Анлиз себестоимости на примере предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Укрепление и развитие рыночных отношений в Республике Беларусь и других странах СНГ требуют адекватного совершенствования системы управления хозяйственной деятельностью, неотъемлемой частью которого является учетно-аналитнческая информация о состоянии и изменении экономических показателей.
Результаты хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной связи с этими показателями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1 Значение и задачи экономического анализа себестоимости продукции………………………………………………………………………6

1.1 Экономическая сущность себестоимости продукции и ее роль в повышении эффективности производства…………………………………….6
1.2 Задачи анализа себестоимости продукции. Современный уровень теоретической разработки его методики и практики организации и проведения на исследуемом предприятии…………………………………….8

2 Анализ себестоимости продукции………………………………….10

2.1 Анализ динамики, выполнения и структуры себестоимости продукции……………………………………………………………………….10
2.2 Анализ динамики и факторов изменения затрат на рубль товарной продукции……………………………………………………………………….14
2.3 Анализ прямых затрат………………………………………………16
2.4 Анализ косвенных затрат…………………………………………...19

3 Резервы снижения себестоимости продукции…………………….22

3.1 Источники внутрихозяйственных резервов снижения себестоимости продукции……………………………………………………..22
3.2 Подсчет и обобщение снижения себестоимости продукции……..24

Заключение……………………………………………………………...29

Список литературы………………………………………………………31

Приложение 3 Основные технико-экономические показатели.
Приложение 6.2 Затраты на производство и реализацию промышленной продукции.
Приложение 16 Налоги, сборы, платежи.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.64 Кб (Скачать файл)

          

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

 

1 Значение и задачи экономического анализа себестоимости продукции………………………………………………………………………6

 

1.1    Экономическая сущность себестоимости продукции и ее роль в повышении эффективности производства…………………………………….6

1.2    Задачи анализа себестоимости продукции. Современный уровень теоретической разработки его методики и практики организации и проведения на исследуемом предприятии…………………………………….8

 

2 Анализ себестоимости продукции………………………………….10

 

2.1 Анализ динамики, выполнения  и структуры себестоимости продукции……………………………………………………………………….10

2.2 Анализ динамики и  факторов изменения затрат  на  рубль товарной продукции……………………………………………………………………….14

2.3 Анализ прямых затрат………………………………………………16

2.4 Анализ косвенных затрат…………………………………………...19

 

3 Резервы снижения себестоимости продукции…………………….22

 

3.1    Источники внутрихозяйственных резервов снижения себестоимости продукции……………………………………………………..22

3.2 Подсчет и обобщение снижения себестоимости продукции……..24

 

Заключение……………………………………………………………...29

 

Список литературы………………………………………………………31

 

Приложение 3 Основные технико-экономические  показатели.

Приложение 6.2 Затраты на производство и реализацию промышленной продукции.

Приложение 16 Налоги, сборы, платежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Укрепление и развитие рыночных отношений в Республике Беларусь и других странах СНГ  требуют адекватного совершенствования  системы управления хозяйственной  деятельностью, неотъемлемой частью которого является учетно-аналитнческая информация о состоянии и изменении экономических  показателей.

Результаты хозяйственной  деятельности зависят от разнообразных  факторов, находящихся в разной связи  с этими показателями.

Их действие и взаимодействие различны по своей силе, характеру  и времени. Причины или условия, порождающие эти факторы, также  различны. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время  их действия, нельзя обеспечить эффективность  управления. Качественно выполнить  эту несложную работу можно только с помощью комплексного анализа  хозяйственной деятельности, отвечающего  современным требованиям развития рыночной экономики.

Получение наибольшего эффекта  с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости  продукции.

Данные учета издержек производства и калькулирования  себестоимости продукции являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью  повышения рентабельности производства. Они являются основой для разработки и реализации управленческих решений.

Это определяет, что анализ издержек производства и калькулирование  себестоимости продукции занимают одно из важнейших мест в системе  организации.

