Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет: теоретически обосновать суть экологического воспитания учащихся. Основными задачами работы будут следующие составляющие:
-Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию
- раскрыть суть понятия «экологическое воспитание»
-определить наиболее эффективные методики и приёмы экологического воспитания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
5
1.1
Роль и место экологии в современном обществе
5
1.2
Экологическое образование в настоящем и будущем
6
1.3
Состояние экологического образования в современных общеобразовательных школах Беларуси
8
2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
10
2.1
Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация.
10
2.2
Возрастные особенности старших школьников в процессе учебной деятельности
12
2.3
Концепция красоты природы в экологическом образовании и воспитании
15
3
СИСТЕМА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
16
3.1
Принципы, цели, задачи экологического воспитания. Методы и условия.
16
3.2
Комплексный подход к экологическому образованию в средней школе
18
3.3
Формы и методы экологического овспитания
19
3.4
Экологическое воспитание старших школьников средствами литературы.
22

ВЫВОДЫ
23

ЛИТЕРАТУРА
24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Биологический факультет

 

Кафедра общей экологии и  методики преподавания биологии

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки 4 курса

Демидович О. О.

 

 

Научный руководитель:

ассистент кафедры

Минец М. Л.

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 3

1

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СЕГОДНЯ

5

1.1

Роль и место экологии в современном  обществе

5

1.2

Экологическое образование в настоящем и будущем

6

1.3

Состояние экологического образования  в современных общеобразовательных  школах Беларуси

8

2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

10

2.1

Экологическая культура личности. Семья  и школа: воспитательный потенциал и его реализация.

10

2.2

Возрастные особенности старших  школьников в процессе учебной деятельности

12

2.3

Концепция красоты природы в  экологическом образовании и  воспитании

15

3

СИСТЕМА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ

16

3.1

Принципы, цели, задачи экологического воспитания. Методы и условия.

16

3.2

Комплексный подход к экологическому образованию в средней школе

18

3.3

Формы и методы экологического овспитания

19

3.4

Экологическое воспитание старших  школьников средствами литературы.

22

 

ВЫВОДЫ

23

 

ЛИТЕРАТУРА

24

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбирая данную тему для написания  курсовой работы, я не сомневалась  в  её актуальности. Проблема взаимосвязи  человека с окружающей средой не нова. На сегодняшний день данная проблема приобрела  огромные, если не угрожающие разрушением масштабы.

  Спасти данную ситуацию можно  лишь тогда, когда человек глубоко  осознаёт, что он часть живой  природы и, что только от  его зависит, сколько поколений  после нас с Вами увидит  чистое небо и голубые озёра,  зелёный лес и разнообразие мира флоры и фауны. Нацелившись на то, чтобы спасти весь мир, необходимо начать с малого. Необходимо, чтобы у каждого человека был достаточный уровень эколого-нравственной культуры экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

  В условиях экологического  кризиса большое значение приобретает  экологическое воспитание человека любого возраста и профессии.

Но в данной работе речь пойдёт о формировании экологического сознания и мышления именно у старших школьников общеобразовательной средней школы.

  Развитие нравственного воспитания  в процессе общения с природой  началось ещё со времён деятельности  В. А. Сухомлинского и др. Но, к сожалению, большинство людей лишь продолжали пользоваться дарами природы, забывая  о бережном к ней отношении и её восстановлении.

 Уже сегодня общеобразовательная  школа призвана воспитывать новое  поколение, формируя экологическое  сознание, внушая бережное отношение  к природе, обязывая соблюдать  правила природоохранного пользования. Но так было не всегда. В недавнем прошлом школа уделяла мало внимания экологическому воспитанию учащихся. Всё ограничивалось общими фразами и формальными действиями. К чему привело всё это? К тому, что люди относятся к природе только как к источнику сырья и жизни.

  Но и на сегодняшний день, на мой взгляд, система экологического воспитания не достаточно эффективна.  Истоки этой проблемы кроются в том, что представление об экологической ситуации и её проблемах складываются весьма случайным образом: СМИ, обыденные впечатления и т.д.

Из-за неточности и разобщённости  сведений человек не имеет возможности  сформулировать и выработать определённую систему экологических знаний, которые  необходимы для того, чтобы разумно и размеренно относиться к природе, без нанесения значительного урона. В данной проблеме задача школы – обеспечить системный, пошаговый характер экологического воспитания. Необходим самый широкий спектр методических и дидактических приёмов.

 Но, на мой взгляд,  всё вышеперечисленное будет иметь успех в том случае, если экологическое просвещение затонет ещё и эмоциональную сферу. Если научные факты и доводы произведут впечатление и взволнуют.  Начинать экологическое впечатление необходимо как можно раньше. Но для достижения максимального эффекта необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Поэтому объектом данной работы будут  учащиеся старших классов общеобразовательной  школы. Ведь приобретённые в этом возрасте знания в дальнейшем преобразуются  в прочные убеждения. Целью данной курсовой работы будет: теоретически обосновать  суть экологического воспитания учащихся. Основными задачами работы будут следующие составляющие:

-Изучить психолого-педагогическую  литературу по экологическому  воспитанию

- раскрыть суть понятия «экологическое воспитание»

-определить наиболее эффективные  методики и приёмы экологического  воспитания

-обобщить полученный из разных  литературных источников опыт  по формированию экологического  мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ

 

    1. Роль и место экологии в современном обществе

 

Уже на современном этапе человечество столкнулось с целым рядом  глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность безоблачного существования жизни на Земле.

 Современные экологические  проблемы имеют ярко выраженную  тенденцию к своему дальнейшему  обострению. Особую тревогу вызывает  тот факт, что сегодня  нет  убедительных признаков улучшения  экологической остановки в ближайшем будущем. Предотвращение современных экологических  кризисов не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания.

  « Самая страшная из грозящих  нам катастроф, - констатировал Ю.  Шрейдер, - это не столько атомная, тепловая или тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая- уничтожение человеческого в человеке.

 Будучи естественной наукой, экология описывает, что происходит. Совершенно очевидно и закономерно, что экологическое образование направлено на формирование у населения норм высоконравственного, ответственного отношения к природе. Оно рассматривается в наши дни как чрезвычайно актуальная социально-экономическая, психолго-педагогическая и гуманитарная задача.

  Высокая значимость экологического  образования подчёркивается многими  международными организациями. Так,  ООН, ЮНЕСКО и ЮНЕП не только  подчёркивают значимость проблемы  экологического образования, образования  в области окружающей среды, но и рекомендуют решение этой проблемы всем государствам-  участникам  международного сообщества для приоритетной разработки.

 Экологическая безграмотность- одна из главнейших причин  экологического бедствия и разрушения  окружающей природной среды. На  всех стадиях развитии человеческого общества функционирует негативная социально-экологическая закономерность: чем ниже уровень экологической грамотности и выше иерархическая ступень эконекомпетентности  чиновника, тем сильнее разрушающее воздействие на природную среду любого руководящего решения.  Не случайно в экологических программах всемирных главной задачей, на решение которой должны расходоваться природоохранные инвестиции, поставлена ликвидация дефицита экологических знаний человека. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем.

 

 

    1. Экологическое образование вчера, сегодня, завтра.

 

Экологическое образование прошло длинный путь  в своём развитии от относительной неопределённости целеё и задач до всеобщего признания.

 Предшественниками экологического  образования были Ж.Ж. Руссо,  А. Гумбольдт, Э. Геккель, К.Д.Ушинский  и др. однако фундамент современного экологического образования заложил Патрик Геддес. Профессор ботаники из Шотландии. Его называют «отцом экологического воспитания». Он был первым, кто отметил в мировой научной литературе жизненно важную, фундаментальную взаимосвязь между качеством окружающей среды  и качеством образования поколений. Он высказал ряд интересных идей о целях и задачах экологического образования, предложил ряд инновационных методов и технологий обучения детей в природе и посредством природы, активно отстаивал идею развития ученика как целостной личности.

 С момента своего возникновения  экологическое воспитание получило всеобще признание. Его ускоренному развитию способствовала не только постоянно растущая обеспокоенность мирового сообщества за состояние природной среды, но и мощная поддержка со стороны международных организаций.

  Начало реального международного  сотрудничества в области охраны природы относится к первым послевоенным годам. В 1948 году был образован Международный союз защиты природы при поддержке ООН и ЮНЕСКО. Именно с этого момента экологическое образование начинает приобретать конкретные формы и соответствующее содержание.

  В 1968 году ООН и ЮНЕСКО  провели первую международную  конференцию по проблемам биосферы, в материалах которой отмечалась  чрезвычайная актуальность экологического  образования, раскрывались цели  и задачи этого вида образования.  Эта конференция фактически положила начало международному сотрудничеству в области экологического образования учащейся молодёжи. В 1970 году ООН и ЮНЕСКО провели в Неваде Международное совещание. Это совещание определило экологическое образование как процесс распознавания ценностей природы, формирования знаний, умений, отношений, требующихся для понимания и оценки взаимосвязи человека с его культурной и биофизической средой.

 К наиболее значимым Международным  конференциям, фактически  заложившим  основы экологического образования, относятся: Стокгольмская конференция 1972 года, Белградская конференция 1975 года.

  Важнейшим документом Белградской конференции является «Белградская хартия». Это был глобальный план действий в области охраны природы и формирования ответственного отношения человека и общества к природной среде.

В 1980 году прошла Всесоюзная конференция  « Проблемы экологического образования  и воспитания в средней школе». Особым вкладом дано конференции было обоснование экологического образования как нового направления в деятельности советских общеобразовательных школ.

 Образование в области охраны  окружающей среды ( Environmental Education), согласно ЮНЕСКО должно:

- рассматривать окружающую среду,  охватывая все её стороны: природную,  антропогенную, экологическую, политическую, экономическую, социальную, юридическую, культурную, эстетическую.

- основываться на междисциплинарном подходе

- рассматривать экологические  проблемы в глобальном масштабе, учитывая региональную и местную специфику.

- учитывать современные и возможные будущие экологические кризисы

в 1982 Генеральная асанблея ООН провозгласила  Всемирную хартию природы. Было положено начало принципиально важному сдвигу в экологическом образовании, которое  характеризуется переходом от философии  антропоцентризма к философии экоцентризма.  Принятие этого документа стимулировало  разработку теоретических, этических и прикладных аспектов проблемы экологического образования в большинстве стран мира.

 В 1987 году Конгресс ЮНЕСКО  разработал новые формы экологического образования, предложил современные технологии формирования у личности ответственного отношения к природе.

 В начале 1990 годов в международном  общественном сознании заметно  усилилось понимание того, что  выход из нарастающего экологического  кризиса можно найти в культурной общности и укреплении чувства благоразумия.

 В 1992 году в Рио- де- Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по вопросам окружающей среды. Эта конференция вновь подтвердила чрезвычайную значимость экологического образования как средства сохранения жизни на планете.  Основной документ этой конференции «Повестка действий на 21 век». В нём отмечается, что экологическое образование как в школах, так и вне школ, совершенно необходимо для повышения интереса людей к экологическим и этическим вопросам современности.

Информация о работе Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников