Министерство образования
Учреждение образования «Белорусский
государственный университет информатики
и радиоэлектроники»
Факультет заочного обучения
Специальность ЭиОП
Контрольная работа
№ 1
по дисциплине «Основы идеологии Белорусского
государства»
тема: «Типология и характеристика
избирательных систем»
Студента гр.101502
Макась М. А.
Минск 2014
План
1. Понятие и виды избирательных
систем
2. Особенности избирательной
системы РБ и ее влияние
на идеологический процесс
1. Понятие и
виды избирательных систем
Избирательная
система - порядок организации и проведения
выборов в правительственные учреждения
или индивидуального руководящего представителя
(например, президента страны), закрепленный
в юридических нормах, а также сложившейся
практикой деятельности государственных
и общественных организаций.
Избирательная система охватывает:
а) принципы и условия участия в формировании
избираемых органов б) организацию и порядок
выборов (избирательный процесс) и отзыва
выборных лиц. Определяя условия участия
граждан в формировании выборных государственных
органов, избирательные системы исходят
из принципов всеобщности и равенства,
однако эти принципы нередко ограничиваются
различного рода избирательными цензами.
Избирательный процесс включает: назначение
выборов (как правило, это — прерогатива
главы государства), регистрацию избирателей
в установленном законом порядке, организацию
избирательных округов, районов и т. д.,
которые формируются в соответствии с
принципами представительства (территориальным,
национальным, производственным)
Выделяют следующие виды избирательных
систем:
- Мажоритарная система: а) относительного большинства;
б) абсолютного большинства;
в) квалифицированного большинства;
- Система единственного непередаваемого
голоса;
- Пропорциональная избирательная
система;
- Смешанные системы.
1.Мажоритарная система
относительного большинства.
Мажоритарная
избирательная система ведет свое название
от французского слова majorite (большинство),
и уже само название этого типа системы
в значительной степени проясняет ее сущность
победителем и, соответственно — обладателем
соответствующего выборного поста становится
тот из участников предвыборной борьбы,
который получил большинство голосов
избирателей.
Мажоритарная
система относительного большинства - это самая простая система,
при которой избранным считается тот кандидат,
который получил наибольшее число голосов,
то есть больше голосов, чем любой из его
соперников. Она результативна: единственный
случай, когда результата может не быть,
это получение одинакового наибольшего
числа голосов двумя или более кандидатами.
Такие случаи достаточно редки, и законодательным
разрешением ситуации обычно бывает жребий.
Такую систему применяли в качестве единственной
для выборов какой-либо палаты парламента
(или обеих палат) 43 государства, в том
числе США и ряд государств - членов британского
Содружества наций.
Преимуществом мажоритарной
системы относительного большинства является
то, что голосование проводится в один
тур, т. к. победитель определяется сразу
же. Это значительно удешевляет выборы.
Мажоритарная система абсолютного большинства – от системы относительного
большинства она отличается тем, что требует
для избрания абсолютного большинства
голосов, то есть более половины общего
их числа. Но это исходное общее число
может быть трояким: а) общее число зарегистрированных
избирателей (это самое жесткое требование,
которое практически не встречается) ;
б) общее число поданных голосов; в) общее
число поданных действительных голосов.
Достоинство данной системы
по сравнению с системой относительного
большинства заключается в том, что избранными
считаются кандидаты, поддержанные действительным
большинством проголосовавших избирателей,
хотя бы это большинство составляло один
голос. Но сохраняется тот же дефект, который
является главным у системы относительного
большинства: пропадают голоса, поданные
против победивших кандидатов.
Мажоритарная система квалифицированного
большинства - при этой системе избранным
считается кандидат (список кандидатов),
получивший квалифицированное большинство
голосов. Квалифицированное большинство
устанавливается законом и, во всяком
случае, превышает большинство абсолютное.
Такая система чрезвычайно редка, поскольку
еще менее результативна, чем система
абсолютного большинства.
2. Система
единственного непередаваемого голоса.
Эта система, также весьма редкая
(применялась, в частности, до недавнего
времени в Японии), считается полупропорциональной,
так как меньше искажает соотношение сил
между политическими партиями, чем обычная
мажоритарная система. Система заключается
в том, что в многомандатном избирательном
округе избиратель голосует за одного
кандидата, а не за список кандидатов от
какой-либо партии, как при обычной мажоритарной
системе. Избранными считаются кандидаты,
получившие наибольшее число голосов
(т.е. относительное большинство). При системе
единственного непередаваемого голоса
создаются многопартийные округа, как
всегда бывает при пропорциональной системе,
но каждый избиратель может голосовать
только за одного кандидата из того или
иного партийного списка, содержащегося
в бюллетене. Избранными считаются кандидаты,
собравшие больше голосов, чем другие,
т.е. действует принцип мажоритарной системы
относительного большинства 9число избранных
соответствует числу мандатов по округу)
3. Пропорциональная
избирательная система
Уже само название в значительной
степени способно прояснить ее суть: депутатские
мандаты распределяются прямо пропорционально
поданному за ту или иную политическую
партию количеству голосов избирателей.
Пропорциональная система имеет ряд существенных
отличий от описанной выше мажоритарной
системы. При пропорциональной системе
подсчет голосов избирателей проводится
не в рамках одномандатного округа, а по
многомандатным округам.
При пропорциональной избирательной
системе основными субъектами избирательного
процесса являются не отдельные кандидаты,
а политические партии, списки кандидатов
которых и конкурируют между собой в борьбе
за голоса избирателей. При пропорциональной
системе голосования проводится только
один тур выборов, вводится своеобразный
“барьер проходимости”, который обычно
составляет 4-5 процентов от количества
поданных в общенациональном масштабе
голосов избирателей. Более мелкие и хуже
организованные партии чаще всего не в
состоянии преодолеть этот барьер и поэтому
не могут рассчитывать на депутатские
места. При этом поданные за эти партии
голоса избирателей (а соответственно
— стоящие за этими голосами депутатские
мандаты) перераспределяются в пользу
тех партий, которые сумели набрать проходной
балл и могут рассчитывать на депутатские
мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных”
голосов достаются тем партиям, которые
сумели получить наибольшую сумму голосов.
Именно поэтому в пропорциональной системе голосования
заинтересованы прежде всего так называемые
“массовые” (они же централизованные
и мировоззренческие партии), которые делают упор не на привлекательность
ярких личностей, а на массовую поддержку
своих членов и сторонников, на готовность
своего электората голосовать не по персонифицированным,
а по идейно-политическим мотивам.
Избрание по партийным спискам
по пропорциональной системе обычно требует
значительно меньших расходов, но “зато”
в этом случае между народным представителем
(депутатом) и самим народом(избирателями)
появляется фигура своеобразного политического
посредника в лице партийного лидера,
с мнением которого “списочный” депутат
вынужден считаться в гораздо большей
степени, чем депутат от мажоритарного
округа.
Достоинством пропорциональной
системы является репрезентативность,
обеспечивающая наиболее адекватное представительство
в парламенте различных партий и дающая
избирателям возможность ранжировать
свой выбор. Она обеспечивает обратную
связь между государством и гражданским
обществом, способствует развитию плюрализма
и многопартийности.
Вместе с тем система не вполне
отвечает критерию простоты, поскольку
требует от рядового избирателя широкой
осведомленности в позициях партий. Она
может стать и источником дестабилизации
общества в случае изменения ориентации
партии, за которую проголосовали избиратели,
а также в результате внутрипартийного
раскола после выборов.
6.Смешанные системы.
Суть смешанной системы заключается
в том, что часть депутатского корпуса
избирается по мажоритарной системе, а
часть – по пропорциональной. Один голос
избиратель отдает за конкретного кандидата,
баллотирующегося в данном избирательном
округе, другой – за политическую партию.
На основе смешанной
избирательной системы проходят выборы
в Германии и России. В ряде стран с целью
соединить выгоды от различных систем
и избежать их недостатков или хотя бы
эти недостатки существенно смягчить
создаются избирательные системы смешанного
характера, в которых тем или иным образом
сочетаются элементы как мажоритарной,
так и пропорциональной систем.
Многообразие избирательных
систем объясняется существованием большого
числа способов распределения мандатов
между кандидатами в зависимости от итогов
голосования. Каждая система имеет свои
преимущества перед другими видами и свои
недостатки. С точки зрения времени возникновения
мажоритарная система является первой
из всех видов избирательных систем. Появление
дальнейших видов избирательных систем
(пропорциональная, смешанная) является
результатом естественного общественного
развития и потребностей людей найти оптимальную
форму избирательной системы с учетом
особенностей форм правления, государственного
режима каждой страны.