Построение учета производственных затрат и выбор методов калькулирования  себестоимости продукции в значительной степени зависят от особенности  отрасли, типа и вида производства, характера его организации и  технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых  работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры  организации и других условий. Изложенное определяет порядок документального  оформления затрат, группировки и  систематизации данных первичных документов, построение аналитического учета, способы  исчисления себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции  находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она  отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения  условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические  факторы производства. Это влияние  проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.

Могилевский молочный комбинат (ММК) был построен в 1979 году. Его  главной задачей являлась организация  качественной переработки сырья (молока) в регионе и производство основных видов молочной продукции для  жителей г. Могилева, а также для  обеспечения союзного госзаказа  по поставкам масла и сухого молока за пределы Республики. В 1995 г. в ходе приватизации организационно-правовой формой ММК стало открытое акционерное  общество. 14 марта 2006 года решением Могилевского городского исполнительного комитета ОАО «ММК» перерегистрировано в  ОАО «Бабушкина крынка».

Уставный фонд ОАО на 1 января 2009 года составил 1 468 426 000 руб. Количество акций - 1468426. Номинальная стоимость одной акции - 1000 руб. Акции предприятия распределены следующим образом:

- всего принадлежит государству - 88,09%

- денежная часть - 49,7%

-  чековая часть - 37,7%

- физическим лицам (жителям города и области) принадлежит – 8,8%

- трудовому коллективу - 2,8%

- юридическим лицам, а именно:

-колхозу «Знамя» Чериковского  р-на - 0,1%

-колхозу им. Энгельса  Белыничского р-на - 0,2%.

В 2001 году к Могилевскому молочному комбинату были присоединены два молзавода, которые являются отделениями ММК (Круглянское и  Краснопольское).

13 января 2005 года Могилевский облисполком принял решение №2-18 о присоединении к Могилевскому молочному комбинату ОАО «Белыничский сыродельный завод», ОАО «Дрибинский маслодельный завод», ОАО «Кировский маслодельный завод».

На присоединяемых предприятиях выведены из эксплуатации мощности по производству масла животного и  цельномолочной продукции, которая  выпускается в малых объемах  и на оборудовании, износ которого составляет на большинстве предприятий  более 90%. На площадях этих предприятий  организован прием и первичная  обработка молока, а на Белыничском  сыродельном заводе будет продолжен  выпуск твердых сыров.

Проводимая реорганизация  позволила:

- увеличить сырьевую зону ОАО «Бабушкина крынка», обеспечив тем самым стабильную работу предприятия и в сезон и в межсезонье, что снизит негативное влияние «малого» молока в зимние месяцы;

- развить производство твердых сыров, отсутствующих в ассортименте ОАО «Бабушкина крынка» в настоящее время;

- перераспределить поток сырья на изготовление актуальных для рынка видов продукции с максимальной загрузкой производственных мощностей предприятия.

Сырьем для производства продукции служит молоко цельное, поступающее  главным образом от хозяйств Могилевской  области. Производственная деятельность предприятия направлена на комплексную  безотходную переработку сырья  с целью обеспечения населения  города и области молочной продукцией.

В состав комбината входят цеха основного производства (цех  стерилизованных молочных продуктов, цельномолочный, маслоцех, цех сухого молока, цех мороженого); пять вспомогательных  цехов (ремонтно-механический, ремонтно-строительный, котельная, компрессорный, электроцех), а также производственная лаборатория, лаборатория КИП и А.

Территориально ОАО «Бабушкина крынка» расположено в северной части г. Могилева и занимает площадь 8,859га.

Проектная мощность комбината  составляет 150 тонн цельномолочной продукции, масла - 14,7 тонн, СОМ - 10 тонн в смену.

Технологическое оборудование цехов основного производства представлено оборудованием как отечественного, так и импортного производства. Основная часть его эксплуатируется с  момента пуска комбината и  на сегодняшний день требует замены. Средний износ оборудования по предприятию  составляет 72,3%.

