Государственный бюджет и его роль в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть государственный бюджет и особенности бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью курсовой работы выдвигаются следующие задачи:
- изучение государственного бюджета, его роли и функций в национальной экономике;
- исследование понятия бюджетного регулирования, его форм и методов;
- анализ основных направлений бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
1.1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике. 5
1.2 Функции государственного бюджета. 9
1.3 Формы и методы бюджетного регулирования. 13
ГЛАВА 2 Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_33_33_33.docx

— 158.61 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Тема курсовой работы: «Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь»

25с: табл.2, ил.2,библиогр. — 17назв

Ключевые  слова: государственный бюджет, бюджетная политика, бюджетное регулирование, бюджетный дефицит, финансовая система

Объект исследования: государственный бюджет страны.

В работе проведен анализ понятия государственного бюджета и бюджетного регулирования, а также особенностей и направлений  бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе на основе теоретического и практического  опыта.

При выполнении работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания, исторический метод, логический метод.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.


 

  _______________

(Подпись) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   4

  ГЛАВА 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.

1.1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.         5

1.2 Функции государственного бюджета.                                                       9

1.3 Формы и методы бюджетного регулирования.                                         13

ГЛАВА 2 Основные направления бюджетной  политики Республики Беларусь.                                                                                                           18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 24

Список  использованной литературы                                                            25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством  бюджетной системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций. Экономические и  политические реформы, проводимые в  Республике Беларусь в последнее время, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, в условиях современного финансово-экономического кризиса дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку населения.

Цель  курсовой работы – рассмотреть государственный бюджет и особенности бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

Объект  исследования – национальная экономика  Республики Беларусь.

Предмет исследования – государственный бюджет.

В соответствии с целью курсовой работы выдвигаются следующие задачи:

- изучение  государственного бюджета, его  роли и функций в национальной  экономике;

- исследование  понятия бюджетного регулирования,  его форм и методов;

- анализ  основных направлений бюджетной  политики Республики Беларусь  на современном этапе.

Курсовая  работа основывается на законодательных актах Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.

 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО  РОЛЬ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 

 

 

1.1 Государственный   бюджет и его роль в национальной  экономике.

 

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну [5, с. 204].

Бюджет  как ведущее звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом развитии, требует строго аргументированной  характеристики его сущности.

Бюджет  является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические  отношения, возникающие у государства  с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части  денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета  отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием  бюджетного фонда на определенные цели.

Сущность  бюджета одинакова во всех странах  мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.

Каждое  государство имеет бюджетный  фонд, и если финансы представляют собой совокупность денежных отношений  по поводу образования и использования  многих видов денежных фондов (предприятий  и организаций различных форм собственности, государства, кредитной  системы), то бюджет как экономическая  категория выражает систему императивных денежных отношений, в процессе которых  образуется и используется один фонд - бюджетный. Таким образом, в результате организуемых государством экономических  отношений формируется государственный  централизованный денежный фонд - бюджетный.

В процессе финансово-экономических отношений формируется денежный фонд Правительства (республиканский или федеральный бюджет) и органов местного самоуправления (местные бюджетные фонды) [5, с. 205].

Бюджетные фонды имеют сложную организационную  структуру. Конкретная величина фонда  зависит от множества факторов и  более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных  сдвигов в национальной экономике, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.

На каждом уровне управления бюджетный фонд имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему исполнения бюджетов, которую можно представить как совокупность:

- источников финансовых ресурсов;

- объектов бюджетного инвестирования;

- органов управления;

- инфраструктуры и алгоритмов их взаимоотношений, обеспечивающих достижение целей бюджета во множестве возможных реальных условий.

Модель  бюджетной системы состоит из совокупности шести основных взаимосвязанных  сфер: бюджета (денежных отношений); финансово-бюджетных  учреждений (аппарата); бюджетной политики; бюджетных денежных фондов; бюджетного устройства; бюджетного механизма.

Согласованность элементов бюджетной системы  является важнейшей предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение  равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и между сферами  сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему формальный характер.

Традиционно под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов различных уровней.

Учитывая  результаты теоретических исследований финансов и бюджета, обобщая точки  зрения видных ученых-экономистов, а  также принимая во внимание нормативные  документы, можно определить бюджетную  систему как совокупность взаимодействующих  финансово-бюджетных институтов, бюджетных  фондов, бюджетной политики, бюджетного права, бюджетного механизма, направленных на цели удовлетворения общегосударственных  потребностей и финансирования социально-экономических  программ в масштабах страны.

Государственный бюджет играет важную роль в финансовой системе страны.

Отражая содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику  в целом, так как он выступает  в качестве бюджета всего национального  хозяйства. Большую роль играет государственный  бюджет в сфере материального  производства выступая в качестве стимулятора  его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных  средств на действующих и вновь  вводимых предприятиях, обеспечение  других расходов позволяет бюджету  включаться в индивидуальный кругооборот  фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности  и равномерности [14, с. 194].

Расходы государства на просвещение и  здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий  общегосударственного масштаба. Большое  значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.

Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство  через бюджет может формировать  окончательные размеры фонда  потребления, влиять на территориальные  пропорции в его использовании.

Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами. При планировании бюджетной  политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость  бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости.

Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные  фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических  задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров  и услуг за счет ресурсов бюджетной  системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный  дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая  категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной  системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями  в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Она является также результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.

Главными  требованиями, предъявляемыми к бюджетной  политике можно назвать:

1. Реалистичность.

2. Государственный бюджет должен олицетворять ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств.

3. Государственный бюджет должен быть действенным инструментом политики финансового оздоровления экономики, не допустить роста инфляционных ожиданий.

4. Необходимо акцентировать внимание  на увеличении доходов, причем  не за счет роста налогового  бремени, а за счет более  решительного осуществления мер  по легализации частнопредпринимательской  инициативы.

5. Цели бюджетной политики должны  быть максимально детализированы [14, с. 195].

В условиях мирового финансового кризиса  в проектах бюджета многих стран на 2009 и на 2010 гг. закладывались дефициты бюджета.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его  характер и роль должны оцениваться  с учетом причин возникновения, направлений  и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

Снижение  налогов при неизменных государственных  расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что  правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем  для его покрытия необходимо будет  увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а  просто перераспределяются во времени.

Ожидания  налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов  приведут к тому, что сегодняшнее  потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защищая  мера по поддержанию в будущем "привычного" уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные  ценные бумага, предназначенные для  покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.

Основные  параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в  следующем: удержать экономику от падения  производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления  экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.

Для укрепления денежного обращения  и финансового положения страны необходимо совершенствовать бюджетный  механизм, обеспечить государственное  регулирование денежной массы, дедолларизацию, приоритетное финансирование развития реального сектора экономики, совершенствование  деятельности банковской системы; стимулировать  инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; укрепить доходную базу бюджета  за счет совершенствования налогообложения  и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным  и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить  контроль за величиной государственного долга. Основными задачами бюджетной  политики являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в национальной экономике