Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 13:43, курсовая работа
Государственное регулирование территориального развития в условиях рынка осуществляется на всех уровнях государственного управления.
На федеральном уровне регулируются процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; осуществление экологических и социальных программ; организация межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
На региональном уровне основное внимание должно уделяться использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.
Специфика регионов определяет рациональность использования определенного набора экономических мотиваций.
Введение
1.Сущность государственного регулирования развития регионов.
1.1.Цели и задачи государственного регулирования развития регионов.
1.2.Основные направления государственного регулирования развития регионов.
2.Проблемы развития регионов и пути их преодоления.
2.1.Методы и формы государственного регулирования развития регионов.
2.2.Проблемы развития регионов и пути их преодоления.
Заключение
Список используемой литературы
Государственное регулирование развития регионов (тема №16)
Введение
1.Сущность государственного регулирования развития регионов.
1.1.Цели и задачи государственного регулирования развития регионов.
1.2.Основные направления
2.Проблемы развития регионов и пути их преодоления.
2.1.Методы и формы государственного регулирования развития регионов.
2.2.Проблемы развития регионов и пути их преодоления.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Государственная региональная политика – это сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
Особенности России требуют наиболее активного вмешательства государства по устранению недостатков в экономике, решению территориальных проблем, созданию условий для стабильного развития регионов и страны в целом.
Новые экономические условия диктуют необходимость перехода России к более эффективным реформам в государственном регулировании территориального развития. Основные тенденции проведения реформ определяются такими процессами, как замена административно-командного управления рыночными отношениями, изменением структуры собственности и распределение доходов, увеличение экономических прав регионов.
Государственное регулирование территориального развития в условиях рынка осуществляется на всех уровнях государственного управления.
На федеральном уровне регулируются процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; осуществление экологических и социальных программ; организация межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
На региональном уровне основное внимание должно уделяться использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.
Специфика регионов определяет рациональность использования определенного набора экономических мотиваций.
Для успешного реформирования экономики необходимо учитывать территориальные особенности в реализации основных направлений государственной политики.
В области финансовой и налоговой политики необходимо повышение доли региональных бюджетов в общем бюджете страны. В условиях неустойчивой экономической обстановки в стране реализация долгосрочных территориальных планов невозможна, и государству приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Это в основном вынужденная политика, но именно она постоянно их воспроизводит. Создается так называемый заколдованный круг, и выйти из него можно только при проведении последовательной политики в государственном регулировании территориального развития. Результатом этих действий должна стать система организационно-правовых и экономических методов и форм, регулирующих процессы территориального развития регионов РФ.
1.Сущность государственного
регулирования развития
1.1.Цели и задачи государственного регулирования развития регионов.
Целью регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде является обеспечение условий для ориентации экономики на перестройку структуры и поступательный рост производства, достижение социального и экологического благополучия и прогресса. Это означает реализацию важнейших требований экономических законов регионального развития и руководящих установок региональной политики.
Регулирующими органами являются структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, министерства финансов, экономического развития и торговли др.), а также региональные органы власти. Повышают свою роль в государственном регулировании социально-экономического развития регионов, особенно в содействии их хозяйственному подъему и в территориально-экономической интеграции полномочные представительства Президента в федеральных округах и ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации.
Региональное развитие регулируется на трех уровнях — федеральном (межрегиональном), региональном (субъектов Федерации) и местном (муниципальном), причем последние два уровня играют главную роль.
До недавнего времени основой региональной политики в РФ считался процесс централизованного планового размещения производительных сил по территории страны, применяемый еще со времени СССР. Экономика каждого из регионов рассматривалась как часть единого народнохозяйственного комплекса. Основное внимание уделялось вопросам сдвига производительных сил на восток, развитию новых экономических районов всероссийского значения на вновь осваиваемых территориях, рациональному размещению крупных энерго, материало и трудоемких народнохозяйственных комплексов, установлению рациональных межрайонных транспортно-экономических связей, формированию территориальных систем расселения, опирающихся на рост крупных и крупнейших городов и т.д.
