Бренд и брендинг: эволюция, состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 02:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы в рассмотрении уже существующих методологий оценки эффективности бренда и изучение моделей, которые желательно применять в будущем .
Задача в том, чтобы подробно рассмотреть модели оценок эффективности.
На данный момент можно сделать вывод о том, что в современном маркетинге не существует общепринятых подходов в оценке бренда.

Содержание

1)Введение……………………………………………………………3
2) Глава I. Сущность бренда и эволюция его развития…………..4
1.1. Понятие бренда………………………………………………4
1.2. Эволюция бренда……………………………………………6
3) Глава II. Методология оценки эффективности бренда……….14
2.1. Дифференциация подходов к оценке эффективности ……14
брендинга
2.2. Интегральная модель оценки эффективности брендинга…25
4) Приложения……………………………………………………….29
5) Заключение………………………………………………………..34
6) Список литературы……………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач коммерция.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

министерство  культуры  российской федерации 

Федеральное образовательное  БЮДЖЕТНОЕ учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет кино и телевиедния»

 

 

Кафедра рекламы и  связи с общественностью

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: « КОММЕРЦИЯ»

На тему: «Бренд и брендинг: эволюция,

состояние и перспективы  развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Андреева А.А.

Гр.968

 

Проверил:

Доцент Минько Э.В.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание:

 

     1)Введение……………………………………………………………3

2) Глава I. Сущность бренда и эволюция его развития…………..4

    1.1. Понятие  бренда………………………………………………4

    1.2. Эволюция бренда……………………………………………6

3) Глава II. Методология оценки эффективности бренда……….14

    2.1. Дифференциация подходов к оценке эффективности ……14

брендинга

    2.2. Интегральная модель оценки эффективности брендинга…25

4) Приложения……………………………………………………….29

5) Заключение………………………………………………………..34

6) Список литературы……………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

В настоящее время брендинг  является очень популярным видом деятельности на предпринимательском рынке, что делает изучение брендинга и понятий с ним связанных актуальными.

В последнее время вопросы брендинга  все чаще становятся объектом теоретических  изысканий и научных исследований. Тем не менее в этих исследованиях остаются проблемы, к анализу которых редко обращаются теоретики, среди них — оценка эффективности брендинга.

В своей работе, которую я разделила  на две главы, я рассмотрела эволюцию происхождения бренда и методологию оценок эффективности брендинга.

Цель работы в рассмотрении уже существующих методологий оценки эффективности бренда и изучение моделей, которые желательно применять в будущем .

Задача в том, чтобы подробно рассмотреть модели оценок эффективности.

На данный момент можно  сделать вывод  о том, что в современном маркетинге не существует общепринятых подходов в оценке бренда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность бренда и эволюция его развития

    1. Понятие бренда

 

У понятий «бренд и  брендинг» существует много различных определений, несмотря на то, что они являются сравнительно новыми. Этимология этих терминов уходит в далёкое прошлое. В переводе оно означает: а) клеймо, б) выжигание калёным железом.

Современные значения этого слова  мало похожи на его изначальный перевод. Знаменитый рекламист Дэвид Огилви дал такое определение бренду: «Это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Бренд так же является сочетанием впечатления, который он производит на потребителей, и результатом их опыта в использовании бренда».

Ещё бренд представляет собой совокупность элементов, представляющих собой добавленную  ценность (дополнение к материальной ценности или полезности) товара или  услуги. Наличие бренда означает, что даже при приблизительно равных потребительских и иных свойствах товар будут больше покупать. В общем понятии бренд – это популярный товарный знак, который обрел известность благодаря удачным маркетинговым процедурам. Брендинг, соответственно, это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, а также других элементов рекламной деятельности, объединенных определенной идеей и характерным унифицированным оформлением, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ.[1]

Но важно не путать два близких  понятия – бренд и торговую марку. На самом деле бренд – это не только торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и звуковых символов компании или товара. Понятие бренда более широкое, поскольку в него ещё входит сам товар или услуга со всеми его характеристиками. Бренд – это некоторое впечатление о товаре в умах потребителей, ярлык, который мысленно наклеивается на товар.

Бренд помимо всего прочего, является инвестицией в будущее.

Если производитель  выпускает напиток "лимонад" и вкладывает деньги в «раскрутку» товара, то через десять лет он с удивлением обнаружит, что плоды его многолетних усилий равны нулю. Потому, что ни название напитка, ни его упаковка изначально ничего не говорят покупателю. Любой конкурент без особых усилий переманит покупателей на свою сторону, если предложит им более вкусный напиток под тем же названием за меньшую цену. Люди хотят пить не просто «колу», а именно Coca-Cola, хотя производителей, выпускающих «коловые» напитки — очень много. Но если производитель создаст хороший напиток с оригинальной упаковкой и названием, то дальнейшие вложения денег в развитие товара будет защищены. Год за годом фирма будет завоевывать все новых и новых потребителей, и в конечном итоге, возможно, достигнет того, чего достигли некоторые мировые компании, торговые марки которых в денежном эквиваленте оцениваются значительно дороже, чем все материальные активы. В Приложении 1 представлен рейтинг лучших (и самых дорогих) брендов 2012 года. Его ежегодно проводит журнал BusinessWeek и международная консалтинговая группа Interbrand. Данный рейтинг является самым влиятельным списком глобальных брендов, в котором оцениваются рейтинги брендов, а также изменения их позиций по многим параметрам. Рейтинг составляется медиагруппой BusinessWeek в сотрудничестве с компанией Interbrand Group.

