Естественные монополии в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

С происхождением монополий стало естественным, что они оказывают не лишь позитивное, но и негативное воздействие на экономику страны. Исходя из этакого, страны, стараясь восполнить несовершенства базара, прибегают к разным способам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации базаров и охраны конкуренции государства:
разрабатывают законы, на базе которых разрешено обнаружить и наказывать компании, уличенные в монополизации;
создают организации, какие смотрят за формированием событий на базарах и выявляют случаи их монополизации;
помогают творению новейших фирм, которые имеют все шансы мешать монополизации рынков.

Содержание

Введение 2
Глава 1 «Понятие естественной монополии» 4
Параграф 1 4
Параграф 2 6
Глава 2 «Естественные монополии: реформы и законы» 10
Параграф 1 10
Параграф 2 14
Глава3 «Перспективы развития естественных монополий» 23
Заключение 28
Список используемых источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Экономике, Естественные монополии в экономике России.docx

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Страница |


 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

 

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

Курсовая работа

по Экономике

на тему «Естественные монополии в экономике России»

 

 

 

 

Выполнил:

Факультет массовых коммуникаций, 167б,

Тюльберова Валерия Витальевна

Руководитель:

Ст. преподаватель Е.А. Объедкова

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

  1. Введение           2
  2. Глава 1 «Понятие естественной монополии»     4
  3. Параграф 1           4
  4. Параграф 2           6
  5. Глава 2 «Естественные монополии: реформы и законы»                                    10
  6. Параграф 1                    10
  7. Параграф 2                    14
  8. Глава3 «Перспективы развития естественных монополий»            23
  9. Заключение                    28
  10. Список используемых источников                30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С происхождением монополий стало естественным, что они оказывают не лишь позитивное, но и негативное воздействие на экономику страны. Исходя из этакого, страны, стараясь восполнить несовершенства базара, прибегают к разным способам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации базаров и охраны конкуренции государства:

  • разрабатывают законы, на базе которых разрешено обнаружить и наказывать компании, уличенные в монополизации;
  • создают организации, какие смотрят за формированием событий на базарах и выявляют случаи их монополизации;
  • помогают творению новейших фирм, которые имеют все шансы мешать монополизации рынков.

Существует большущее численность разных рыночных состояний, что дозволяет произносить о несовершенстве рынков и разглядывать монополистическую компонент в качестве предпосылки этого несовершенства.

Монопольное состояние является желанным для всякого производителя (бизнесмена), т. к. позволяет избежать цельного ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А еще монопольное положение дает вероятность производителю (бизнесмену) без помощи других суживать конкуренцию на базаре определенного продукта и воздействовать на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения наиболее высочайшей прибыли.

Монополия представляет собой последний вариант неидеальной конкуренции, в каком месте имеется один-единый торговец и отсутствует возможность для вхождения других.

Но есть рынки, на которых соперничество нежелательна либо даже невероятна, так как присутствие более чем 1-го торговца приводило бы к росту издержек. Если создание хоть какого размера продукции одной компанией обходится подешевле, чем его производство 2-мя или более фирмами, то молвят, что ветвь именуется натуральной монополией.

Сферы натуральных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются совсем в зависимости от естественных причин (к примеру, наличия или неимения, повышение или убавления разведанных нужных ископаемых и других природных имуществ), от спроса на продукты и иных причин. Поэтому неизменное изучение и реформирование естественных монополий является нужным. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду не очень благоприятных последствий, таковых как:

  • завышение тарифов
  • нарушение прав потребителей
  • ухудшение экономического состояния страны
  • потому как с точки зрения муниципальных интересов

натуральные монополии рассматриваются как важный бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

От того как последовательно станет изменяться законодательная база страны, зависит предстоящее развитие экономики России и степень ее благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Понятие естественной монополии

Параграф 1

"Естественная монополия - положение товарного рынка, при котором ублажение спроса на этом базаре результативнее в неимение конкуренции в силу технологических необыкновенностей изготовления (в связи с значимым снижением издержек производства на штуку продукта по мерке роста размера производства), а продукты, производимые субъектами натуральной монополии, не имеют все шансы существовать изменены в потреблении иными продуктами, в связи с чем спрос на предоставленном товарном рынке на товары, производимые субъектами натуральных монополий, в наименьшей ступени зависит от конфигурации цены на этот товар, чем спрос на остальные виды продуктов. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое личико), призанятый созданием (реализацией) товаров в критериях естественной монополии" (3 Федеральный Закон "О естественных монополиях" 17. 08. 1995г. №147-ФЗ). Естественная монополия есть, когда эффект ее масштаба так велик, что один хозяйствующий субъект может наделять целый базар, имея наиболее низкие издержки, чем были бы издержки у ряда соперничающих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные компании владеют наилучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет что проистекает поднятие производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что значит более действенное внедрение ресурсов. В связи с сиим натуральная монополия делается желаемым явлением для сообщества, желая монопольная натура все одинаково принуждает выверять их активность.

