Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:08, курсовая работа
Актуальность в написании данной работы состоит в необходимости повышения качества государственного управления в Российской Федерации.
Объект исследования – государственное управление.
Предмет исследования – теория управления социально-экономическими процессами.
Курсовая работа
по дисциплине
«Экономика»
на тему: «Государственное регулирование»
Содержание
Актуальность в написании данной работы состоит в необходимости повышения качества государственного управления в Российской Федерации.
Объект исследования – государственное управление.
Предмет исследования – теория управления социально-экономическими процессами.
Цель данной работы – определить роль, цели, задачи и методологию государственного управления.
Задачи работы:
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что качества государственного управления влияет на конкурентоспособность страны в условиях становления и развития ее национальной экономики.
В качестве теоретической основы исследования выступили в следующем порядке (с единой нумерацией):
В целях достижения ранее поставленной цели была определена следующая структура работы:
Метод исследования – метод системного анализа.
Научная значимость работы состоит в том, что в ходе раскрытия темы, вынесенной в заглавие работы, рассмотрены труды многих известных ученых-экономистов, занимающихся вопросами совершенствования государственного управления.
На начальном этапе формирования капитализма, на этапе первоначального капиталистического накопления производящий капиталист реципиент инвестиций и капиталист-инвестор были практически неразделимы и нередко совпадали в одном лице.
В случае, когда развитие производства требовало значительно больше средств, чем было в наличии у предпринимателя, или когда вложения были связаны с опасностями, не зависящими от воли и неконтролируемыми предпринимателем, он мог объединить свои усилия с другими предпринимателями – инвесторами.
Возможность разбогатеть – сильная мотивация, но мало кому удается пока разбогатеть, не вступая в азартную игру. 1
Теория и практика развития мирового хозяйства свидетельствует о том, что ни в коем случае не может быть эффективно функционирующей рыночной модели экономики без самого активного участия в ней в качестве регулятора государственных органов власти.
Государственные (исполнительные, законодательные, судебные) органы власти включаются в экономическую жизнь для поддержания экономической стабильности в ней, обеспечения равновесия, снижения негативного действия экономических циклов в функционировании той или иной экономики.
Прежде всего, государственные органы власти должны способствовать повышению степени эффективности финансово-хозяйственной деятельности всех ее (экономики) хозяйствующих субъектов.
Для чего оно должно активно задействовать рыночные механизмы. Кроме того, государственные (исполнительные, законодательные, судебные) органы власти должны брать на себя обеспечение правопорядка и общественного климата, способствующих повышению степени эффективности функционированию рыночной модели экономики.
Вмешательство государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в хозяйственный процесс было характерно на всех стадиях развития рыночной модели экономики.
Однако следует заметить, что на более ранних стадиях развития рыночной модели экономики данное вмешательство сводилось е следующему:
При этом необходимо отметить то, что по мере становления и развития рыночных отношений в обществе появляется характерная данной модели экономики тенденция к монополизации.
Не контролируемое рыночное распределение приводит к резкому разрыву в уровне доходов, к снижению трудовой занятости. Подобные явления не устраивают и не могут устраивать большую часть населения любой страны, что может, в свою очередь, привести к большим социальным конфликтам.
Сама мысль о том, что только рыночная ни кем и ни чем не контролируемая модель экономики может обеспечить социально-экономическое благополучие в обществе может поставить под вопрос само существование данной экономической системы.
Поэтому сегодня государственные (исполнительные, законодательные, судебные) органы власти являются необходимым и важным субъектом любой экономики. Большая роль отводится государственным (исполнительным, законодательным, судебным) органам власти даже в тех государствах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.
Теоретическое понимание роли государственных органов власти в рыночной модели экономики связывается с именем британского ученого-экономиста Дж. Кейнса. Именно он впервые в мире доказал невозможность самоисцеления рыночной модели экономики в период ее рецессии, и в связи с этим необходимость проведения политики со стороны в направлении обеспечения совокупного спроса и совокупного предложения с целью вывода данной экономики из ее спада.
Позиции Дж. Кейнса всегда противостояли и продолжают и по сей день противостоять сторонники неоконсерватизма. Они стоят на догматике по поводу невмешательства государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в экономическую жизнь хозяйствующих субъектов, утверждая о том, что функционирование системы равновесных цен предоставляет механизм, который и может обеспечить общую сбалансированность экономики без государственного вмещательства в экономику в качестве ее регулятора. Они считают, что именно этот механизм способен бороться с возникающими подобными проблемами в экономике.
Например, австрийский ученый-экономист А. Хайек отмечал, что государство должен быть исключительно «ночным сторожем», не вмешиваясь в хозяйственные процессы.
Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планово-государственным управлением.
Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по:
− сферам действия рынка и государства;
− функциям государственного управления;
− формам и методам государственного вмешательства.
Любое неконтролируемое ни кем и ни чем функционирование рыночной модели экономики не возможно, но в то же время не возможно и абсолютное преобладание государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в данной экономике. Поэтому необходим определенный консенсус или некая «золотая» середина при определении оптимальной роли государства в рыночной модели экономики – это касается всех стран мира.1
Особое место государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы.
Место и роль государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом.
Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом.
Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов.
Такие ситуации именуются «провалами» рынка. Обычно к их числу относятся:
1. принятие нормативных документов и нормативно-правовых актов и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;
2.. предоставление так называемых «общественных благ», распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:
- во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
- во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.
Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов.
Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить.
Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государственные (исполнительные, законодательные, судебные) органы власти;
3. наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности.
Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды.
Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории.
Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;
4. несовершенная конкуренция и информационная асимметрия.
Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе.
Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;
5. перераспределения в целях
обеспечения социально-
Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества.
Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);
6. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.
В современной экономической науке наряду с понятием «государство» широко используется понятие «общественный сектор». Данные категории не тождественны, но тесно взаимосвязаны друг с другом.
Общественный сектор любой национальной экономики – это сфера хозяйственной деятельности, направленная на сведение к минимуму действия рынка, а также создание социально-экономических благ.
Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством.
В его состав входят: