 |
100,0 |
2-Метилпентан |
73,5 |
73,4 |
Метилциклопентан |
80,0 |
91,3 |
3-Метилпентан |
74,3 |
74,5 |
Циклогексан |
77,2 |
83,0 |
2,3-Диметалбутан |
94,3 |
101,7 |
Этилциклопентан |
61,2 |
67,2 |
н-Гептан |
0,0 |
0,0 |
Диметилциклопентаны |
76,9 |
84,2 |
2-Метилгексан |
46,4 |
42,4 |
Метилциклогексан |
71.1 |
74.8 |
3-Метилгексан |
55,0 |
52,0 |
Этилциклогексан |
40.8 |
46.5 |
2,З-Диметилпентан |
88,5 |
91,1 |
1,2-Диметилциклогексан |
78,6 |
86,9 |
2,4-Диметилпентан |
83,8 |
83,1 |
Бензол |
— |
115 |
н-Октан |
-17 |
-19 |
Толуол |
103,5 |
120 |
2-Метилгептан |
23,8 |
21,7 |
п-Ксилол |
109,6 |
116,4 |
Каталитический риформинг - сложный химический процесс, включающий разнообразные реакции, которые позволяют коренным образом преобразовать углеводородный состав бензиновых фракций и тем самым значительно улучшить их антидетонационные свойства.
Основой процесса служат три типа реакций. Наиболее важны перечисленные ниже реакции, приводящие к образованию ароматических углеводородов.
Дегидрирование шестичленных нафтенов, формула 1
(1)
Дегидроизомеризация пятичленных нафтенов, формула 2
(2)
Ароматизация (дегидроциклизация) парафинов, формула 3
(3)
Изомеризация углеводородов - другой тип реакций, характерных для каталитического риформинга. Наряду с изомеризацией пятичленных и шестичленных нафтенов, изомеризации подвергаются как парафины, так и ароматические углеводороды.
Рисунок 1 – изомеризация парафинов и ароматических углеводородов.
Существенную роль в процессе играют также реакции гидрокрекинга. Гидрокрекинг парафинов, содержащихся, в бензиновых фракциях, сопровождается газообразованием, формула 4
С8Н18 + Н2 → С5Н12 + С3Н8 (4)
что ухудшает селективность процесса. С другой стороны, аналогичная реакция гидродеалкидирования алкилбензолов позволяет увеличить выход низкомолекулярных гомологов бензола, которые представляют наибольший практический интерес, формула 5
С6Н5С3Н7 + Н2 → С6Н6 + С3Н8 (5)
Протекают также реакции, приводящие к раскрытию циклопентанового кольца и к превращению пятичленных нафтенов в парафины, формула 6
(6)
Элементарные стадии ряда приведенных реакций предопределяются бифункциональным характером катализаторов рифрминга. С одной стороны, они содержат один металл (платину) или несколько металлов (например, платину и рений, или платину и иридий), которые катализируют реакции гидрирования и дегидрирования. С другой стороны, носителем служит промотированный галогенами оксид алюминия, обладающий кислыми свойствами и катализирующий реакции, свойственные катализаторам кислотного типа. Поэтому разные элементарные стадии реакции могут протекать на различных участках поверхности катализатора: металлических или кислотных. В качестве примера можно сослаться на реакцию изомеризации нормального парафина. Сперва такой углеводород дегидрируется до нормального олефина на металлическом участке, далее нормальный олефин изомеризуется на кислотном участке в изоолефин, который затем подвергается гидрированию на металлическом участке, превращаясь в изопарафин. Не только в этой, но и в ряде других реакций каталитического риформинга, важнейшие элементарные стадии - гидрирование и дегидрирование углеводородов.
Сырье каталитического риформинга обычно подвергают гидрогенизационной очистке, после чего в нем остается крайне незначительное количество примесей, в частности серо- и азотсодержащих соединений, являющихся каталитическими ядами. В условиях каталитического риформинга они подвергаются гидрогенолизу с отщеплением сероводорода, формула 7, и аммиака, формула 8
RSR + 2Н2 → 2RH + H2S (7),
RNHR + 2H2 → 2RH + NH3 (8)
2 Превращения шестичленных нафтенов
2.1 Реакции дегидрирования
Дегидрирование шестичленных нафтенов - основное направление их превращения в условиях каталитического риформинга. Скорости дегидрирования шестичленных нафтенов на платиновых катализаторах риформинга весьма велики и намного превышают скорости их дегидрирования на других металлических и оксидных катализаторах, показанную в таблице 2.
