Государственный долг и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я рассмотрю проблему государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.
Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1 .Причины возникновения государственного долга и его виды ….................4
2. Последствия государственного долга и методы управления им. ...............10
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России. ............16
ПРАКТИКУМ ....................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .........................

Вложенные файлы: 1 файл

т.эконом.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

 

«Государственный долг и его последствия».

 

 

 

 

 

 

 

                                Преподаватель: Ефимов В.Г.

                                              Работа выполнена: Флейман Е.А.

                               Факультет менеджмента и маркетинга (МЕН)

                                          2-ой курс. Дневная форма обучения.

№ личного дела: 06ММБ01647

 

 

 

Воронеж 2006

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

1 .Причины возникновения государственного долга и его виды ….................4

2. Последствия государственного долга и методы управления им. ...............10

3. Влияние государственного долга на развитие экономики России. ............16

ПРАКТИКУМ ....................................................................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Уже XXI век... Каким в него вошла Россия, что ее ждет в новом времени? Какие ей нужно преодолеть трудности, какие решить проблемы, чтобы в будущем занять достойное место в мире? Над этими вопросами ломают головы те, кому небезразлична судьба России, кто связывает свое будущее с ее будущим. Они задумываются о выборе путей экономического, социального, духовного и нравственного развития. Все эти проблемы взаимосвязаны и все нужно решать как можно скорее. Естественно, меня тоже интересуют накопившиеся проблемы экономического характера. Их огромное количество, но среди них можно выделить несколько наиболее актуальных и принципиальных: проблема экономического роста, поддержание спроса, финансирование и развитие социальной сферы, проблема занятости, проблема неплатежей в народном хозяйстве, проблема накопленных Россией долгов за последние годы в результате внешних и внутренних займов.

В своей работе я рассмотрю проблему государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение   бюджетных   дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

Больше всего меня привлекает проблема внешнего долга. Развитие любой страны зависит и от её взаимоотношений с другими странами, а кредитные отношения занимают не самое последнее место среди них.

 

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ЕГО ВИДЫ.

Государственный долг – это задолженность, накопившаяся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов, минус бюджетные излишки.[1]

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так, как, во-первых, государственный заем - важный источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга – это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Виды государственного долга:

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.

Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечения новых заемных средств.

Внутренний государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и ценным непогашенным государственным бумагам, размещенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода. Число видов государственного внутреннего долга с 1997г. увеличилась в 1,5 раза, в основном за счет не рыночных инструментов. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. Расходы бюджета по обслуживанию данного вида долга с начала 1996г. фактически не учитывается в составе расходов федерального бюджета, казначейство сальдирует все обороты рынка ГКО, включая выручку от новых выпусков и суммы, направляемые на погашение старых.

              Облигации – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратную сумму с процентами. Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты –  погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация   представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация    ценная эмиссионная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.

Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.

По способу размещения государственные займы делятся на группы:

1)   Свободно обращающиеся облигации, размещающиеся по подписке.

2) Облигации, свободно размещающиеся на рынке ссудного капитала, обычно свободно размещаются через систему коммерческих банков (сберегательных и акционерных). Основными подписчиками облигаций по государственным займам выступают организации, специальные фонды, банки, страховые компании.

К ценным бумагам, используемым для мобилизации денежных ресурсов, относятся кроме облигации также и иные ценные бумаги, которые предусмотрены Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

Статья 75 Конституции РФ подчеркивает, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом Федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

              В последние годы на рынке ценных бумаг основная роль отводится государственным облигациям, эмитентом которых выступает правительственный орган – Министерство финансов РФ. Наиболее распространенными среди государственных облигаций являются государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и государственного сберегательного займа РФ.

              Внешний государственный долг – это задолженность перед иностранцами, он предполагает утечку ресурсов из страны-должника и сужает тем самым возможности потребления и инвестирования в национальной экономике[2].

Из истории внешнего долга:                           

В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое

из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу(союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов [3]), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.

                            Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 года Сумма основного долга составляет 24 млрд долларов, процентные платежи - 8,3 млрд долларов. Сумма долга будет разбита на две части. Основной долг планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по нему – в бумажные процентные облигации. Предусмотрено обращение этих облигаций, как в России, так и за ее пределами .

              Внешний долг является  предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30 %, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты с требованием залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

              Обычно правительства стран-дебиторов принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого можно использовать несколько путей:

                            1) Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Как правило, этот путь исключен для закоренелых должников, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.

                            2) Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих вскоре платежей на отдельное будущие. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов.

                            Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства.

                            Наиболее известны Парижский, Лондонский и Токийский клубы. Совокупный долг им без процентов составляет около 80 млрд. долл. Общая картина задолженности России трем международным финансовым клубам представлена на рисунке:

Рис. I. Задолженность России трем международным финансовым клубам. [4]

 

 

 

 

                           

                            Осенью 1998г. Правительство России сформировало новую международную финансовую структуру – Московский клуб. В эту организацию приглашены все нынешние держатели краткосрочных ГКО-ОФЗ. В одну группу объединились 17 крупнейших банков-держателей ГКО-ОФЗ, в другую – 60 трастовых компаний хедж фондов. Главной задачей клуба будет реструктуризация долгов по ГКО - ОФЗ и выработка условий для их постепенного погашения. 

                            3) Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, превращающее его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуются в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале фирм, права.

Информация о работе Государственный долг и его последствия