Известно, что маркетинг  может быть эффективен только в том  случае, когда товар соответствует  потребностям рынка. Аналогичная ситуация с брендингом — если товар не в состоянии удовлетворить потребителя, то любой, самый гениальный бренд, созданный для него, обречен на провал. Для того чтобы предотвратить это, необходимо знать основные особенности архитектуры (структуры) бренда.

Создание бренда — это творчество, основанное на глубоком знании рынка. Процесс создания бренда достаточно сложен, а цена ошибки может составлять просто астрономическую сумму, поэтому многие крупные компании предпочитают не заниматься этим самостоятельно, а передать создание бренда фирме-профессионалу в этой области. Стоимость контракта только на создание имени продукта может составлять от 30 до 50 тыс. долларов, имя корпорации может обойтись в 50 — 75 тыс. долларов, в некоторых случаях сумма превышает 100 тысяч. Эти цифры назвало американское агентство Lexicon Branding, результат работы которого сегодня знаком каждому из нас — на его счету создание имени Pentium.

 

    1. Эволюция бренда

 

Возможно, первое известное  человечеству использование бренда практиковалось еще во времена Древнего Египта, когда ремесленники ставили  свое тавро (клеймо) на сделанные ими  кирпичи, чтобы определить создателя каждого кирпичика. Также существуют задокументированные свидетельства появления торговых марок на Греческих и Римских светильниках, Китайском фарфоре. Торговые марки использовались в Индии в 1300 году до нашей эры.  

Брендинг активно применялся в Средние Века, когда цеховые ремесленники помечали свои товары особой маркой. Это стало необходимым, поскольку население росло, и на одной и той же территории появилось больше одного кузнеца, каменщика, сапожника ли плотника. В некоторых старых городах Европы, таких как Зальцбург и Роттенбург, туристы до сих пор могут видеть подлинные железные «торговые знаки», отмечавшие мастерские, где работали «держатели» этих торговых марок. В 1266 английское законодательство официально требовало, чтобы булочники отмечали своим знаком каждую буханку хлеба, чтобы вес каждой буханки соответствовал заявленному.

В ранней истории Соединенных  Штатов марки часто использовались для идентификации скота (коров, овец), позже стали использоваться для отмечания особого качества товара, представленного владельцем определенной фермы или ранчо.  

Однако настоящий расцвет  идеи брендинга пришелся на вторую половину двадцатого века, и связано  это было с вполне естественными  причинами - появлением на рынке большого количества похожих товаров. Развитие торговых марок - и самого брендинга - прошло достаточно сложный, но как сейчас видится, логичный путь. Этот путь сродни развитию самого общества, его объединению, глобализации во всех ее позитивных и негативных аспектах. Здесь политическая, экономическая, информационная и социальная составляющая. Именно последняя составляющая, говорящая о структурных и коммуникационных изменениях в обществе наиболее интересует. Необходимо также отметить изменение, эволюцию сознания в отношении самого материального потребления тех людей, кого мы зовем сейчас потребителями. Оговоримся сразу, что под потребителями мы подразумеваем тех, кто так или иначе связан с ёмким понятием и философией западного потребления.

Эволюцию идеи, имиджа торговой марки, далее бренда можно достаточно условно разделить на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и информационный. Деление между этими этапами относительно, и четких временных границ между ними не существует, но примерные временные рамки можно обозначить. Индустриальный этап развития, с которого, собственно, и началось становление брендов в современном их понимании, начал постепенно сменять доиндустриальный, доисторический этап брендов, с середины ХIХ века до начала ХХ. Последний, информационный этап, находится в своем начале сейчас в хорошо развитых (капиталистических) странах мира. Россию в целом еще можно отнести к развивающемуся индустриальному этапу, за исключением небольшого числа компаний и, в целом, городов масштаба Москвы и Санкт-Петербурга.