Таблица 2 − Сравнительная активность
катализаторов в реакции
Катализатор |
* r, моль/(г с) |
Катализатор |
* r, моль/(г с) |
34% Сr2O3/Al2O3 |
0,5 |
1% Pd/Al2O3 |
200 |
10% MoO3/Al2O3 |
3 |
5% Ni/SiO2 |
320 |
5% Ni/Al2O3 |
13 |
1% Rh/Al2O3 |
890 |
5% Co/Al2O3 |
13 |
0.5 Pt/Al2O3 |
1400-4000 |
Достаточно отметить, что скорость дегидрирования циклогексана на платиновых катализаторах в 500-1300 раз больше скорости той же реакции на алюмомолибденовом катализаторе, который сравнительно недавно еще применялся в процессе риформинга бензиновых фракций. При таких скоростях реакции степень дегидрирования шестичленных нафтенов может в значительной мере предопределяться условиями химического равновесия для той реакции.
Химическое равновесие. Реакции дегидрирования шестичленных нафтенов в ароматические углеводороды обратимы, формула 9
(9)
Зная константу равновесия Кр,
(10)
Ниже приведены логарифмы
Таблица 3 – Логарифмы констант равновесия для реакций дегидрирования циклогексана и некоторых его гомологов
Углеводороды |
408 °С |
450 °С |
500 °С |
550 °С |
Циклогексан |
3,70 |
4,88 |
5,91 |
6.82 |
Метилциклогексан |
4,19 |
5,36 |
6,33 |
7,28 |
Этилциклогексан |
4,23 |
5.36 |
6,34 |
- |
н – Пропилциклогексан |
4,26 |
5,39 |
6,37 |
- |
1, 2, 4 – Триметилциклогексан |
5,11 |
- |
- |
- |
Константы равновесия для реакций дегидрирования гомологов циклогексана с одной алкильной группой (метилциклогексана, этилциклогексана, н-пропилциклогексана), при одинаковой температуре, значительно больше соответствующей константы для реакции дегидрирования циклогексана. Дальнейший рост константы равновесия идет при наличии нескольких замещающих алкильных групп в молекуле циклогексана (1,2,4-триметилциклогексан). Из этих данных можно заключить, что равновесие для реакций дегидрирования гомологов циклогексана сдвинуто в сторону ароматических углеводородов в большей степени, чем для циклогексана. Следовательно, условия, обеспечивающие полноту дегидрирования цикдогексана, в полной мере обеспечат также возможность исчерпывающего дегидрирования его гомологов.
Наибольшей полноте
Рисунок 2 − Зависимость содержания
бензола и толуола в
Пользуясь кривыми на рисунке 2, можно определить степень превращения шестичленных нафтенов в условиях каталитического риформинга. Обычно процесс проводят в реакционном блоке, состоящем из трех-четырех реакторов, работающих в условиях, близких к адиабатическим. При наиболее широко применяемых параметрах (температура на входе в реакторы около 500°С, давление от 1,5 до 3 МПа, молярное отношение водород: сырье = 6-7), вследствие эндотермичности процесса температура газосырьевой смеси понижается в первом по ходу сырья реакторе на 40-60°С, т. е. до 460-440°С. Степень дегидрирования шестичленных нафтенов в первом по ходу сырья реакторе может достигнуть или превысить 90%.
2.2 Кинетика реакции
Установлено, что при дегидрировании циклогексана и метилциклогексана на монометаллических платиновых катализаторах порядок реакции по углеводороду - нулевой. Адсорбционные коэффициенты исходных нафтенов и образующихся ароматических углеводородов одинаковы. Исследование кинетики дегидрирования метилциклогексана на алюмоплатиновом катализаторе (Pt/Al2O3) при 315-372°С показало, что не только изменение парциального давления углеводорода, но и парциального давления водорода (от 0,11 до 0,41 МПа) не оказывает существенного влияния на скорость реакции.
Иные результаты были получены при дегидрировании циклогексана на алюмоплатинорениевых катализаторах (Pt-Re/Al2O3). Независимо от того, пропускали ли циклогексан над катализатором в смеси с водородом или инертным газом (Ni, He, Аr), реакция протекала по первому порядку относительно циклогексана.