Достоинства и недостатки совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:07, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике все субъекты хозяйственной деятельности действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории . Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав "социалистическим соревнованием".
Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания. Она требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Иными словами, она стимулирует рациональность.
Вот почему интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, пробл

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 8
ОСНОВЫНЫЕ ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ 13
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 14
НЕДОСТАКИ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Закревская Л. 195гр.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

Государственный университет –  Высшая школа экономики

Факультет государственного и  муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

на тему:

                      Достоинства и недостатки совершенной  конкуренции. 

_____________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил (а):

 Ф.И.О. Закревская _Людмила Игоревна

195 группа

                                                                 Москва

                                                                  2010

 

      содержание.

    1. вВЕДЕНИЕ                                                                                                          3
    1. Развитие  понятия совершенная  конкуренция                      8
    1. основыные функции конкуренции                                               13
    1. положительные стороны совершенной  конкуренции     14
    1. недостаки совершенной конкуренции                                      16
    1. заключение                                                                                                    17
    1. список  использованной литературы                                           19

      введение.

      В рыночной экономике все субъекты хозяйственной деятельности действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Понятие конкуренции  является фундаментальным в экономической  теории . Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав "социалистическим соревнованием".

Конкуренция ведет  к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых  человеческих благ получена именно путем  состязания. Она требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Иными словами, она стимулирует рациональность.

Вот почему интересно  рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической  науке, проблемы, возникающие в связи  с ней.

Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определения, данные разными авторами.

"Конкуренция есть  стремление как можно лучше  удовлетворить критериям доступа  к редким благам", – считает  современный американский экономист  П. Хайне

Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

К.Р. Макконелл и С.Л. Брю считают, что конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

Нобелевский лауреат  по экономике 1974 г., австрийский ученый Фридрих А.-фон- Хайек отмечает, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным.

В своей книге "Международная  конкуренция" М. Портер отмечает, что  конкуренция- это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

А.Ю. Юданов утверждает, что рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся ими  на доступных сегментах рынка.

Р.А. Фатхутдинов в своем учебнике "Стратегический маркетинг" дает следующее определение конкуренции: "Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя (за его деньги), за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей".

Г.Л. Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Конкуренция является одной из важнейших категорий  современной экономической теории. Более того, без этого понятия  не обходится ни одна модель механизма  функционирования рынка. Теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит самое широкое практическое приложение, постоянно эволюционируя.

А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы  прибыли, приводит к оптимальному распределению  труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую  эффективность, и в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с "невидимой  рукой" рынка- автоматически равновесным механизмом рынка. И если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого "Исследование о природе и причине богатства народов" (1776 г.) является действие "невидимой руки", понятно, какое большое значение А. Смит уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общественных интересов. Модель совершенной (чистой) конкуренции, теоретические основы которой постулировал А. Смит полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами.

В "Принципах политической экономии и налогообложения" Д. Рикардо построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции. Для ее описания автор сконцентрировал внимание на том, как функционирует такая система в долгосрочной перспективе. Данный подход дал возможность уйти от "деталей", связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.

Существенные результаты, дополняющие модель совершенной  конкуренции, но с позиции закона стоимости, предложил в "Капитале" К .Маркс.

Неоклассическая школа, расцвет которой приходится на XIX век, еще более точно и полно  представила влияние совершенной  конкуренции на ценовую систему. Наиболее  значительными в этом смысле можно считать неоклассические  концепции А. Маршалла. Развивая основные положения классиков, он последовательно  и полно обосновал механизм автоматического  установления равновесия на рынке с  помощью совершенной (чистой) конкуренции  и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако А. Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике "условности" модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого  равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских  предпочтений при определении относительных  цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции- монополистической

В целом весь конец XIX и начало XX веков явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды  на конкуренцию и ее роль в экономике. Недовольство существовавшей моделью  совершенной конкуренции, главным  образом, было вызвано чрезмерным вниманием  только к одному виду конкуренции - ценовой и невозможностью раскрыть с ее помощью сущности конкурентной деятельности. Говоря о совершенной  конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: "...это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен на счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или

Таким образом, к  середине XX века сформировались общие  представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах.