Доиндустриальный этап

Первый этап еще только потенциальной жизни брендов  в обычных товарах обозначен  следующими чертами доиндустриального, аграрного общества: региональная автономия, раздробленность мелких административных субъектов, культурная монополия правящего класса и столицы, малозначимость масс для культуры и политики, властная вертикальная интеграция и членство в обществе, в соответствии с родством, кастой, религией. Изначально на обычном рынке для обычных покупателей присутствовали простая соленая соль, простая пшеница, пакля, мыло и еще несколько сотен товаров называвшихся, так же как и сам продукт. Но эти товары еще не были обозначены и связаны с покупателем психологически и эмоционально, не был создан их индивидуально-личностный характер, не была выражена их не продуктовая сущность. Т.е. в целом еще не существовало всего того, что составляет суть бренда и помогает рождаться и сбываться мечтам потребителей. Дело как раз было в том, что все эти обиходные продукты продавались для самого “приземленного” потребления, удовлетворения физиологических потребностей и не имели никаких особых самостоятельных ценностей. Они были просто куском мыла, т.е. тем, что хорошо моет и не имели таких особых дополнительных атрибутов, как способность к очарованию или превращению всего в красоту. В то же время, например, у каждой буханки хлеба был свой собственный запах, вкус, вес и т. д. — в зависимости от того, кто его испек. В этом смысле все продукты были уникальными, в отличие от продуктов индустриального общества, с их массовым и стандартным характером. Продукты в доиндустриальном обществе выполняли исключительно утилитарные функции. Однако потребитель еще не был потребителем в современном понимании: он не был подвергнут рекламному воздействию, не впитал идеи брендов через маркетинговые коммуникации и рекламу. Человек большей частью покупал товар только для того, чтобы удовлетворить свои потребности в еде, питье, безопасности, и т. д., то есть, руководствуясь практическими соображениями, которые и реализовывались через обезличенные товары. Таким образом, товары доиндустриального периода обслуживали лишь насущные материальные потребности людей, в противовес другим некоммерческим ценностям, удовлетворявшим более “высокие” потребности (психологические, социальные, культурные, духовные): отношения человека с семьей, друзьями, государством, религией и прочим.

Индустриальный этап

На втором, индустриальном этапе, со становлением промышленности, ее ростом и исчезновением кустарного и ремесленного производства товары становятся все более стандартными, унифицированными и технологичными. В целом уменьшается региональная автономия, общество становится более интегрированным, благодаря развитию экономических и производственных связей, единому законодательству и общему управлению на уровне государств. Монополия правящего класса на культуру уходит в прошлое, повышается уровень образования населения (появляется массовое образование), доступ к культурным ценностям формально становится открытым для всех. Членство в обществе уже в большей степени определяется языком человека и его способностями. Экономика горизонтально интегрируется, и ее роль в общественном развитии становится ведущей вместе с некоторыми идеями, которые быстро распространяются на весь мир через ставшие их мощными ретрансляторами СМИ. Производство постепенно становится массовым и более дешевым, отсюда возникает и начинает складываться массовое потребление.

Ведущая роль экономики  приводит к тому, что потребительское  поведение начинает всячески пропагандироваться как нечто лучшее, что есть в жизни. Постепенно, под действием транслируемых через продвигаемые торговые марки идей, у людей складывается новое представление о богатстве, счастье, развитии – и главное – самой жизни и всего того, из чего она состоит. Это изменение происходит последовательно: от низших ценностей людей, таких как физиологические потребности, безопасность к высшим, таким как самоуважение и самореализация. В новых, формирующихся представлениях неотъемлемым элементом и участником становится бренд, но вначале только как бренд одного продукта. Товарам становящимся сходными по цене и качеству не остается ничего другого как при своей подаче потребителю постепенно замещать свои физические атрибуты, на эмоциональные, социальные, эстетические. При этом бренд использует не только материальные, но и психологические, эмоциональные, социальные потребности людей, т.е. обладание брендованным продуктом становится неотъемлемой частью уже не столько удовлетворенного физического, сколько социального и психологического комфорта.

Все происходящие с людьми под действием брендов ведет, в конечном счете, к единой стратегической цели маркетинга – увеличению прибыли при росте марочного капитала и различается от бренда к бренду только в тактических моментах. При этом некоторые наиболее успешные бренды начинают расти и расширяться, захватывая под себя все новые продукты и образуя целые линейки разных, но еще достаточно сходных продуктов. Естественным является то, что со временем связь бренда с его потребителем усиливается при условии согласованности и развитии разносторонних маркетинговых коммуникаций бренда. В течение всего прошлого, ХХ века, поколение за поколением вырастали люди, чьи личные и социальные нормы и ценности все более становятся потребительскими – с одной стороны, и управляемыми через маркетинговые коммуникации – с другой, люди, мыслящие в терминах и рамках брендов. Под воздействием идей сильных брендов и идей индустриального потребительского общества происходит изменение выражения нравственных и моральных норм человека-потребителя. Происходит замещение того, через что выражаются иррациональные и экзистенциальные ценности, присутствующие априори в сознании людей. Теперь они начинают в большей степени реализовываться через потребительскую культуру и «особые» ценности продукта (бренд). В индустриальном этапе начинает исчезать зазор между ролью человека, которую он играет в обществе, и его сутью, он становится, в том числе и для себя самого тем, что потребляет.

Информация о работе Бренд и брендинг: эволюция, состояние и перспективы развития