При этом удалось устранить многие крупные диспропорции в народном хозяйстве, обеспечить экономический подъем национальных окраин и экономически слаборазвитых районов, вовлечь в хозяйственное использование природные ресурсы северных и восточных регионов, создать единую систему транспортных коммуникаций и т.п.
При этом накапливались новые проблемы и противоречия в региональном развитии, которые не находили своего адекватного разрешения.
Изменения в системе производственных отношений, связанные со сломом централизованного управления и введением рыночных механизмов регулирования, становление самостоятельности национальных образований, развитие местного самоуправления, самостоятельности предприятий потребовало пересмотра представлений о приоритетах в системе региональной политики.
Первая группа приоритетов:
процесс экономического и социального
развития национальных и административно-
Вторая группа приоритетов: развитие горизонтальных связей, формирующихся на основе соглашений между регионами (“Центральная Россия”, “Сибирское соглашение”, “Урал”, “Север” и т.д.)
Третья группа приоритетов: процессы, влияющие на экономику всех или многих регионов, но управление которыми может осуществляться на уровне федеральных органов.
В новых условиях центр тяжести перемещается с вопросов размещения производства на проблемы социального и экономического развития регионов. При этом директивно устанавливаемые производственные и социальные задания заменяются разработкой возможных сценариев развития социально-экономических процессов, а прямое распределение ресурсов - разработкой экономических и правовых рычагов воздействия на размещение инвестиций и темпы регионального развития.
Задачами государственного регулирования развития регионов в новых условиях являются:
1) создание общих
правил взаимодействия
2) предотвращение
процесса хозяйственного
3) создание системы оперативного разрешения возникающих конфликтов в системе «федеральный центр – регионы»;
4) формирование
собственной ресурсной базы
5) выделение регионов со специфическим статусом (свободные экономические зоны, депрессивные районы, зоны экологических бедствий и др.);
6) контроль за внутрирегиональными конфликтами социального и общественного характера.
В структуре государственного
регулирования развития можно выделить
несколько качественно различных отношений.
Во-первых, это общеполитическое регулирование,
находящееся в русле государственной
региональной и федеральной политики.
Оно определяет сферы самостоятельных
и совместных действий, полномочия и ответственность
органов власти Федерации, ее субъектов
и административно-
1.2. Основные направления государственного регулирования развития регионов.
Основными направлениями реализации государственной региональной политики являются:
формирование правовых основ федеративных отношений, отношений местного самоуправления, что подразумевает перераспределение полномочий между федеральными органами, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с реально выполняемыми ими функциями, а также практическое обеспечение конституционного принципа взаимного равноправия субъектов РФ;
систематическая разработка прогнозов
социально-экономического развития РФ
и федеральных целевых программ; методическое
и нормативное обеспечение деятельности
органов государственной власти РФ, субъектов
Федерации и органов местного самоуправления;
периодическое изменение административно-
Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:
1) эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы;
2) поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;
3) проведение
4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
5) регулирование регионального развития.
Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны, регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.
Изучение практики регионального управления в субъектах Федерации, имеющих ускоренные темпы экономического и социального развития, реализующих инновационные подходы к управлению регионами, к разработке стратегий регионального развития, а также мнений наиболее успешных губернаторов о перспективных направлениях развития регионов, позволило выявить ещё один возможный подход к формированию стратегии регионального развития: конкурсное распределение бюджетных средств (поощрение регионов по степени их активности) на основе выделенных критериев качества регионального управления, среди которых могут быть следующие:
- наличие эффективной стратегии развития региона;
- рост налогооблагаемой базы региона;
- выполнение программ и планов, обеспеченных ресурсами (свидетельство компетентности региональных администраций и умения достигать поставленных целей)
- участие в межрегиональной конкуренции в соответствии с системой показателей (темпы прироста трудовой миграции, количество иногородних абитуриентов в местных учебных заведениях, рост частных инвестиций, количество предприятий малого бизнеса на 1000 жителей и т.д.).
2. Проблемы развития регионов и пути их преодоления
2.1.Методы и формы государственного регулирования развития регионов.
Методы экономического регулирования регионального развития можно разделить на три группы:
Информация о работе Государственное регулирование развития регионов