Сегодня, говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об его недостатках, а также, разумеется, о тех проблемах, которые она не может решить по своей природе.

Цель этой работы заключается в том, что бы оценить положительные и отрицательные стороны совершенной конкуренции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Развитие понятия «совершенная конкуренция»

                  Слово "конкуренция" пришло в лексикон экономистов из обиходной речи, и на                         первых порах оно употреблялось весьма вольно, с неустоявшимся смыслом. Постепенно смысл этого слова уточнялся, становился все более и более определенным. Конкуренция              вошла в круг основных понятий экономической теории.

И все же конкуренция  долгое время трактовалась нестрого, как нечто очевидное в своей  непосредственной данности. До 1870-х  гг. ее сколько-нибудь глубокого и  систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия  принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась  в окончательном виде и нашла  свое место в экономической науке.

Одним из первых понятие  совершенной конкуренции дал  А. Смит. В догадках, разбросанных по страницам "Богатства народов", просматривается группа условий, необходимых для совершенной конкуренции (у Смита - "свободной" [Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993. Кн. I-III. С. 175, 176, 179-181]). Однако увидеть их стоит труда, ибо они выражены, как правило, слабо, неявно, а отчасти лишь подразумеваются. Согласно Дж. Стиглеру, у Смита таких условий пять:

    «1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

    2. Число конкурентов,  потенциальных или уже имеющихся,  должно 

    быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные ходы;

    3) экономические  единицы должны обладать приемлемым  знанием о рыночных возможностях

    4) Должна быть  свобода (от социальных ограничений)  действовать в соответствии с  этим знанием.

    5) Нужно достаточно  времени, чтобы направление и  объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев» (Стиглер  Дж. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Теория фирмы. Спб., 1995. (Вехи экономической мысли ; Вып. 2). С. 301).

    Набросок концепции  конкуренции, данный автором "Богатства  народов", не был ни дополнен, ни оспорен  в сколько-нибудь значительной степени  никем из экономистов в течение длительного времени. Лишь в русле неоклассического направления развитие концепции (модели) конкуренции нашло свое продолжение.

Это развитие было связано  с изменением самого подхода к  предмету. Если у Смита мир конкуренции - это чувственно воспринимаемая реальность, то у неоклассиков - реальность, мысленно представляемая (воображаемая). Иными  словами, это уже не та конкуренция, которая существует в действительности и которую имел в виду Смит, но конкуренция идеальная, существующая лишь в воображении исследователя. Отсюда и определение "совершенная". Совершенная - значит возможная как ее идеальное состояние, которое обязательно (по определению) не совпадает с миром "земной конкуренции", а потому и способное объяснять его.

Первым, кто так  представил конкуренцию, ее внутреннюю организацию, был Ф. Эджуорт. Автор "Математической психики" (1881 г.) попытался дать точное определение совершенной конкуренции. Анализ Эджуорта оставил глубокий след в развитии теории конкуренции, к нему восходит ее типичная интерпретация в современной литературе.

Область идеальной  конкуренции, утверждает Эджуорт, будет существовать, если выполняются следующие четыре условия (Терминология Эджуорта необычна и требует, пояснения. Под "соглашением" разумеется предварительная цена, которая может быть изменена путем "пересмотра соглашения"; "предмет соглашения" - это товар. Рынок у Эджуорта - это система непрерывно пересматриваемых соглашений. "Окончательное урегулирование" не достигается "до тех пор, пока рынок не натолкнется на систему соглашений, которые не могут быть изменены с выгодой для себя всех сторон, участвующих в пересмотре" (Edgeworth F. Papers Relating to Political Economy. London, 1925. Vol. 2. P. 314). В у результате пересмотра соглашений рынок "совершенствуется". В сущности, Эджуорт имеет в виду то, что обычно называется конкурентным перебиванием цен.).

Информация о работе Достоинства и недостатки совершенной конкуренции