В рамках отдельной Республиканской  программы по организации в РБ производства детского питания на ММК  в 2003 году введен в эксплуатацию цех  стерилизованных молочных продуктов. Идет серийное производство продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Значение и задачи экономического анализа себестоимости продукции

1.1    Экономическая сущность себестоимости продукции и ее роль в повышении эффективности производства

 

 

Для изготовления продукции  в организации затрачиваются  средства труда и предметы труда, рабочая сила. Средства и предметы труда переносят свою стоимость  на изготовляемую продукцию. Затраты  рабочей силы выражаются в заработной плате. Перенесенная стоимость средств  производства, а также начисленная  заработная плата, выступают как  затраты на производство продукции.

Затраты – это оценка используемых производственных ресурсов, выраженных в денежной и натуральной  форме. Затраты ресурсов, выраженные в денежной форме, называются издержками производства. Кроме затрат, связанных  с производством продукции, организация  несет расходы по сбыту продукции (проведению маркетинговых исследований, организации рекламы и др.), выраженные в денежной форме, они представляют издержки реализации.

Издержки – это затраты  на привлечение производственных ресурсов, необходимых предприятию для  осуществления производственной и  коммерческой деятельности. Но наряду с затратами (издержками) на производство и реализацию продукции организация  платит налоги, сборы, производит отчисления в различные целевые и внебюджетные фонды, которые в соответствии с  действующим законодательством  Республики Беларусь также относятся  в затраты организации. Таким  образом, издержки производства – это  реальные или планируемые затраты  финансовых ресурсов предприятия. А  затраты – это не только издержки, связанные с производством и  реализацией продукции, но и расходы  организации, которые она несет  в связи с уплатой косвенных  налогов.

В экономической литературе и на практике, наряду с терминами  «затраты», «издержки», используется и  такая экономическая категория  как «расходы». Отдельные авторы трактуют их как синонимы, но имеются  различия между этими понятиями. Рассмотрим их сущность.

Расходы – это статья издержек, относящихся к определенному  текущему периоду, это конкретные выплаты  в текущем учетном периоде. Расходы  вызываются затратами, относимыми как  на себестоимость продукции, так  и покрываемыми за счет прибыли организации  и целевых средств и средств  специальных фондов. Правительством Республики Беларусь в «Основных  положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» определен состав затрат (не расходов и не издержек) на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость при формировании финансовых результатов предприятия.

Затраты формируют себестоимость  продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также  других затрат на ее производство и  реализацию.

Себестоимость какого-либо товара в организации зависит  как от цен приобретения ресурсов, так и от технологии его изготовления. Технология представляет собой способ производства, который определяет количество ресурсов, необходимых для изготовления продукции. С точки зрения характера  формирования затрат различают индивидуальную и общественно-необходимую себестоимость. Индивидуальная себестоимость –  это себестоимость, которая складывается в отдельной организации. Под  общественно-необходимой себестоимостью следует понимать себестоимость  производства той или иной продукции  по отрасли при общественно нормальных условиях производства. Индивидуальная себестоимость может быть выше или  ниже отраслевой.

По характеру информации, отражающей период расчета, себестоимость  подразделяется на плановую, нормативную  и фактическую.

Плановая себестоимость  отражает максимально допустимые затраты  предприятия на выпуск продукции  в плановом периоде. Она определяется по плановым ценам.

Нормативная себестоимость  определяется на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат. Она показывает достигнутый уровень  затрат и в отличие от плановой пересматривается по мере внедрения  оргтехмероприятий и изменения  норм затрат.

Фактическая себестоимость  – та, которая сложилась в отчетном периоде на основе данных бухгалтерского учета. Она учитывает дополнительные затраты, вызванные отступлением от установленного технологического процесса; затраты материалов сверх норм расхода; потери от брака; простоев и другие, не предусмотренные нормативной  себестоимостью. Отклонение фактической  от нормативной себестоимости может  вызываться причинами, зависящими и  независящими (изменение цен, условий  оплаты труда и тарифных ставок и  т.д.) от деятельности организации. Необходимо изучать причины отклонения фактической  себестоимости от нормативной и  плановой в целях выявления резервов производства.

Информация о работе Анлиз себестоимости на примере предприятия