Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Социально-экономическая сущность финансов 5
1.2. Структуры финансовой системы России 8
1.3. Сущность и функции государственных финансов 15
1.4. Органы государственного управления финансами 21
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ. 28
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные финансы.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Государственные финансы

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов.

Формирование финансовых ресурсов государства – это сложная  комплексная деятельность различных  органов, структур, осуществляемая в  рамках проводимой финансовой политики, включающей наличие соответствующих идей, планов, концепций, находящих реальное воплощение в их практических действиях.

Финансовая политика государства предусматривает алгоритмы  управления финансами, т.е. выработку  целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов. 1

Финансовая политика – это часть социально-экономической  политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. 2

При этом финансовая политика преследует цель упорядочения отношений, возникающих при формировании финансовых ресурсов, бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств с целью  решения всего спектра социальных, экономических, правовых и иных задач, стоящих перед государством.

Формирование финансовых ресурсов самым тесным образом связано  с эффективностью функционирования системы налогового администрирования, поскольку именно она, во многом, обеспечивает формирование основной доли финансов государства и возможности эффективной реализации финансовой политики.

В условиях мирового финансового  кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции управление государственными финансами в России приобретает особую актуальность и значимость.

Цель курсовой работы - исследование сущности и функций  государственных финансов.

Объект исследования – государственные финансы.

Предмет исследования - совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования государственных финансов.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

1.1. Социально-экономическая сущность финансов

 

Финансы (фр. Finance от лат. Financia - доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Финансы представляют собой  экономические отношения, связанные  с формированием, распределением и  использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в  том, чтобы путем образования  денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Деньги же выступают  посредником в процессе товарного  обращения и являются важным платежным  средством.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая; а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Сущность финансов проявляется в их функциях (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Функции финансов 3

Финансы выполняют две  основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция означает распределение валового внутреннего продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

  • Распределительная функция финансов

Распределение национального  дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  2. доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального  дохода связано:

  • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения  образуются вторичные или производные  доходы. Это доходы, полученные в  отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

  • Контрольная функция финансов

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Кроме основных, финансы  выполняют еще регулирующую и  стабилизационную функции.

  • Стабилизационная функция финансов

Она позволяет обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия для существования.

  • Регулирующая функция финансов

Эта функция связана  с вмешательством государства через  финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

Функции финансов реализуются  через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

1.2. Структуры финансовой системы России

 

Финансовая  наука  обосновывает теоретические позиции  финансовых  отношений.  Базовые положения  научных  и  прикладных  финансовых  исследований  определяют  организацию  финансовых потоков между государством, предприятиями и гражданами. Характер финансовых отношений активно влияют на уровень социально-экономического  развития  территории и сложившихся организационно-финансовых проблем.  Посредством финансовых  отношений осуществляется  моделирование экономических ситуаций и вариантов развития, прогнозируются позитивные и негативные последствия государственных решений.

Современные системные  исследования содействуют выработке  перспективных  направлений развития  государственных  финансов.  Именно  на  основе  финансовых  отношений  осуществляется формирование  и  использование  фондов  денежных  средств  всех  составных элементов  финансовой системы страны. 

В современной финансовой науке представлены различные подходы к  интерпретации  понятия  «финансовая  система».

К наиболее распространенному из них относится определение финансовой системы как совокупности финансовых отношений,  возникающих в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов денежных  средств государства,  хозяйствующих субъектов,  домашних хозяйств.

Финансовая  (или финансово-кредитная) система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. 

Финансовая система  представляет собой совокупность различных  сфер (звеньев) финансовых отношений. Эти  звенья характеризуются особенностями  формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Истоки финансовой системы  лежат в реальной экономической системе, состоящей из действующих и взаимодействующих участников воспроизводственного процесса и товарно-рыночных отношений. Формирование и развитие национально-государственной финансовой системы осуществляются государственными и муниципальными органами и направлены на:

  • формирование единых правил и порядка образования финансов, инструментов и механизмов движения финансов, а также правовое, институциональное и организационное обеспечение финансов;
  • регулирование макроэкономических процессов посредством инвестиционной, научно/технической, налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политики;
  • государственную поддержку национального  бизнеса,  создание необходимых  условий  для  включения  национального  бизнеса в международные экономические и финансовые отношения;
  • проведение комплексной  социальной политики и обеспечение социальной  стабильности;
  • финансирование  государственных программ, проектов на федеральном и региональном уровнях.

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система  РФ состоит из трех крупных блоков:

  • государственные финансы;
  • местные финансы;
  • финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства. 4

Информация о работе Государственные финансы