Основными признаками естественной монополии являются:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в неимении конкуренции, что соединено с значимой экономией на масштабах производства и высочайшими условно-неизменными издержками. К таковым сферам относят, к примеру, транспорт. Затраты на доставку багажа либо перевозку 1-го пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направленности.
  2. Высокие барьеры входа на рынок, так как фиксированные издержки, связанные со строительством таковых сооружений, как пути, полосы связи, столь высоки, что организация схожей параллельной системы, исполняющей те же наиболее функции (строительство дорог и трубопровода или набивка жд полотна проблематична) навряд ли может оправдать себя.
  3. Низкая упругость спроса, поскольку спрос на продукцию или сервисы, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не может быть сменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важные потребности народонаселения или остальных отраслей индустрии. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на авто принудит почти всех потребителей отрешиться от покупки своей машинки, и они будут воспользоваться публичным транспортом, то даже существенное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее употребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем трудно.
  4. Сетевой нрав организации рынка, то есть присутствие целостной системы протяженных в пространстве сетей, средством которых делается обнаруживание определенной услуги, в том числе наличие организованной козни, для которой нужно управление и контроль из одного центра в настоящем масштабе времени.

Существуют 2 типа естественных монополий:

  • естественные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может начинать компания, геологи которой нашли месторождение неповторимых нужных ископаемых и которая покупала права на земляной участок, в каком месте размещается это месторождение.ныне никто иной это месторождение применять не сумеет: закон охраняет права владельца, даже ежели он оказался в результате монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства страны в деятельность такового монополиста).
  • технико-экономические монополии. Так условно можно именовать монополии, происхождение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими факторами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 2

Примеры естественных монополий

 

  1. Электроэнергетика.

В российской электроэнергетике натуральная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе собственной специализирована существовать монопольной. Конкуренция тут экономически вздорна, т.к. значила бы повсеместное здание нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, специализированных для исполнения практически одних и тех же услуг и различающихся друг от друга только тем, что они принадлежат различным хозяйствующим субъектам. Сомнительная польза от экономии на издержках изготовления электроэнергии за счет конкуренции меж обладателями сетей не идет ни в какое сопоставление с бездумными издержками на стройку передающих сетей.

Сейчас принимаются инициативные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:

  • вводится, совсем новейший базарный устройство определения цены электрической энергии методом конкурентноспособного отбора заявок на ее продажу при предоставленном уровне спроса, определяемом на базе заявок на покупку электроэнергии;
  • предполагается окончание формирования нормативно-законный базы функционирования только оптового базара электрической энергии, в том числе предложение верховодил работы оптового рынка на принципах конкуренции и распорядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка соглашений на поставки электрической энергии и мощности, договоров на внедрение межсистемной электрической козни оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его соучастниками;
  • намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по совершенным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
  • расширение состава больших потребителей, выведенных на оптовый базар.

Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного сообщества (когда в ноябре 1992г. были соединены мощности выше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было создание оптового рынка электроэнергии. В федеральное владенье РАО "ЕЭС России" поступили возле 50 новейших электростанций (это наиболее пятидесяти процентов общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

В структуре денежных средств РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО владеет 50 и более процентов акций, в других - наименее 50%. Основные фонды фирмы оцениваются в 400 миллиардов.долл., рыночная капитализация холдинга сочиняет около 13 млрд. долл. Владея большей долею энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является владельцем всей сети рядов электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, важную долю сочиняют АЭС, на какие приходится 13% всеобщего производства электроэнергии в РФ.

Толчком к регионализации, делению одного рынка электроэнергии послужило вступление в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии покупателями отдельных областей в зависимости от настоящих затрат всякой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются большие высокоэффективные станции при более совершенной загрузке менее действенных небольших станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Главная неувязка российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции использование санкций в отношении неплательщиков очень затруднено. Положение, вызванное неплатежами, разрешено значительно повысить путем реализации значимого экспортного потенциала РАО. По неким оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на лишних мощностях, дозволил бы обретать раз в год до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших размеров электроэнергии на значимые расстояния с сохранением ее характеристик требуется модернизация линий электропередач и запасных сооружений.

По понятию доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко - "нужно полнее применять достоинства единственной централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сконцентрированы генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше способностей для экспансии на наружные рынки. Не случаем схожая методика удачно работает во Франции - одном из огромнейших в мире экспортеров электроэнергии".

  1. Газовая промышленность.

Путем преображения Государственного газового концерна в феврале 1993г. сотворено РАО "Газпром", в 1999 г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в согласовании с требованиями законодательства об акционерных сообществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - наикрупнейший заимодавец российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% евро газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает большими активами, в главном в облике частей в компаниях, обладающих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" подключает 8 газодобывающих соединений и 13 региональных газотранспортных компаний, а еще внешнеэкономическое начинание "Газэкспорт"; они исполняют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной базы и присутствие образованный системы газопроводов описывает живучесть позиций "Газпрома" на мировом рынке. В разработке единой системы газоснабжения Российская Федерация обогнала страны Западной Европы, в каком месте подобная система только затевает организовываться. Так, в Германии "Газпром" имеет сильную систему газопроводов, дозволяющую вылезти конкретно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" сотворил ряд альянсов с наикрупнейшими западными корпорациями, позволивших соединить технологический, денежный и научно-промышленный потенциал компаний. Так, соединение с группой "mter h ll" (дочернем затеи концерна "B ") дает "Газпрому" вероятность надзирать до 10% рынка Германии с перспективой роста данной части.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России