И всё же абсолютной свободы
в выборе избирательной системы и её манипулировании
не существует. Свободу ограничивают местные
политические условия и традиции. Это
же относится и к реформе избирательной
системы. Для того чтобы провести такую
реформу, требуется одобрение большинства
членов парламента, т.е. тех, кому действующая
избирательная система сослужила добрую
службу. Зачем им стремиться к изменению
системы, благодаря которой они достигли
своего политического положения. Поэтому
чаще всего сторонниками избирательной
реформы выступают оппозиционные политические
силы. Поэтому избирательные системы обладают
большой инерционностью. Многие западные
страны до сих пор придерживаются формулы
выборов, введенной одновременно с всеобщим
избирательным правом.
Вместе с тем наряду со странами,
где избирательная система чрезвычайно
устойчива (США, Великобритания), есть
государства, где она часто меняется (Франция,
Италия).
Помимо выполнения отмеченных
функций периодически проводимые выборы
позволяют выяснить степень политической
активности и ангажированности населения.
Однако любой способ голосования и подсчета
голосов приводит к результатам, которые
не могут не выглядеть произвольными и
несправедливыми в глазах значительных
групп избирателей.
Установление той или иной избирательной
системы есть результат субъективного
выбора, который нередко определяется
соотношением политических сил в законодательном
органе. Те или иные способы определения
итогов выборов часто оказываются более
выгодными отдельным партиям, и естественно,
что они добиваются включения в избирательное
законодательство именно этих выгодных
им способов.
2.Особенности избирательной
системы РБ и ее влияние на идеологический
процесс
Правовую основу избирательной
системы в Республике Беларусь составляет
Конституция. Конституция Республики
Беларусь содержит специальную главу,
посвященную избирательной системе.
В современном цивилизованном
обществе выборы являются процедурой,
с помощью которой обеспечивается участие
граждан в формировании представительных,
законодательных, судебных и исполнительных
органов государства. С выборами связана
реализация политических прав граждан.
Выборы – это способ существования демократии,
способ смены правящих элит, передачи
власти от одних людей другим мирным путём,
признание обществом их результатов является
важным признаком демократичности такого
общества, его способности решать проблемы
мирными политическими средствами.
Для эффективных выборов
необходимо наличие избирательной системы
и гражданского общества.
Процедура выборов регламентируется
избирательным правом каждой страны и
отражает идеологию избирательных кампаний.
Избирательное право – это совокупность
юридических норм, регулирующих участие
граждан в выборах представительных органов
власти, организацию и проведение выборов,
взаимоотношения между избирателями и
представительными учреждениями, порядок
отзыва депутатов. Избирательное право
регламентирует вопрос о том, кто может
избирать и быть избранным, а также определяет
порядок проведения выборов и подведения
итогов голосования.
В Республике Беларусь избираются Президент,
депутаты Палаты представителей, члены
Совета Республики, депутаты местных Советов
депутатов.
Избирательное право в Республике Беларусь
построено на демократических принципах,
предусматривающих всеобщее, равное, прямое
избирательное право при тайном голосовании
и свободном участии в выборах, что закреплено
в Конституции, Избирательном кодексе,
иных актах законодательства.
В Республике Беларусь на основе прямых
выборов избираются Президент Республики
Беларусь, депутаты Палаты представителей,
депутаты местных Советов депутатов. Путем
косвенных выборов на заседаниях депутатов
местных Советов депутатов базового уровня
каждой области и депутатов Минского городского
Совета депутатов избираются члены Совета
Республики.
Выборы депутатов и других лиц, избираемых
на государственные должности народом,
являются всеобщими: право избирать имеют
граждане Республики Беларусь, достигшие
18 лет. Одной из процедур, позволяющих
избирателям осуществить свободное волеизъявление,
является тайное голосование. В Республике
Беларусь принцип тайного голосования
закреплен в статье 68 Конституции, в статье
9 Избирательного кодекса, запрещающей
контроль за волеизъявлением избирателей
в ходе голосования.