Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа
На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Социально-экономическая сущность финансов 5
1.2. Структуры финансовой системы России 8
1.3. Сущность и функции государственных финансов 15
1.4. Органы государственного управления финансами 21
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ. 28
Заключение 34
Список литературы 36
Государственные финансы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов.
Формирование финансовых ресурсов государства – это сложная комплексная деятельность различных органов, структур, осуществляемая в рамках проводимой финансовой политики, включающей наличие соответствующих идей, планов, концепций, находящих реальное воплощение в их практических действиях.
Финансовая политика
государства предусматривает
Финансовая политика
– это часть социально-
При этом финансовая политика
преследует цель упорядочения отношений,
возникающих при формировании финансовых
ресурсов, бюджетных и внебюджетных
фондов денежных средств с целью
решения всего спектра социальн
Формирование финансовых ресурсов самым тесным образом связано с эффективностью функционирования системы налогового администрирования, поскольку именно она, во многом, обеспечивает формирование основной доли финансов государства и возможности эффективной реализации финансовой политики.
В условиях мирового финансового
кризиса, экономической нестабильности
и замедления темпов экономического
роста при одновременном
Цель курсовой работы - исследование сущности и функций государственных финансов.
Объект исследования – государственные финансы.
Предмет исследования - совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования государственных финансов.
1.1. Социально-экономическая сущность финансов
Финансы (фр. Finance от лат. Financia - доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий для расширенного воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Деньги же выступают посредником в процессе товарного обращения и являются важным платежным средством.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая; а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.
Сущность финансов проявляется в их функциях (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Функции финансов 3
Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция означает распределение валового внутреннего продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.
Перераспределение национального дохода связано:
В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Кроме основных, финансы выполняют еще регулирующую и стабилизационную функции.
Она позволяет обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия для существования.
Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.
Финансовая наука обосновывает теоретические позиции финансовых отношений. Базовые положения научных и прикладных финансовых исследований определяют организацию финансовых потоков между государством, предприятиями и гражданами. Характер финансовых отношений активно влияют на уровень социально-экономического развития территории и сложившихся организационно-финансовых проблем. Посредством финансовых отношений осуществляется моделирование экономических ситуаций и вариантов развития, прогнозируются позитивные и негативные последствия государственных решений.
Современные системные исследования содействуют выработке перспективных направлений развития государственных финансов. Именно на основе финансовых отношений осуществляется формирование и использование фондов денежных средств всех составных элементов финансовой системы страны.
В современной финансовой науке представлены различные подходы к интерпретации понятия «финансовая система».
К наиболее распространенному из них относится определение финансовой системы как совокупности финансовых отношений, возникающих в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств.
Финансовая (или финансово-кредитная) система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений. Эти звенья характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.
Истоки финансовой системы лежат в реальной экономической системе, состоящей из действующих и взаимодействующих участников воспроизводственного процесса и товарно-рыночных отношений. Формирование и развитие национально-государственной финансовой системы осуществляются государственными и муниципальными органами и направлены на:
Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.
Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства. 4