Мониторинг природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:25, реферат

Краткое описание

Печальные последствия хозяйственной деятельности человека для биосферы являются объективной реальностью. Вместе с тем негативные результаты антропогенных воздействий в условиях развития современной цивилизации не могут быть признаны неизбежными. Ухудшение состояния окружающей природной среды, как правило, связано с нерациональным и «хищническим» использованием природных ресурсов, ошибками в технической и экологической политике, крайне низким уровнем разработки и внедрения безотходных технологий, малой изученностью всех последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. В сложившейся ситуации чрезвычайно важным для практических действий и долгосрочного прогнозирования качества окружающей среды являются контроль состояния и определение тенденций ее изменения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Цели и задачи мониторинга природных ресурсов 5
1.1.Республиканский, региональный и локальный уровни мониторинга 7
1.2.Мониторинг глобальный, региональный и локальный 10
2. Система мониторинга в Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (1).doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет

Институт Геологии и Нефтегазодобычи

Кафедра: кадастра и геоинформационных систем

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Мониторинг и кадастр природных ресурсов»

на тему:

Мониторинг природных ресурсов.

 

120700.68 «Землеустройство и кадастры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнила: Симачева Л.С.

                                                            Группа: ЗКм-13-1

                                                                       Проверил: к.ф.н., доцент

     кафедры МиУ Яйлеткан А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЮМЕНЬ 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Печальные последствия хозяйственной деятельности человека для биосферы являются объективной реальностью. Вместе с тем негативные результаты антропогенных воздействий в условиях развития современной цивилизации не могут быть признаны неизбежными. Ухудшение состояния окружающей природной среды, как правило, связано с нерациональным и «хищническим» использованием природных ресурсов, ошибками в технической и экологической политике, крайне низким уровнем разработки и внедрения безотходных технологий, малой изученностью всех последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. В сложившейся ситуации чрезвычайно важным для практических действий и долгосрочного прогнозирования качества окружающей среды являются контроль состояния и определение тенденций ее изменения.

Важнейшим вопросом стратегии регулирования качества окружающей природной среды (ОПС) является вопрос создания системы, способной определять критические источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и ОПС, выделять наиболее уязвимые элементы и звенья биосферы, подверженные такому воздействию.

Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей среды, способная представить необходимую информацию для принятия решений соответствующими службами, ведомствами, организациями.

 Осознание во многих странах  неэффективности усилий по финансированию сбора и переработки информации о состоянии окружающей среды потребовало новых подходов и координации действий, как на национальном, так и на международном, глобальном, уровнях.

Первым шагом в этом направлении стала конференция ООН по охране окружающей среды в Стокгольме в 1972 году. Одним из важнейших решений Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды (YEMS).

В 1974 году в Найроби была образованна межправительственная комиссия по системе глобального мониторинга, разработана первая схема организации мониторинга антропогенных загрязнителей. Тогда же был уточнен список наиболее опасных загрязнителей для учета их при организации мониторинга.

Загрязнители оценивались по различным критериям, в том числе по воздействию на здоровье человека; влиянию на климат или экосистемы; склонности к разрушению в природной среде; способности накапливаться в пищевых цепях; возможности химической трансформации во вторичные токсические или мутагенные вещества и другим.

Следует отметить, что еще до этого в нашей стране под руководством известного ученого Ю.А. Израэля были разработаны научные основы мониторинга, которые доложены на заседании Совета управляющих программ ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП) в Найроби. А затем и на других международных симпозиумах и совещаниях.

В последующем вопросы мониторинга окружающей среды неоднократно обсуждались на различных уровнях, как национальных, так и международных правительственных и общественных организаций, что находило отражение в многочисленных печатных изданиях, посвященных проблемам мониторинга окружающей среды. Так, например, исключительный интерес представляют труды Международных симпозиумов «Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей природной среды», состоявшихся в 1978 и 1982 гг., пять томов сборника «Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем», изданных Институтом прикладной геофизики в 1978–1982 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели и задачи мониторинга природных ресурсов

 

Сокращение видового разнообразия и численности живых существ на Земле происходит в таком стремительном темпе, что жизнедеятельность современного человечества следует считать катастрофой для биосферы.

Существуют две противоположные точки зрения на безопасность природопользования, каждая из которых имеет свою развитую систему аргументации.

Первая точка зрения - почти общепринятая в культурной среде. Согласно ей, состояние окружающей среды становится всё хуже и хуже вследствие перенаселения и промышленной деятельности, и мы приближаемся к глобальной катастрофе природопользования. Она выражается в разнообразной массовой литературе, эксплуатируется политиками и СМИ.

Согласно второй точке зрения, значительные проблемы в связи с окружающей средой действительно имеются, но человечество с ними успешно справляется имеющимися средствами, и никаких радикальных изменений в отношении природопользования не требуется, а люди, паникующие по поводу катастрофы природопользования, всего лишь недопонимают ситуацию, или имеют в этом корыстный интерес, или являются слепым орудием других.

Поскольку каждая из этих точек зрения имеет некоторые основания, и у каждой есть опытные, не чуждые демагогии защитники, их спор бесконечен и малопродуктивен.

Термин «мониторинг» образован от латинского слова monitor (напоминающий, надзирающий) и обозначает процесс слежения за какими-то объектами или процессами. Мониторинг – комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния среды, основа планомерного улучшения экологической ситуации. Мониторинг можно проводит с использованием специальных приборов, а также средств биологической индикации.

Цель мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

Основными задачами мониторинга являются:

1) постоянное слежение  за состоянием окружающей среды  и природных ресурсов, а также  источниками антропогенного воздействия  на них;

2) анализ, оценка фактического  состояния окружающей среды, природных  ресурсов на всей территории  республики и территории отдельных регионов, а также прогноз его изменений и влияния на здоровье населения;

3) сохранение и накопление  информации о состоянии окружающей  среды и природных ресурсов.

Основными функциями мониторинга являются:

1) проведение наблюдений инструментальными, аналитическими и другими методами по всем параметрам окружающей среды с периодичностью, достаточной для оценки их изменений;

2) сбор и регистрация  всей экологической информации, ведение информационных банков  данных и кадастров по окружающей среде и природным ресурсам;

3) определение связи между  характеристиками воздействия на  природную среду, изменением уровня  загрязнения и его последствиями;

4) организация обмена  информацией о состоянии окружающей  среды, природных ресурсов на  региональном, республиканском и международном уровнях;

5) обеспечение единой  методической и метрологической  базы мониторинга окружающей  среды и природных ресурсов, осуществляемого  центральными исполнительными органами, их территориальными подразделениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности;

6) обоснование проведения  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ в области мониторинга  окружающей среды и природных  ресурсов;

7) обеспечение государственных  исполнительных органов, физических, юридических лиц и населения информацией, полученной в рамках мониторинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Республиканский, региональный и локальный уровни мониторинга

 

Республиканский уровень охватывает всю территорию республики с выделением в её составе крупных регионов и отдельных объектов, имеющих общегосударственное значение. Функционирование мониторинга на республиканском уровне решает задачи информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности.

Региональный уровень организовывается исходя из специфики физико-географических особенностей с учетом административных, экономических, иных границ, экологически опасных зон, а также комплекса природных и техногенных факторов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов, и решает задачи информационного обеспечения управления, отнесенные к компетенции местных представительных и исполнительных органов.

Локальный уровень организовывается с целью детального изучения компонентов окружающей среды на важных в социально-экономическом отношении участках. Огромное значение в организации рационального природопользования имеет изучение его проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качества окружающей человека среды на конкретных территориях. Существует специальный термин для обозначения всей сложной службы по наблюдению, оценке и прогнозу качества среды и характера природопользования – мониторинг.

Содержание мониторинга:

1) сбор, хранение, обработку  исходных данных о состоянии  окружающей среды и использовании  природных ресурсов по комплексу  параметров, предусмотренных государственными  и производственными программами  мониторинга, ведение кадастров  и информационных банков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;

2) комплексное обобщение  данных по экологическому состоянию  окружающей среды и использованию  природных и техногенных процессов  и явлений;

3) подготовку и передачу  регламентированных исходных данных и результатов их обработки, включая прогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органам государственной власти и управления, республиканскому и областным государственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

4) разработку рекомендаций  по осуществлению мероприятий  по ликвидации или снижению  последствий негативного воздействия  на окружающую среду, охране и  рациональному использованию природных  ресурсов;

5) информационное обеспечение  ведения государственной статистики, экологической экспертизы, экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использования природных ресурсов.

Главная проблема мониторинга - в осмыслении получаемых данных и в организации их эффективного практического использования.

Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.

Требуется интегрирование системы мониторинга в систему управления природопользованием, вообще в систему государственного управления. К администраторам должны поступать не «тревожные цифры», призывы и неисполнимые рекомендации, а конкретные обоснованные проекты. Необходимые качества системы мониторинга указанны (см. Таблица 1.1.).

 

Таблица 1.1.- Качества системы мониторинга.

 

н/п

Наименование

Качества мониторинга

1

Преемственность

Интеграция существующих ведомственных технологий наблюдения за состоянием окружающей среды

2

Открытость

Способность включать в себя новые технологии, построенные на различных принципах

3

Согласованность компонентов

Объем собираемых данных должен соответствовать возможностям их последующей обработки, обработка данных - потребностям использования их для принятия решений, накопления их для исследования закономерностей

4

Способность к развитию

С техническим прогрессом и изменением состояния города и городской среды


 

Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.

Информация о работе Мониторинг природных ресурсов